Исторические памятники Чашниково...

В исторической литературе их так же разделяют - одна усадьба называется Чашниково-Нарышкиных, а другая - в которой мы и оказались - Чашниково-Собакиных. Вторая часть названия добавилась по фамилии бояр Собакиных, владевших имением в XVIII веке.


Исторический  памятник -усадьба  дворян  Собакиных взывает  о  помощи   стены  и  кровля ..и дивные  историсческие  постройки  разрушаются ...


перейдите  по  ссылке  и  вы увидите  дивные исторические  объекты  в  крайне ужасном  состоянии ... это  усадьба  дворян  Собакиных

В Солнечногорском районе Подмосковья, всего в нескольких десятках метров от Ленинградского шоссе, стоит необычное старинное здание красного кирпича. Каждый, кто видит его впервые, задается вопросом - «что же здесь когда-то было?». Обходит вокруг, пытается найти какую-нибудь информационную табличку или даже заглянуть в зарешеченные окна, но если в это время на пустынной сельской улице не появляется кто-то из местных жителей, способный удовлетворить интерес любопытного туриста, то последнему только и остается строить догадки. Мы тоже там побывали и постарались приоткрыть завесу тайны.

Деревня Чашниково с виду ничем не отличается от многих других небольших подмосковных селений - несколько невысоких многоквартирных домов посреди липовой рощи, отгороженной от шумного шоссе большим забором, старый пруд, магазин, детский сад. Но если вы, несмотря на довольно скучное первое впечатление, потратите немного времени и прогуляетесь по местным улочкам, то обнаружите несколько весьма интересных достопримечательностей.

Первая из них - почвенно-экологический центр МГУ имени М.В. Ломоносова. В его стенах, а также в яблоневом саду и специальном питомнике с 1953 года проводятся комплексные исследования по различным аспектам почвоведения, экологии и сельского хозяйства. За эти годы в центре было выведено пятнадцать новых сортов яблонь, прекрасно зарекомендовавших себя у садоводов, которые с началом нового дачного сезона становятся в Чашниково постоянными посетителями. Здесь же студенты естественнонаучных факультетов университета каждый год проходят летнюю практику - для них неподалеку построены несколько жилых корпусов.

Но если питомник растений еще может остаться незамеченным, то мимо вышеупомянутого таинственного здания, расположенного практически в самом центре поселка, вы точно не пройдете. Оно сразу же привлекает взгляд своей изысканной архитектурой и заставляет остановиться, чтобы повнимательнее рассмотреть все богатство украшения фасадов. Стоит оно здесь явно уже более века и принадлежит, скорее всего, какой-нибудь старинной усадьбе, других следов которой, тем не менее, вокруг не наблюдается.

Не нужно быть архитектором, чтобы суметь оценить красоту этой постройки, которая даже несмотря на свой преклонный возраст, выглядит настоящей жемчужиной на фоне окружающей ее советской застройки. Но каким было ее назначение раньше?

По богатству оформления кирпичное здание не уступает многим подмосковным усадьбам, а точнее - их главным «господским» домам. Но что-то в его облике наводит на мысль, что хозяин усадьбы жил все-таки в другом месте, а здесь располагались, возможно, хозяйственные помещения - иначе зачем нужны многочисленные въездные ворота? Объявление на дверях вносит еще большую интригу: «12 марта в старинном здании с колоннами пройдет водосвятный молебен» .



Чтобы во всем разобраться и ответить на многочисленные вопросы, необходимо заглянуть в историю этих мест.



Стоит заметить, что в Солнечногорском районе есть две деревни Чашниково, названные так еще в XV веке по фамилии своих хозяев - новгородских бояр Чашниковых. В то время Новгород подумывал о том, чтобы присоединиться к Литовскому княжеству, но московский князь Иван III не мог этого допустить и развязал войну, закончившуюся падением и последующим подчинением Новгорода Московскому княжеству. Для закрепления результата Иван III выселил из Новгорода семь тысяч человек - в первую очередь это коснулось знатных семей. Распределили их по многим городам - от Мурома и Владимира до Ростова и Костромы. Среди них были и бояре Чашниковы.

В 1661-1662 годах австрийский барон Августин фон Мейерберг отправился с посольством в Москву, а по пути посетил многие русские города и села. Путешественник вел дневник, в котором подробно описывал картины русской жизни того времени, а также свои впечатления от увиденного. В свите австрийского посла также был и художник, благодаря трудам которого в сочинении  Мейерберга, впоследствии получившим название «Путешествие в Московию», появились бесценные для нас картинки. Барон посетил и подмосковное Чашниково, а художник увековечил образ этого небольшого села. Так оно выглядело 356 лет назад.

Дальнейшая судьба деревень Чашниково и боярских имений складывалась по-разному - теперь ими стали владеть разные хозяева. В исторической литературе их так же разделяют - одна усадьба называется Чашниково-Нарышкиных, а другая - в которой мы и оказались - Чашниково-Собакиных. Вторая часть названия добавилась по фамилии бояр Собакиных, владевших имением в XVIII веке.



Этот боярский род никогда не отличался особой знатностью или богатством, и прочно вошел в историю только благодаря одному событию, имевшему место в годы правления царя Ивана Грозного. В 1571 году отец семейства - Василий Степанович Собакин - привез свою дочь Марфу на смотрины в Грановитую палату. Каково же было его удивление, когда царь из двух тысяч невест выбрал себе в жены именно его дочку. Молодая царица, к несчастью, скончалась через пятнадцать дней после свадьбы. Согласно официальной версии, виной тому послужил яд, подсыпанный кем-то из недоброжелателей.



В начале XIX века усадьба Чашниково-Собакиных перестраивается и теперь представляет собой большой деревянный господский дом с антресолями, расположенный в окружении красивого липового парка с прудом. Неподалеку возводится кирпичный конный двор, напоминающий по своей композиции знаменитые императорские конюшни архитектора В.П. Стасова в Санкт-Петербурге. Удивительно, но он намного превосходит по своим размерам и богатству отделки главный усадебный дом. Кто-то говорит, что строительство такой роскошной конюшни на фоне небогатой усадьбы было необдуманной прихотью, но мы этого не знаем и утверждать не будем. Согласно данным энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, к концу XIX века Россия занимала первое место в мире по количеству лошадей: их насчитывалось порядка 20 миллионов голов. В подтверждение этому факту Собакины построили, пожалуй, один из самых красивых конных дворов во всем Подмосковье.



Усадебный комплекс в Чашниково можно было наблюдать почти до середины XX века, о чем свидетельствуют материалы летних экскурсий 1924 года Общества изучения русской усадьбы. Позднее господский дом и каменная Никольская церковь, расположенная неподалеку, были разрушены. От усадьбы остался только конный двор, заросший липовый парк и пруд, на котором зимой детвора катается на коньках, а летом удит рыбу.

Как вы уже наверняка догадались, то самое таинственное здание из красного кирпича и есть конный двор - некогда жемчужина усадьбы Собакиных, а теперь и деревни Чашниково.

Координаты конного двора: 56°2'4"N 37°9'58"E

   ВСТРОИТЬ НА САЙТ
 3978 Добавить в Мои источники на Яндексе


Египетские фараоны в подмосковной усадьбе
12:47, 09 марта 2017
Старинное село Мещерское, расположенное в Чеховском районе Подмосковья, во все времена было местом весьма интересным с позиции нашего современника. По воле провидения именно с этим небольшим селом связаны имена многих великих деятелей - здесь бывали и творили Петр Ильич Чайковский, Александр Иванович Долгоруков, Исаак Левитан, Лев Толстой, Антон Павлович Чехов, Николай Златовратский, Казимир Малевич и другие. Но не менее персоналий интересны и сами здешние места: тихий лесной пруд, который, согласно местной легенде, вдохновил Левитана на написание знаменитой картины «Лилии», земская больница, ставшая прообразом «Палаты №6». На фоне столь громких имен и достопримечательностей можно и не заметить в строгих больничных корпусах старинную усадьбу, способную поразить внимательного посетителя уникальной для Подмосковья архитектурой.

В наши дни село Мещерское наиболее известно как место расположения одной из самых крупных и старейших в России психиатрических лечебниц (№2 имени В.И. Яковенко), созданной здесь в 1891-1893 годах. С тех давних пор работа больницы не прерывалась даже на день, а в годы двух мировых войн она превращалась в военный госпиталь, оказывая медицинскую помощь раненым солдатам и офицерам.



В 1894 году в больницу на съезд земских врачей приезжал А.П.Чехов, в 1907 году с ее работой знакомился Л.Н. Толстой, гостивший в имении у своего друга В.Г. Черткова неподалеку. В те же годы, вслед за своей женой, устроившейся работать фельдшерицей, в Мещерское приехал и Казимир Малевич. Главный врач больницы - Владимир Иванович Яковенко - принимал активное участие в революционном движении, последовавшим за Первой русской революцией, и даже устроил в Мещерском тайник с оружием и нелегальной большевистской литературой, за что впоследствии был уволен и сослан на хутор в Полтавскую губернию.



Позднее, уже в 60-е годы, больница часто использовалась для нужд так называемой «карательной психиатрии» - метода устранения политических оппонентов путем признания их душевнобольными и последующим насильственным заточением в стены лечебницы. Одной из таких узниц Мещерской психиатрической больницы в 1968 году стала монахиня Валерия Макеева, занимавшаяся издательством православной литературы несмотря на запреты со стороны государства.

Как вы могли заметить, большинство значимых событий в истории села за XX век так или иначе связаны с лечебницей. И сейчас, оказавшись в Мещерском, вы сразу же увидите огромные больничные корпуса за высоким забором, расположенные в самом центре поселка. Миновав сурового охранника на пропускном пункте, вы окажетесь в обширном внутреннем дворе - между хозяйственными и административными корпусами. Основные лечебные корпуса расположены еще за одной массивной стеной, увенчанной колючей проволокой, вход за которую посторонним воспрещен. Неспешно прогуливаясь по старой липовой аллее, сложно не обратить внимание на исключительно изящную архитектуру некоторых зданий, в очертаниях которых угадывается определенно иное их предназначение, изначально заложенное архитектором.



В конце аллеи вы увидите пятиглавый храм красного кирпича, возвышающийся над вековыми липами, а напротив - красивое двухэтажное здание XIX века, поражающее богатством декора своих фасадов. Перед вами главный дом усадьбы Мещерское и Покровский храм, пережившие все невзгоды XX века и недавно частично отреставрированные. О них и пойдет дальнейшее повествование.

Свое название село и будущая усадьба обрели по имени одного из своих первых владельцев - бежецкого воеводы князя Ивана Михайловича Мещерского. В 1636 году его сын - Иван Иванович Мещерский - решает здесь прочно обосноваться, строит первый усадебный дом и деревянную церковь Покрова Богородицы, в будущем несколько раз менявшую свой облик и наконец превратившуюся в пятиглавый каменный храм, построенный в середине XIX века и сохранившийся до наших дней.



После Мещерских село несколько раз меняло своих хозяев, пока в 1817 году не было куплено бароном Львом Карловичем Боде, эмигрировавшим в Россию после Французской революции. Пройдя всю Отечественную войну от Борисова до Франции, он получил множество наград и звание полковника, а в 1816 году, вернувшись в Москву, вышел в отставку и женился на последней представительнице древнего боярского рода - Колычевой Наталье Федоровне.

Получив в Москве назначение в Министерство Императорского двора и занимаясь строительством Большого Кремлевского дворца, он приобрел подмосковную усадьбу Мещерское, куда вся семья ежегодно перебиралась на лето. Их современник, писатель Михаил Николаевич Загоскин, так характеризует семью Боде-Колычевых:

«Барон и жена его Наталья Фёдоровна и все их семейство, пользовались в Москве полным уважением не только всех лиц, близко их знавших, но и всего высшего общества и, несмотря на свою иностранную фамилию, могли по справедливости называться настоящими русскими «барами».

Их сын - Михаил Львович Боде - после смерти родителей, получает разрешение его Императорского Величества принять фамилию и герб предков матери и с тех пор именуется Боде-Колычевым. Именно в период 70-летнего владения усадьбой родом Боде-Колычевых, она приобретает свой неповторимый праздничный облик, отчасти сохранившийся до наших дней. Хозяева усадьбы обладали изысканным вкусом, а также достаточными средствами для претворения в жизнь своих идей. Они возвели каменный Покровский храм на месте старого деревянного, разбили липовый парк с запутанной сетью уютных аллей, вход на главную из которых (где сейчас находится контрольно-пропускной пункт больницы) украшен красивой въездной аркой с изображением фамильного герба Боде. Но особое место во всем архитектурно-парковом ансамбле занимал главный усадебный дом - неизвестный архитектор вложил душу и все мастерство в создание этого подмосковного дворца, соединившего в себе архитектурные образы разных времен и народов.



Первое, что бросается в глаза каждому - крайне необычное оформление центрального ризалита здания. Помимо многочисленных узоров, колонн и обрамлений из тесаного кирпича, вы увидите две белокаменные скульптуры по мотивам древнего Египта, одетые в треугольные набедренные повязки и клафты - головные уборы древнеегипетских фараонов. Впрочем, часть исследователей склоняются к мнению, что статуи изображают дельфийских Клеобиса и Битона - персонажей греческой мифологии. Так или иначе, но две столь необычные скульптуры еще раз подчеркивают изысканный вкус Боде-Колычевых и придают дворцу неповторимый облик, не имеющей аналогов в Подмосковье.



После смерти Михаила Львовича Боде-Колычева усадьбу приобретает помещица Н.М. Левашевская, но размеренная загородная жизнь быстро ее утомляет, и в 1891 году она продает имение Московской земской управе, которая и строит в Мещерском больницу. Часть липового парка вырубается, возводятся несколько новых корпусов, старые усадебные постройки переоборудуются под нужды лечебницы, неподалеку разбивается большой яблоневый сад, овощные и ягодные плантации, которые весь год обеспечивают пропитанием не только больницу, но и многие окрестные деревни и села.

Покровский храм и усадьба Боде-Колычевых встретили революцию 1917 года в составе Мещерской больницы. Благодаря самоотверженности сотрудников лечебницы, храм простоял до 1929 года, когда постановлением Мособлисполкома все же был закрыт, а затем наполовину разрушен. До конца СССР в здании храма располагалось кафе и сельская библиотека.

В наши дни главный усадебный дом и храм частично отреставрированы, а в последнем проходят службы. Всех, кто не испугается вида заборов с колючей проволокой и охраны, ждет знакомство с одним из самых примечательных подмосковных дворянских имений.


Рецензии