В какого БОГА верил Эйнштейн? БОГ учёных

== Создатель Вселенной - т.н. "Бог науки"? В науке вообще нет никаких богов. Веровал ли А. Эйнштейн в БОГА? Безусловно нет.  Эйнштейн был агностиком, а в отношении бога-личности - атеистом. == А.Б.


1. Глубокие знания ведут к БОГУ, поверхностные – отдаляют от НЕГО.  (Английский философ Френсис Бэкон)

1) Альберт Эйнштейн имел глубокие познания в науке и именно там он ощущал действие и присутствие БОГА. И в этом нет никаких сомнений. (1)
 
Многие учёные, не получившие в детстве или растерявших зачатки веры, и посвятившие всю свою жизнь науке, у которых нет времени на самопознание, философские и богословские исследования, на размышления о смысле жизни, смысле существования человека и Вселенной, для которых реальная  жизнь проходит "по касательной", порой в своих исследованиях ощущают присутствие и действие БОГА, и  приходят к вере.

Поэтому существует термин – «Бог учёных», заметьте, не =Бог науки=, как Вы, ув. А.Б., пишете. )) «Бог учёных», Абсолютный Разум, Творец Всего Сущего, Вездесущий и Всепроникающий Дух - эта та Грань Всемогущего и Бесконечного БОГА, которую они ощутили в своих гениальных озарениях, в невероятной сложности, точности и гармонии созданной Вселенной, живого организма, живой клетки, атома, кварка  и т.д., предела которым нет.

Других граней БОГА, в силу  их замкнутости на науку, многие  учёные в своей жизни, увы, не смогли или не успели познать.  Можно ли их причислить к верующим? Да, безусловно. Их вера односторонняя, несовершенная, но кто может утверждать, что есть люди, во всей  полноте познавшие БОГА?! Таковых нет, ибо для человека это невозможно и недоступно.

В то же самое время, миллиарды простых людей знают БОГА как скорого Помощника, как милостивого Судию, как Спасителя от сил зла, и понятия не имеют о переживании и ощущении присутствия Абсолютного Разума - БОГА  при созерцании Бесконечной Вселенной и Её Божественных Законов, как это дано гениальным учёным. Неучёные простые люди  знают БОГА как личность, как близкого им страдающего и Воскресшего ХРИСТА.  Пусть их вера кажется наивной и простой, но именно она – самый быстрый и надёжный Путь Спасения.

2) Заметьте, наука – один из видов деятельности человека, можно сказать– один из инструментов познания мира. Наука, как и все иные инструменты,  весьма ограничена в своих возможностях. Она пытается ответить  на вопросы – как всё устроено? как  создано творение? Но она не в состоянии ответить – зачем?
Именно Богословие задаёт и отвечает на вопрос – Зачем?

Наука строит модели Вселенной и всего тварного и  через них пытается познать Творение. Но только Верой познаётся Сам Творец и его Образ и Подобие – духовный человек.

Наука познаёт, в основном,  как устроен грубо-материальный мир,  иногда сталкивается с тонко-материальным миром (при этом  даже не подозревает о том, что иногда переходит  границы тварного духовного (ангельского) мира).
Богословие, истинная Вера познаёт Божественный и духовный мир, и в первую очередь  - духовный мир человека.

Наука, как и всё остальное (кроме веры)  не в состоянии помочь исполнить предназначение человека – оБОжение, то есть сделать человека Богом, а истинная вера именно для этого и предназначена.

Поэтому, чем бы человек не занимался – наукой, искусством, техникой и пр., и пр, - это его не спасёт от мучительного самоуничтожения, если у него не будет веры и Божией помощи для совершенствования и оБОжения.

Человек создан, чтобы стать  Богом в БОГЕ и жить вечно.
Если он отрекается от своего предназначения, от своего ТВОРЦА, а, значит, от источника Жизни, тогда он отрекается от самой жизни и становится сломанной сухой ветвью, ни на что не годной, которую бросают в огонь и сжигают.
«Если кто не пребывает во Мне, – он выброшен вон, как ветвь, и засох; и собирают их и в огонь бросают, и они сгорают.» (Ин.15,6)

2. О религиозности  Эйнштейна существуют высказывания диаметрально противоположные – от утверждения, что он – атеист (и что он категорично и гневно отвергал) (2), до его глубокой веры в Библейского БОГА, что также большое преувеличение. Хотя есть достаточно много высказываний, подтверждающих его веру в БОГА. (3)

БОГ как Абсолютный Разум, Творец Всего Сущего, Вездесущий и Всепроникающий Дух - эта та Грань Всемогущего и Бесконечного БОГА, которую  увидел и ощутил А.Эйнштейн в глубинах своих озарений, а других граней БОГА он не познал.
А.Э. не сумел познать БОГА как Личность, не уверовал в бессмертие души, поскольку далёк был от размышлений о смысле и цели существования Человека и Мироздания, ибо эти вопросы находятся за пределами научного познания и его науки.

3.  Все лукавые и спекулятивные утверждения о том, что Эйнштейн не верил в БОГА, основаны практически на одной книге Э.Дюкас, Б.Хофман «Альберт Эйнштейн как человек» , в которой опубликованы фрагменты  из переписки А.Э. или его пометки на письмах. И особенно часто приводится цитата из неопубликованного ранее ответа А.Э. на частное письмо некоего атеиста.

Посмотрим на многочисленные высказывания  А.Эйнштейна БОГЕ и религии в той же книге.

1) С точки зрения системного мышления учёного, он мог сказать, что не верит «в Бога, который награждает и карает». Действительно, можно считать, что во Вселенной действуют по Воле БОЖИЕЙ не только физические, но и духовно-нравственные Законы.

«Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.» (С.Л.)

2) А то, что он не верил в Бога, «цели которого слеплены из наших человеческих целей», в этом нет ничего удивительного. Кто же в такого «бога» верит?!
Сказано в Книге пророка Исаии: 55:8. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. 55:9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

3) То, что А.Э. не допускает никакой личности (ни человека, ни БОГА) вмешиваться в явления природы – это абсурдное заявление, поскольку человек постоянно вмешивается в явления природы, тем более не логично лишать этого права Творца Природы. Часто учёные проявляют чудеса логики и последовательности в науке, но весьма  наивны в рассуждениях, касающихся реального мира и других областей познания.

4) А.Э. говорил, что не верит в бессмертие. И это можно понять, ведь если у человека нет Цели – быть Богом и жить вечно с БОГОМ, то и бессмертие, как бы, ни к чему, и  души без тела вроде бы не существует – умер, тело распалось и всё. А как же душа?  Личность, душа, с её высокими  чувствами, мыслями, стремлениями, имеет нематериальное, духовное тело, она - дух! И она живёт вечно. Но это надо знать, а эти знания невозможно найти в научных трудах по физике. Они - в Священном Писании.

5)   А.Э. называет себя агностиком, но не считает себя атеистом и приходит в ярость, когда ссылаются на него как на атеиста.
Заметим, что «Агностицизм» — философская концепция, согласно которой мир не познаваем; люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах) и о действительной сущности вещей.

А.Э. действительно слишком мало знал о БОГЕ.  Но БОГ  желает, чтобы все люди ЕГО познавали и достаточно много сообщает о Себе в Откровениях Святым и Пророкам, в Священном Писании, наконец, в Своём Творении – Природе,  в которой всё говорит о её Премудром ТВОРЦЕ.

Имея поверхностные, и часто ошибочное мнение о БОГЕ , трудно и невозможно правильно судить о проявлении БОГА в нашем мире, но многие, порой весьма неглупые  люди, не могут побороть соблазн - высказать своё некомпетентное мнение.

6) В словах А.Э.: «для отчётливого понимания  первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно законодателя, работающего по принципу награды и наказания" - видна добрая воля и стремление к нравственной жизни, но видна и неопытность в вопросах воспитании человека.

Принцип – это  основа, начало, первоначало (лат. principium,. ;;;;, дословно первейшее) — постулат, утверждение, на основе которого создают научные теории и законы, юридические документы, выбирают нормы поведения в обществе.

В качестве основополагающего утверждения как в Ньютоновской механике так и в Теории Относительности Эйнштейна используется принцип относительности, на котором он сам как Законодатель создаёт свои теории и законы.  Но в реальной жизни почему-то он отказывает  Законодателю строить Законы на Нравственном принципе, которые в воспитании нравственности на первом этапе иначе и не могут быть утверждены как на «награде и наказании», и лишь затем – на любви.

Очевидно также его  непонимание, что единственное  крепкое основание  нравственной жизни – вера в БОГА  как в Абсолютное Добро, Любовь, Высшую справедливость и Милосердие.

7) «Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, Беспредельное восхищение строением вселенной,  в той мере, в какой наука раскрывает его».

Религиозное чувство — 1) естественное для человека стремление к Богу как к своему Творцу, Промыслителю; 2) чувства, формируемые и раскрываемые в человеке в процессе религиозно-нравственной деятельности (как то: любовь к Богу и ближним; благоговение перед Богом или святыней, радость о Господе, страх Божий и др.) azbyka.ru›religioznoe-chuvstvo

«Беспредельное восхищение строением вселенной» назвать религиозным чувством  невозможно. Религиозное чувство – это  беспредельное восхищение Строителем, Творцом вселенной, БОГОМ, создавшим гармоничную  математически точно выверенную Вселенную. Истинное религиозное чувство – всегда имеет ввиду (явно или не явно) БОГА. Восхищаясь творением, нельзя не отдать должное Творцу. И здесь Эйнштейн явно не договаривает и противоречит сам себе.

8) "Слово "Бог" для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это изменить". (письмо Эрику Гуткинду, 1954)

Именно так А.Э. воспринимал, как ему казалось, «сказочного, детского» Бога и, якобы,  наивную веру окружавших его простых  людей.  Более глубокое понимание БОГА-Личности,  истинная христианская  вера и глубокое духовное понимание Библии Эйнштейну было  не известны.

Свою религиозность ученого, он, конечно же, отделял от «детской» религиозности прочих людей:  "Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии. Оттуда же — вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы».

4. И всё-таки, отвергает ли А. Э. веру в БОГА? Его многочисленные высказывания  и сам смысл их говорят лишь о том, что он отвергает примитивную и наивную веру в  некий примитивно персонифицированный образ Бога. Но он говорит о неком высшем понимании Бога, доступным далеко не всем, и называет его «космическим религиозным чувством».

Эйнштейн ощутил Дух ТВОРЦА в Мироздании, в природе, в её законах.
И этот Высший Дух,  значительно превосходящий наш человеческий, вызывает человеческое смирение и благоговейное чувство особого рода, которое А.Э. и называет «космическим религиозным чувством».
В наличие этого Высшего Духа Эйнштейн не только сам не сомневается, но и считает, что  каждый, кто серьезно занимался наукой, приходит к убеждению, что в Законах природы проявляется Высший Дух, значительно превосходящий наш человеческий.
Он верит и знает, что этот высший дух есть, существует и именно его он называет  - Бог. Но как  далёк Его Образ Бога (Дух) от образа «дедушки на облачке»!

Христиане, подтверждают в соответствие с Евангелием - БОГ это Дух. "Бог есть Дух" (Ев. Иоанна 4:24), и в христианах он вызывает смирение и благоговейное чувство.

А. Эйнштейну дано было познать Истинного БОГА, пусть только одну из Его граней. Но никому не дано познать БОГА в полной мере, хотя ближе всего к Истине оказалось христиане, ибо познали БОГА не только через Библию, природу, но и лицом к лицу - в Сыне БОЖИЕМ, Иисусе ХРИСТЕ.

Да, Альберт Эйнштейн частично ощутил БОГА и уверовал в НЕГО, как Премудрого ТВОРЦА Всего сущего, но достаточно ли это для спасения? Увы.
Учёные, не поднимая головы и глаз,  не видя Самого БОГА-ТВОРЦА, денно и нощно заняты изучением ЕГО творения. Они возрастают знанием, но не духом, а значит, далеки от духовного возрастания в БОГЕ, от познания ЕГО как Личности, от стремления к святости и оБОжению.
 
Прямое общение и единение с ТВОРЦОМ – это прерогатива веры в личностного БОГА и единения с БОГОчеловеком-ХРИСТОМ, и именно эта вера спасает человека от самоуничтожения и дарует вечную жизнь.   


Примечание

(1) Вот что пишет А.Э.: «… каждый, кто серьезно занимался наукой, приходит к убеждению, что в законах природы проявляется дух, значительно превосходящий наш человеческий.  Перед лицом этого высшего духа мы, с нашими скромными  силами, должны ощущать смирение. Так занятия наукой приводят к благоговейному чувству особого рода, которое в корне отличается от наивной религиозности". (24.01.1936г)

«Моя   религиозность    состоит   в   смиренном    восхищении   безмерно величественным духом, который  приоткрывается нам в том немногом, что  мы, с нашей   слабой  и   скоропреходящей   способностью  понимания,  постигаем  в окружающей действительности». (5 августа  1927 г.)

(2) Специально для атеистов. )) "Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня". (Альберт Эйнштейн).(Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).

(3) "Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога". (А.Э.)(Цит. по: Brian 1996, 119).

"Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный - все мы принадлежим Богу". (А.Э.)(цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).

"Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога"(А.Э.).(Цит. по: Holt 1997).


По теме:

1) Э.Дюкас, Б.Хофман «Альберт Эйнштейн как человек»

2) Альберт Эйнштейн не верил в БОГА? Ложь! По Дюкас, Хофман http://www.proza.ru/2018/05/26/1158

3) О БОГЕ, религии и атеистах (Славен...) proza.ru›2016/05/01/1331


Рецензии