Человек имеет право

«Имею право!» – фраза, которую мы часто слышим в повседневном публичном и соседском диалоге.
Имение это никто, как правило, не оспаривает. Оно существует в ментальности как «аксиома» общества равных; а в общении – как подтверждение нашего равенства.
Однако для жизни не довольно одного лишь имения. Мы имеем ноги с рождения, и тем не менее ходить нужно учиться. Без этого умения, от имения ног толку никакого! «Имею ноги» не значит «умею ходить»! Наличие ног есть только ПОТЕНЦИЯ ходьбы и бега.

То же самое с Правом. Имение права, правоспособность, или правообладание, суть лишь потенция правомочности, правомерности, правоприменения и т.п. Одним словом, – только потенция моего ПОЛЬЗОВАНИЯ моим правом.
И пользоваться правом нужно уметь: точно так же, как нужно уметь ходить, чтобы пользоваться ногами. От этого умения зависит актуализация моего имения. И если правообладание (имение) обычно никто не оспаривает, то вот правоприменение или пользование правом (умение) оспаривается регулярно и повсеместно, – что выявляет существенную разницу между «человек имеет право» и «он пользуется своим правом».
Разница эта обнаруживается уже относительным положением этих властных реалий в Конституции.

Права Человека объявляются соответствующей Декларацией как УТВЕРЖДЕНИЕ, не умаляемое никаким отрицанием, – в силу равенства всех людей, исключающего саму возможность правовой дискриминации.
Пользование же правом, напротив, управляется ОТРИЦАНИЕМ. А именно тем, что никто не может пользоваться своим правом с ущербом для прав других лиц.
И это отрицание также опирается на всеобщее универсальное РАВЕНСТВО всех людей. Ведь слова «человек имеет право» означают не только моё право, но и право того, другого; ближнего и дальнего.
Положительным смыслом и содержанием этой статьи Конституции является уже не право гражданина, но его ОБЯЗАТЕЛЬСТВО уважать и соблюдать права сограждан.

К сожалению, осознание того, что «Права человека» суть права другого человека, сильно затуманено у нас и отодвинуто куда-то на периферию воли. Следствием чего является непонимание общественной роли закона, который мы воспринимаем как ущемляющий наши права, но не как защищающий права других людей от нашего себялюбия и своеволия.
В качестве второго следствия такой несознательности можно представить повсеместное непонимание роли и значения ПРАВИЛ и ПРОЦЕДУР в деле осуществления моих прав.
Ведь именно они при каждом конкретном случае и обстоятельстве обеспечивают охрану прав других незнакомых лиц, с которыми мы не связаны непосредственно, не стоим лицом к лицу, но соединены опосредованно – общей тканью городской жизни.

В силу того, что эти незнакомые, но равные нам в правах сограждане, либо отсутствуют здесь и сейчас, либо по иным причинам не могут лично заявить свои права и опротестовать ваши действия, именно тщательное соблюдение правил и процедур являются обязательной частью осуществления наших прав и свобод, в части соблюдения прав и свобод других лиц.

Предположим, моё имение расширено, и я располагаю не только правами, но и доброй волей: и хочу соблюсти права моих сограждан. «А как это сделать?» – вот вопрос!
Верным помощником мне в осуществлении моей доброй воли совместно с осуществлением моих прав как раз и служат процедуры, нормы и правила.

Таким образом, осуществление личных прав и свобод в практике цивилизованного общества неотделимо от знания и соблюдения законов и правил общежития. И задача демократического государства как государства РАВНЫХ – обеспечить реальное равенство на путях властной поддержки законопослушного поведения и гражданской совести, привлекая для этого СТРАХ.
Ибо далеко не всегда и не везде рядовой гражданин стоит и действует «не за страх, а за совесть».
Лаврентий Палыч хорошо знал это, и уверял, что на совесть нужно надеяться, но полагаться нельзя!

P.S. Словом, если вы верите в Право, Закон и Справедливость, вы должны соблюдать «гражданский пост»: тщательно и неукоснительно исполнять требования закона, следовать правилам, соблюдать нормы и использовать законные процедуры.


Рецензии
Хорошая статья, актуальная. Очень мало кто задумывается над тем, что "право" не может существовать без "ответственности"; если возникло "право" - тут же возникает "ответственность", это два неотъемлемых друг от друга понятия. Очень хорошо, что Вы обозначили проблему фетишизации понятия "права" в отрыве от всего, что этому принятию должно сопутствовать...

Николай Орехов   25.10.2019 14:23     Заявить о нарушении
Интересно и почему это население Европы столь законопослушно?
Может, потому что умеет пользоваться правами и свободами, в точном понимании их сути?
Может ответственность появляется на фундаменте права, а не наоборот?

Анна Гриневская   20.01.2020 12:32   Заявить о нарушении
Потому, что население и государство равны перед законом и в правах и в ответственности, по крайней мере - де-юре. К сожалению в России такого не было со времён её крещения. Государство обособленно от населения в России и в правах и в ответственности на институциональном, то есть на законодательном и нормативном уровне. За примерами далеко ходить не надо: методика расчёта пенсионного обеспечения для населения и госчиновников и госдеятелей различного уровня. И это только один из наглядных примеров. Попробовала Франция изменить этот статус-кво у себя и получила жилетный протест. Менталитет, однако... Но это - другая тема...

Николай Орехов   20.01.2020 13:30   Заявить о нарушении