Денег не существует

В комнате царил полумрак, не гнетущий, какой-то торжественный.
Мужчина хотел раздёрнуть шторы, но побоялся разбудить своего деда, лежащего на большой кровати. 

 По-стариковски впалый рот больного, медленно двигался, будто что-то пережёвывая, глаза были закрыты.

Внук повернулся к старику и сердце его сжалось.
-Какой-же ты маленький деда, а в детстве мне казался огромным как скала. Хотя ты таким всегда и был, тебе всегда были - горы по плечо.- сказав еле слышно, он сел в  удобное кресло возле кровати. Опустил голову обхватив её руками.

-Я всё равно бы сегодня пришёл, если бы и мать не позвонила. Уже ехал к тебе и вот звонок, ты заболел.
Мужчина говорил тихо, стараясь не тревожить больного.

-Конечно семья, они родные, самые близкие, но только с тобой я могу поговорить обо всём, как в детстве.  Конечно я звоню тебе каждый день, но это совсем не то.  Устал я, устал от вечной нехватки денег. Скачешь целый день как пони в цирке, а результат тот-же – ничего. Ребёнка в школу отправить……, ранец, представляешь, три тысячи?  И кругом – деньги, деньги, деньги.

Старик медленно поднёс руку к своему лицу, потёр подбородок.
-Кх..Лёнь, что такое деньги? –спросил он внука. Голос старика был тихий, но была в нём необыкновенная сила, глубина.

Лёня вздрогнул, с тревогой посмотрев на деда. Он-то думал, что разговаривает с собой.

-Деньги? Дед, тебе плохо? Не знаешь, что такое деньги?
-Лёнь, что такое деньги?-  твёрдо повторил старик.

-На что всё покупают, еду, одежду  такая бу… хотя уже и не бумага..

-Вы голодаете? У тебя нет денег на еду?
-Ну до этого не дошло. Не голодаем.

-Ранец. Никита пошёл в школу с авоськой?
- С кем?
-Авоська – сумка такая старинная. Как рыболовная сетка. У матери спроси.
-Не с авоськой, ранец мы ему, конечно, купили..но,

-Так от чего ты устал? На что Лёня ты не можешь заработать?
-На квартиру нормальную не могу.-смутившись, что был застигнут в момент слабости, пятится внук не собирался и закусил удила.- Да! Я устал жить в однокомнатной, устал слушать ремонт соседей. Устал от шума, Никите надо спать, а у соседей праздник.

-Сколько ночей уже не спит твой ребёнок?
-Ну перестань, что ты в самом деле. Понятно, что он ночью спит.

-Ты не спишь? Лягушонок, ты параноик. Если волнуешься, что Никите надо спать, в то время, когда он спит давно.  Не знаю, у нас наоборот всё было. Помню пришёл с работы, Маша Маришку качает, та орёт.  Я ложусь и всё проваливаюсь. Чуть не месяц орала, уже не ела ничего, я думал :-Всё, дитё потеряем. Потом привёз врача, старая такая еврейка, приказала соком морковным с ложечки поить, она уже и воду-то не пила. А тут пьёт, аж захлёбывается. Представляешь, матери твоей двухмесячной морковного сока не хватило.  Представь, если б мы вместе с Машей тогда не спали, кто б их кормил? Кто б эту врачиху привозил?

-Дед, ну что ты меня дураком то выставляешь?

-Работай и спи.

-Да сплю я.

-Чего тогда?

-Сейчас время другое. У всех квартиры хорошие, машины. Вот опять резину надо новую.

-У тебя нет денег на резину?
-Нету.

-Давай я дам тебе на резину, пенсия у меня хорошая. А хочешь плюнь ты на эту машину, продай и езди на такси.

-Тфу ты, заработаю я как-нибудь на резину без твоей пенсии, не сейчас так в следующий месяц, я вообще думал ты спишь, вот и раскис на минуту, а ты тут как тут, всё услышал.

-Правильно, лягушонок, трудности даны нам как кочки, что-б весело по ним к своей цели скакать, а то сидели бы в болоте тиной. А деньги на резину возьми.

Старик с трудом открыл глаза, его губ легко коснулась улыбка.

Лёня тоже улыбался, положив обе ладони на кровать обхватил сухую руку старика.
-Ты что это дед улёгся то? У тебя что болит?

-Ничего не болит, решил полежать подумать «что такое деньги?»
-Ах ты мерзкий старикашка, так ты надо мной издеваешься?

Лёня встал, наклонился над кроватью, нежно обнял старика поцеловав в щёку.

- Конечно, ты уже взрослый лягух. Вот и ответь, «Что такое деньги?»       
-Хорошо. -Лёня снова как раньше отвечал на вопросы деда. -Деньги –это возможности. И у меня нет их для покупки квартиры.

-Трёхкомнатной, в хорошем микрорайоне?
-Да.

-А как там моя сватья Августа Семёновна? Не сдаётся?
-Для своих лет –молодец.

-Вот и возможность, и квартира.
-Да ты что дед. Она мне не предлагает, не могу же я сам её в свою квартирУшку запихнуть, она ведь бабушка мне, я её люблю. Нет, дед, не такой ценой. А то как мать с отцом, построили социализм в своём Казахстане или что они там такое важное строили, что даже меня взять забыли. А потом, сверкая пятками к тебе с двумя чемоданами приехали. А я другую бабушку также с квартирой потесню?

-Мы с Маришкой друг другу в радость. А твоя жена с Августой  сколько смогут в одной квартире радоваться? Ты на мать не обижайся. Это мы виноваты.Маша всегда вам соломку, чтоб не упали стелила, всё боялась перетрудитесь. Вот и с тобой помочь хотела. Маришка, и мы тоже, думали так лучше, а отношения сами собой сложатся. Тогда ведь как было - молодой специалист, комсомольский вожак, распределение, потом работа ответственная.

-Не защищай. Сами упорхнули, меня вам подкинули, но благодаря тебе и бабушкам у меня было счастливое детство. Ну, так что-же, по-твоему, деньги?

- Деньги –условность, их в природе не существует, абстрактное понятие. Мерило. Есть ты, твоя мать, правнук, даже я пока есть. Если тебя что-то делает несчастным, значит нет в тебе любви, к чему-то - работе или к жизни. А может к себе? Это оно - нелюбовь к себе, неуверенность, что найти сможешь более интересную работу, высокооплачиваемую. А деньги…Как может не хватать того, чего никогда не существовало?  Кстати деньги – тоже любовь.

- Деньги – любовь?
- Да. Кому-то ты готов все с радостью отдать, а кому-то тысячу даже в долг жалко. Это показывает кого и насколько любишь.

Через несколько дней, на поминках было сказано много слов, конечно дед Лёни был уникальным человеком, для него никогда не существовало преград, близкие если нуждались всегда получали его поддержку любую - финансовую, моральную.

 Когда все разошлись, мать подсела к Лёне.
-Мальчик, мы с папой хотим переехать в вашу квартиру, нам хватит, всё равно мы дачу будем в порядок приводить, там жить до осени планируем, и до Августы Семёновны от вашей ближе. А вы с Лизой, Никитой переезжайте сюда в дедову. Самый центр, дом один из престижных, три комнаты, всё таки.

Вдруг Лёню захлестнуло такой болью. Вот она возможность. Дорого бы он дал сейчас, чтобы можно было как раньше сказать:
«Все, кого я люблю, живы.»

 


Рецензии
Наташа! Замечательное произведение, до слез, еле сдержалась, чтобы не заплакать. А ведь так и есть, нет ничего дороже любимых людей, без них пусто, когда они уходят их так не хватает, не хватает их советов, любви, понимания и никакие квартиры и деньги не смогут сравниться с возможностью быть рядом с ними. Их уход - боль навсегда.

Очень хорошая миниатюра, прочитала с удовольствием.

Желаю Вам, Наташенька, дальнейших удач и всего самого светлого в Вашей жизни!!!!

Наталья Федотова 2   13.11.2019 22:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья. Жизнь такая волшебная, если умеешь не горевать по мелким сиюминутным неудачам. Если закрыв глаза, не перемалываешь в голове, что тебе не нравится, а наоборот находишь минуты обрадоваться каждый день тому, что имеешь.
Если с уходом близких не впадаешь в уныние, а благодаришь Бога за то, что подарил возможность узнать такого прекрасного человека. И этого человека благодаришь за то, что одаривал тебя своей Любовью всю жизнь.
Но в наше время очень трудно об этом помнить. Нас, как стадо, гонят за деньгами, за удовлетворением своих желаний, якобы это и принесёт нам счастье.
Деньги и выгода ставится целью для человека, для предприятий, для страны.
Ради денег загаживают Землю и души наши.
А ведь денег в природе нет.
Зато есть Земля, мы и Любовь. Нам нужно только всё любить и этого достаточно для счастья.
С Благодарностью

Наталья Квасова-Павленко   14.11.2019 00:13   Заявить о нарушении
Согласна, Наташа. Погоня за деньгами только отвлекает человека от самого главного, что есть в нашей жизни, ведь сами по себе деньги еще никого не сделали счастливыми. Много ли человеку нужно для счастья... Вполне достаточно иметь необходимое , а рядом любящих и любимых людей. Вы затронули важную тему, хороший, мудрый и поучительный получился рассказ о главном в нашей жизни.

С симпатией и уважением!!!

Наталья Федотова 2   14.11.2019 02:28   Заявить о нарушении
Очень много примеров когда человек всё копил деньги,обворовал, предавал всю страну а качество жизни - скотское, с проститутками романы крутил. И кончина такая-же, на шарфике как Березовский или те-же Скрипали.
С Любовью и Уважением

Наталья Квасова-Павленко   14.11.2019 02:43   Заявить о нарушении
Полностью согласна!!!

С наилучшими пожеланиями!!!!

Наталья Федотова 2   14.11.2019 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.