Свято - Митрофановский 11. Церковный хор

   Проект храма с архитектурной точки зрения творение удивительное, я писал об этом в одной из глав. Все в нем было иначе, чем на тех объектах, которые мы строили в то советское время, которые являлись предметом типизации как государственной политики в строительстве. Здесь все было другое - и сводчатые потолки, и арочные окна, и сложный план стен с боковыми приделами и алтарем, и венчающие купола. Это было необычно, но функционально понятно. Необычный интерес у нас вызвал один из строительных элементов здания - балкон для хора (хОры).
   - Что-то непонятно, - обратился прораб Вячеслав Александрович к отцу Владимиру, - певчие вроде располагаются в храме,но где-то в стороне от верующих?
   - Ну, точно не знаю, - отец Владимир задумчиво прошелся по прорабской, - это наверно в сельских церквях так, а в городах, в крупных храмах могут быть и балконы (хОры). По крайней мере, я видел подобный вариант. И потом, Александр Борисович (Поплавский, архитектор проекта) чего зря не спроектирует.
   Я вдруг подумал - а будут ли петь они с этого балкона? Что-то как-то непривычно это выглядит.

   Прошли годы. Теперь я прихожу на службу, и когда начинает петь хор, очень высоко, очень чисто, очень лирично, кажется, душа моя покидает тело и поднимается к ангелам.
   Собрался написать о хоре, о людях, которые создают такую красоту, такую гармонию, такое благолепие, как в моей голове, один за другим стали всплывать вопросы:
   - А для чего нужен в храме хор?
   - Какую роль он играет в процессе службы?
   - А каков статус участников хора - они служащие в храме, или прихожане?
   - А какова роль регента, руководителя хора?
   - И кто какую поет партию, есть ли солисты?
   
   Первая встреча состоялась с регентом, Еленой Леонидовной Татаринцевой. Передо мной появилась высокая и красивая женщина средних лет, серьезная, со строгими чертами лица. Даже какая-то была неуверенность сначала, согласится ли она пустить постороннего человека в свое святая святых. И напрасно. Я встретил самый доброжелательный отклик, и уже через неделю состоялась именно та встреча, о которой я мечтал - со старейшими и опытнейшими участниками хора. Встреча проходила в актовом зале Воскресной школы, работающей при храме. Нас любезно приютила преподаватель школы, также поющая в хоре, Орехова Ольга Владимировна.

   - Елена Леонидовна, как Вы пришли в храм? Только пожалуйста - с самого начала и по порядку.

   - Ну, если по порядку, музыкальное образование началось с семи лет. Я была отобрана в Воронежское музыкально-педагогическое училище с базовой восьмилетней школой-интернатом музыкального воспитания. По окончании восьмилетней школы продолжила обучение в музыкально-педагогическом училище. Еще позже училась в Воронежском институте искусств, на музыкальном факультете по специальности хоровое дирижирование. Нам повезло, в то время там преподавал главный дирижер оперного театра Васильев Виталий Григорьевич.

  До прихода в хор я была человеком неверующим. Мы получали и в школе и в ВУЗе атеистическое образование. Мое представление о вере перевернули паломнические поездки, которые мне посчастливилось совершить на Валаам и на Соловки. Впечатление было столь сильным, что я вернулась оттуда другим человеком. В сердце возникло желание - служение Богу.

  Я пришла в хор в 1993 году. Настоятелем тогда еще в молитвенном доме был отец Вадим Чуриков. Мое желание служить Богу своей профессией было настолько сильным, что на вопрос отца Вадима: "А кто будет регентом?" я без раздумий воскликнула; "Я!"

 Дело оказалось непростым. Сразу пришлось учить устав, порядок церковных служб. А они каждый раз идут по-новому. Много работала над подборкой произведений, репертуаром. С утра до вечера писала ноты, тексты для каждого поющего на отдельном листочке. Буквально горела в делах. Приходилось заниматься и кадрами. За 25 лет люди менялись мало. Если кто-то уходил, приглашала людей, которых знала.

   Продолжая думать о роли хора, мне ничего не оставалось, как обратиться к первоисточникам. И вот что мне удалось найти:
   В Новом Завете мы читаем, как апостол Павел убеждает Ефесян:
   "... не упиваться, но исполнившись благодати Духа Святого, славословиями и песнопениями духовными петь и воспевать в сердцах своих Господу..."

   Василий Великий пишет:
   "Поскольку Дух Святой видел, что пуст оставался род человеческий от добродетелей, и что мы не радеем о правде жизни из-за склонности к удовольствиям и тогда что же Он делает? Приятное сладкопение соединяет он с учением церкви, чтобы мы могли незаметно, без утомления воспринимать пользу духовных слов с услаждением, которое приносит нашему слуху пение. Для этого Он придумал и устроил напевы псалмов, чтобы являющимся детьми по возрасту или по духу и разуму, удобнее было бы, что они просто благозвучно поют - на самом же деле, при этом они обучали бы свою душу."

   Святой Григорий Нисский говорит:
"...большой мир - вселенная, своим неизменным ликом создает весьма гармоничную мелодию, песнь неизреченных слов Божьих. Весь мир - это музыкальная гармония, Творцом и Создателем которой является Бог. Точно также и человек по своей природе является малым миром, в котором отражается вся музыкальная гармония вселенной..."

"Музыка понимается Церковью как союзница поэтического слова, как его вторая половина. И так как церковная музыка - дело Духа Святого, она соединяется со словом в нечто неразрывное. Церковная музыка вокальна - это означает, что из православной службы исключены музыкальные инструменты. Использование инструментов указывает на духовное младенчество."

   "Человеку надлежит услышать не одни звуки и мелодии, а все богослужебное пение  так, чтобы оно овладело душой и чтобы душа запела вместе со всеми. Но и этого мало: необходимо, чтобы от этого пения вострепетала духовная глубина человека, та, которая молится, прозревает и творит. И, вострепетав, включилась в храмовую молитву, духовно прозрела в слова песнопений и стала творчески внимать музыкальным звукам."

   Испытываешь какое-то трепетное ощущение при встрече с людьми, объединенными единым творческим делом. Они - как не от мира сего.

   Елена Владимировна Дмитриева. Участник хора от первого дня его создания, от самых истоков. Интересуюсь, что привело в хор, и вообще - как проходило становление?
   - Музыкальная школа. Потом институт МВД.
   Иногда приходят мысли - ну зачем, например, в районе музыкальная школа, а в нашем и не одна? Вряд ли кто из выпускников станет профессиональным музыкантом. И как же необычно потом это творческое гнездо отражается самыми яркими гранями в жизни людей этой территории, этой земли, нашего района.

 Заметил еще интересную закономерность. Начинаю беседовать с кем-либо из участников, и они почти совсем ничего не говорят о себе, начинают вспоминать других. Вот и Елена Владимировна вспоминает первого регента Раису Максимовну Маркевич. Эта замечательная женщина была в Девицкой церкви и регентом и старостой. Но главное - она руководила строительством и построила Девицкую церковь за три года - потрясающий срок!

   - Не было ни нот, ни книг, спевались на слух, писали ноты и тексты от руки. В то время в хоре появилась и самая юная участница - Куьмина Наташа, 13-летняя девочка.
   - И вот так без перерыва вы и были в хоре все эти годы?
   - Был перерыв. Родились дети. Но потом опять возвращалась.
Меня всегда восхищает удивительная преданность таких людей начатому делу, которому они отдают много времени и сил, почти ничего не получая взамен.

   Передо мной Крутских Сергей Павлович - пожилой мужчина с усталым видом и глазами, полными кротости и печали, словно у святых старцев на иконах. С очень необычной судьбой. А начало творческого пути - снова наша "alma mater" - музыкальная школа. Потом харьковское военное авиационное училище, 3 курса.

  Музыка отчаянно перетянула, да как! Блестящая музыкальная карьера. Солист известной в Воронеже музыкальной группы "Дилижанс". Работал солистом в ресторане "Воронеж" при гостинице "Воронеж" - в те годы ведущий ресторан областного центра. Мастер шансона. Чтобы попасть на такую работу, нужно обладать высоким мастерством.

   Первоначально Сергей Павлович пришел в хор при церкви села Латное, где он теперь живет. Пришло время зрелости и мудрости. Позже был приглашен в Семилукский храм.
   - Это самый ответственный человек среди нас, - вступает в разговор Елена Леонидовна. Какой бы ни была погода - снег, дождь, град, пурга, поземка, кажется, если даже произойдет землетрясение, Сергей Павлович всегда будет на службе вовремя.
   - Сергей Павлович, - спрашиваю, - что для Вас хор?
   И слышу совсем тихое:
   - Жизнь.
   
   И уж совсем нельзя не упомянуть еще об одном участнике хора, к большому сожалению ныне от нас ушедшем - о Вячеславе Петровиче Поликарпове. Так получилось, вся жизнь его оказалась посвящена пению и музыке. Он учился в Семилукской музыкальной школе, по окончанию которой его образование продолжилось в музыкальном училище г.Воронежа. Далее - учеба в Воронежском институте искусств по специальности хоровое дирижирование.
Много лет Вячеслав Петрович проработал в Семилукской музыкальной школе, преподавая хоровое пение.
Учитывая высокие вокальные и педагогические данные, Вячеславу Петровичу было доверено руководство детским хором музыкальной школы.
Особенно надо отметить участие хора в разных конкурсах районного и областного уровня. Частенько хор становился лауреатом. Стоит отметить, что при подборе репертуара ставилась самая высокая планка.
    Не удивительно, что такой человек, как Вячеслав Петрович, помогал церковному хору выходить на самый высокий уровень.

   Мне вспомнились слова, сказанные настоятелем храма Отцом Василием:
"Есть много церквей, в которых нет хоров. И там проходят службы. Да и содержание их требует определенных средств. Но вот как-то без него все не так, нет той красоты. Ну а наш хор еще н особенный. У него очень высокие вокальные данные, сравнительно с другими хорами, а поверьте, видел я немало."

   Кроме того, Вячеслав Петрович совмещал работу, преподавая хоровое пение в Семилукской гимназии, своей "альма-матер". Он всегда руководил вокально - инструментальной группой гимназии.
Надо отметить, что все дети очень любили Вячеслава Петровича. А когда его не стало, приехали проститься, побросав все свои уже взрослые дела.


   
  В главе использованы фрагменты из лекции "О значении церковного пения для устроения души христианина", прочитанной в храме святой мученицы Татианы при МГУ ведущим знатоком Византийского пения, афинским священником Иоаном Фатопулосом.

Фрагмент из "Принципов богослужебного пения и их воспитательного значения".


            


Рецензии
Спасибо, понравилось.

Василий Зиновьев   16.08.2022 15:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий.
Спасибо, что откликнулись.
С уважением, Ю.И.

Юрий Иванников   17.08.2022 12:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.