Судьба Акулины

                По воспоминаниям Анны Корнеевой.
                На фото Иван и Георгий Горченковы. Архив А. Корнеевой.
Акулина Горченкова рассказывала после войны, как в самом начале её приснился неприятный, страшный сон…
Видела она во сне старшего сына своего, Георгия в госпитале…
Раненый тяжело, метался он, весь перевязанный бинтами… Как наяву виделось ей родное лицо старшей кровиночки своей с иссохшими губами…
И не могла она ни подать кружку воды, ни позвать на помощь от охватившего её бессилия…
…. Призвали Жорку её в самом начале войны, в 1941. Высокий, статный красавец, ловкий в работе. Она за сельской работой да заботами и видеть его не видела, как пришла повестка. И назад не развернешь. Вся деревня осталась на плечах баб. И молодые-то ребята, которым еще зреть да вызревать было на домашней помочи, тоже на фронт рвались, как маслом на хлеб намазанным манило их…
К середине войны следом и Иван на фронт потянулся. Но если Георгий был по всем статьям гож, то Иван не удался ни ростом, ни статью. Кроме как ловок был в работе. Выучился на шофера, а под ноги в кабинке от мелкоты своей ящик под ногами держал, до руля не дотягивался.
Такими и держала их в памяти своей, тоскуя днями и ночами. Да тоску еще подгоняли похоронки, разносимые Настей-почтальонихой, и неизбежный вой товарок, потерявших и кормильца, и опору в жизни… А от иных, как от Пашки Жемчугова, ни письма, ни весточки… Иные же всех уже успели оплакать. А тут еще сон в руку…
Жизнь Акулины складывалась нелегко. Но по тем временам у всех было так, и на судьбу не обижалась.
Первый муж, Василий  Герасин, погиб в гражданскую. Осталась с ребенком. Сошлась с Макаром Горченковым. Будто наладилось все. Мужик Макар был основательный, дочку от первого брака удочерил, дал фамилию. С малых лет дитя разницы не чувствовало. Ребята росли ловкие, и надежда была в старости покой да внимание найти у них, и внуков попестовать.
А тут лихо такое, война. Да поголовно всех берут, не то что в гражданскую.
Но Акулине хотя бы весточки шли с фронта, и надежда все-таки была, что вернутся дети.
А сон был вещий. В середине войны пришло письмо от сына, что в госпитале лежит. Ранен сильно, бедро разворотило осколком, но надежды на выздоровление есть. И врачи обещали, что калекой не останется. И подивилась мать чувству сердца своего. И воспряла надеждой в вере своей, что дождется сынов с войны проклятущей…
А следом, через пару лет, и Ванькины года подошли. Пошел зеленый солдатик дорогами Европы за старшим братом. Мало того, что пошел путями-дорожками военными, судьба свела их к концу войны. Военно-полевая почта была хорошо организована, солдатские треугольнички не терялись. Через родителей узнал Иван номер части, в которой служил Георгий. По всему раскладу войска шли рядом. Иван шоферил на фронте, и при первой возможности рванул на поиски брата.
И нашел!!! Разыскал часть, заявился. Георгий спал, разбудили, встретились….
Да только одуревший от удачи поиска Иван и значения не придал тому, что за два года жизни на солдатских хлебах вымахал в росте чуть ли не на полметра. И из невзрачного пацана превратился в такого же стройного красавца, как и Георгий.
В общем, брат его не узнал, засомневался. А время военное жесткое, разведка всегда была начеку. Ивана взяли в оборот, кто такой…
На все доводы его и призывы к братниной памяти в ответ звучало:
- Неплохо тебя подготовили…
И уж где-то, где-то в Георгии проснулась родная кровь. И какое-то напоминание Ивана на деревенскую тему сомнения развеяло. Иван, как волшебный ключ, сказал местную прибаутку.
Надежды Акулины оправдались. Пришли с войны оба сына живыми. Только разъехались от нее. Тоже время такое было. Народное хозяйство требовало рабочих рук для восстановления.
Но на внуков успела порадоваться. Правда, корила себя старая, что сломала любовь Георгию, когда задумал он жениться. Расстроила намечавшуюся свадьбу по любви, и настояла, чтобы женился на той, что ей нравилась. Из семьи зажиточной, и приданым, для молодого хозяйства достойным. Жорка был сыном послушным, но не задалась жизнь.
А в целом удалась жизнь Акулины. И сынов война пощадила, и дочерей в люди вывела… Георгий, в школе не учившийся толком, техникум закончил ветеринарный. Да так, что и людей лечить приходилось.  Почетом и уважением пользовался в народе.
И умирала Акулина с чувством исполненного долга. Хотя слов таких вряд ли знала. Она просто жила.
И ЖИЗНЬ её прошла с большой буквы.


Рецензии
Наверно, война никогда не уйдёт из тяжких народных воспоминаний несмотря ни на какие "большие расстояния" от годов её конца и начала, как не забудется и горе матерей, отправивших туда своих сыновей, а назад их домой не дождавшихся.
С уважением к Вам!

Иван Атарин   26.10.2019 14:46     Заявить о нарушении
Да и как ей уйти, если в каждой семье жива память... Новые поколения забудут рано или поздно, как мы ничего не знаем уже о 1812-м. А Гражданская тоже о себе напоминает...
Спасибо!!! С низким поклоном

Михаил Полев   26.10.2019 21:12   Заявить о нарушении