Ключевая ставка Банка России

                Ставка рефинансирования и ключевая ставка
     как основные финансовые  инструменты денежно-кредитной политики Банка России


Как показывает мировой опыт в арсенале денежно-кредитной политики Центральных Банков, как правило, основными инструментами монетарного регулирования являются:

• уровень процентной ставки (учетная ставка, ставка рефинансирования, ключевая ставка и др.);
• политика формирования обязательных резервов;
• операции на открытом рынке;
• рефинансирование коммерческих банков;
• политика валютного курса;
• таргетирование уровня инфляции.

                Ставка рефинансирования


В России ставка рефинансирования – инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Банком России для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке.

Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые Банк России использует при предоставлении ликвидности кредитным организациям.

Анализ изменения значения ставки рефинансирования в России в период с 1990 по 2016 г. свидетельствует о том, что существенного реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.

В начале так называемых либеральных экономических реформ в конце 90-х годов прошлого столетия в России уровень ставки рефинансирования оставался достаточно высоким по сравнению с аналогичным показателем в других странах мира.

В частности, в течение 1993 г. ставка рефинансирования колебалась от 80 до 180%. Согласно нормативным документам, начиная с июля 1993 г. процентная ставка Банка России могла устанавливаться на уровне не более чем на 7% ниже межбанковской рыночной процентной ставки. С конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%.

Максимальный уровень ставки рефинансирования в России была зафиксирована в апреле 1994 г. и составил 210%. На тот момент это был один из самых высоких уровней процентной ставки в мире.

К октябрю 1994 г. благодаря определенному ужесточению денежно-кредитной политики правительству удалось понизить уровень процентной ставки до 130%.

Однако в том же месяце 11 октября в «черный вторник» произошло резкое падения курса рубля по отношению к доллару США с 2833 до 3926 рублей за доллар. С целью недопущения дальнейшего падения курса национальной валюты ставка рефинансирования Банка России 12 октября 1994 г. вновь была резко повышена до 170%.

На протяжении 1995 г. уровень ставки рефинансирования Банка России колебался в пределах от 170 до 200%. В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить ставку до 120%, а к декабрю того же года до 48%.

В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня ставки рефинансирования, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемых либеральных экономических реформ в России и составила 21%.

В начале 1998 г. в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере правительство вынуждено было опять пойти на повышение учетной ставки до 50%.

Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс. Правительство России 17 августа 1998 г. объявило о невозможности осуществления платежей по своим долговым обязательства, в том числе по Государственным казначейским обязательствам (ГКО) и Облигациям федерального займа (ОФЗ), что фактически означало суверенный дефолт. В результате ставка рефинансирования была вновь резко увеличена до 150%.

По мере преодоления последствий финансового кризиса в середине 1999 г.  денежным властям удалось понизить ставку до 60%. С этого периода наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя.
За период с июня 1999 г. по февраль 2008 г. ставка рефинансирования понизилась с 55% до 10%.

Однако, для преодоления инфляционных процессов, в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования.

В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, в апреле, на 0,25%, в июне еще 0,25% и достигла 11%. Последующее повышение ставки пришлось на начало финансово-экономического кризиса. В ноябре 2008 г. Банк России увеличил данный показатель на 1%, в декабре еще на 1%, доведя ставку рефинансирования до 13%.

Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленно развитых были отмечены противоположные тенденции в денежно-кредитной политике.
Обострение финансового кризиса в конце 2008 г. усилило риски замедления экономического роста и снизило риски ускорения инфляции.

В этих условиях Центральные банки ряда ведущих стран мира провели беспрецедентную акцию по одновременному снижению учетных ставок сразу на 0,5 пункта. В частности, 9 октября 2008 г.  ФРС США объявила о снижении ставки по федеральным фондам до 1,5%, Европейский центральный банк – до 3,75%, Банк Англии – до 4,5%, Банк Канады – до 2,5%, Банк Швеции – до 4,25%, Банк Швейцарии  – до 2,5%.,  Народный Банк Китая – до 6,93% (снижение на 0,27%), Банк Японии сохранил ставку на низком уровне 0,5%.

Действия денежных властей России по повышению ставки рефинансирования мотивировалось необходимостью остановить отток капитала за рубеж, и сделать менее привлекательным перевод рублевых средств в валютные активы, в условиях девальвации рубля.

Кроме того, использовался аргумент необходимости придерживаться принципа соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции, которые в то время составляла 13,3%. По этому показателю Россия занимала 16 место в мире.

Таким образом, ошибочная политика денежных властей и повышение ставки в условиях низкой ликвидности банковской системы фактически сделало недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало не преодолению, а усугублению кризисных явлений.

Под давлением экспертного сообщества и Правительства России в апреле 2009 г.  Банк России вынужден был изменить направление денежно-кредитной политики в отношении ставки рефинансирования, которая в апреле 2009 г. начала понижаться. В период до конца 2009 г. Банк России 10 раз понижал ставку рефинансирования, доведя ее до 8,75%.

В 2010 г. эта тенденция сохранилась, ставка рефинансирования была снижена к июню до 7,75%.

В феврале 2011 г. под предлогом борьбы с новым витком инфляции денежные власти вновь изменили тренд в установлении размера ставки рефинансирования, повысив ее значение до 8,0%. Этот показатель сохранялся в течение всего 2012 г.

                Ключевая ставка


В сентябре 2013 г. в арсенале денежно-кредитной политике Банка Россия появился новый финансовый инструмент - ключевая ставка.

Ключевая ставка –– это минимальная процентная ставка, по которой Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам сроком на одну неделю на аукционах РЕПО и является максимальной ставкой, по которой ЦБ готов принять на депозиты от коммерческих банков.

Ключевая ставка устанавливается Советом директоров Банка России, заседания которого проводится регулярно один раз в шесть недель.

Таким образом, основное отличие ставки рефинансирования от ключевой ставки заключается в том, что ставка рефинансировании используется как индикатор для долгосрочного кредитования.

Следует отметить, что весь последующий 2014 г. был отмечен ужесточением денежно-кредитной политики Банка России. Уровень ключевой ставки повышался 5 раза и вырос с 7,0% в марте 2014 г. до10,5% в начале декабря 2014 г.

Однако в середине декабря 2014 г. в связи с резким ростом мировых цен на нефть, вызвавшие рост валютных спекуляций на внутреннем рынке  Банк России в ночь с 15 на 16 декабря 2014 г. Банк России резко повысил ключевую ставку с 10,5% до 17,0%. Это решение денежные власти объясняли необходимостью уменьшения девальвационных и инфляционных рисков.

Таким образом, в очередной раз жесткая политика денежных властей и повышение ставки в условиях низкой ликвидности банковской системы фактически сделало недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало не преодолению, а усугублению кризисных явлений.

Для периодов с высоким уровнем ключевой ставки характерно замедление темпов экономического роста. Положительная сторона высоких ставок - повышение интереса к депозитам и увеличения притока денег в коммерческие банки.

Следует отметить, что только под беспрецедентным давлением предпринимательского сообщества Банк России вынужден был пойти на снижение ключевой ставки, которая в течение 2015 г. снижалась пять раз и к августу составила 11%.

Банк России своим решением с 1 января 2016 г. привязал уровень ставку рефинансирования к уровню ключевой ставке и уровнял их значения. С этого времени самостоятельное значение ставки рефинансирования регулятором не устанавливается.

Следует отметить, что ставка рефинансирования в России выполняла не свойственные ей в рыночной экономике фискальные функции.

Ставки законодательно была привязана к расчету штрафов и пеней при уплате налогов или задержке при выплате заработной платы. От ее значения зависел уровень налогообложения повышенных доходов от вкладов населения и юридических лиц в коммерческих банках и др.

В России ставка рефинансирования была скорее экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции и стимулирования экономического роста.
К сожалению, ключевая ставка тоже сохранила фискальные функции и не стала эффективным инструментом стимулирования роста экономики России.

В частности, в зависимости от уровня ключевой ставки определяется процент в расчетах пеней налоговыми органами, на базе уровня ключевой ставки определяется размер компенсаций при несвоевременной выплате заработной платы или дохода наемному персоналу.

В период 2016-2017 гг. в денежно-кредитной политике Банка России сохранялся понижательный тренд по установлению ключевой ставки, которая за этот период сократилась до 7,75%.

В начале 2018 г. этот тренд сохранился и ставка два раза понижалась, достигнув к марту уровня в 7,25%.

Однако в сентябре 2018 г. в связи ростом инфляции и инфляционных ожиданий, определёнными проблемами на валютном рынке Банк России принял решение об увеличении ключевой ставки на 0,25 базисных пункта до 7,5% и в декабре 2018 г. еще на 0,25 базисных пункта до 7,75%.

Повышение ключевой ставки способствовало оттоку  «лишних» денег из экономики, что в конечном итоге привело к снижению темпов инфляции.

Следует отметить, что, повышая ключевую ставку, Банк России задаёт тренд на сбережение финансов. При повышении ключевой ставки кредитные продукты становятся менее выгодными как для населения, так и для бизнеса, особенно малого и среднего, что отрицательно влияет на деловую активность и ведет к замедлению темпов роста экономики.

Новая волна смягчения денежно-кредитной политики регулятора началась в июне 2019 г., когда ключевая ставка была понижена до 7,5%. Этот тренд сохранялся весь год в сентябре ключевая ставка была понижена до 7,0%. 

Снижение ключевой ставки провоцирует увеличение объема денег в обороте. Вслед за корректировкой базисного процента коммерческие банки начинают понижать свои кредитные ставки.

Это действие может создать условия для увеличения активности на внутреннем рынке потребления и для активизации промышленного производства.

При определении уровня ключевой ставки Банком России анализируется динамика основных макроэкономических показателей, в том числе темпы роста экономики, состояние кредитно-банковской системы, денежного рынка, уровень инфляции, инфляционные ожидания и др.

Учитываются тенденции развития мировой экономики, тренды в денежно-кредитной политики ведущих промышленно развитых стран, прогнозы динамики мировых цен на энергоносители, золото и др.

Несмотря на понижательный тренд размер ключевой ставки Банка России остается достаточно высоким по сравнению с ведущими промышленно развитыми странами, что оказывает существенное влияние на стоимость заемных средств для реального сектора экономики.

Это в свою очередь не способствует стимулированию роста экономики и потребительского спроса.

В ближайшие годы с учетом баланса рисков для инфляции Банк России постепенно продолжит переходить от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике.

При этом регулятор будет оценивать не только инфляционные факторы и риски, но и динамику экономической активности. В 2020-2022 г. следует ожидать дальнейшего понижения ключевой ставки до 6-5%.


Рецензии