Мемуары Свешникова - вора и пьяницы

"Все от меня отступились — и любимая женщина, и родные, и товарищи, и знакомые. Всем я, что называется, насолил. Меня называют эгоистом… но я не считаю этого эпитета ко мне подходящим, потому что, по моему разумению, эгоист — человек себя любящий… А между тем, есть ли еще такой себе враг, как я?.. Нет! Хотя я и делал много подлостей перед своими ближними и благодетелями, но я не эгоист. У меня мягкое, доброе и жалостливое сердце. Я всегда готов похлопотать о другом или помочь другому, если у меня есть возможность… Меня называют пьяницей. Но я и не пьяница. Я так, что-то такое… какая-то бесхарактерность, не умеющая смотреть на жизнь как следует и не могущая перенести настоящего ее течения. Но я не хочу оправдываться: пускай другие, как хотят, так и судят о моей неисправимости и порочных наклонностях, а я опишу только мою жизнь, не скрывая ничего из того, что в ней совершилось. Может быть, эта откровенная и тяжелая для меня исповедь принесет кому-нибудь пользу."

Николай Свешников,
книготорговец, мемуарист, вор, пьяница

***

Человек написал о себе беспощадную правду. Каждый читатель сам решит – быть ему судьёй или адвокатом автору мемуаров. Когда-то я судила таких жёстко. Теперь же понимаю - насколько лжива демагогия «Человек сам себе хозяин», «Человек сам творит себе биографию», «Человек – кузнец своего счастья». Ой ли…

Его сотоварищи по несчастьям, Максим Горький и Гиляровский, смогли выбиться «из грязи в князи». Свешникова же «злой рок» будет преследовать до конца жизни. А мог стать и купцом. И добропорядочным и степенным. Но не смог. Или не захотел? И дело тут вовсе не в слабохарактерности...

У меня две версии - почему не стал добропорядочным и степенным.

1) Русский человек как никто чувствителен к несправедливости, бессмысленности и глупости окружающей действительности. Отчаяние русский человек глушит вином. Можно заставить русского человека не пить? Можно. Но куда девать несправедливость, бессмысленность и глупость окружающей действительности?

2) Он познал дно жизни, познал дно своей человеческой души. И не простил себя за отступничество. Русский человек всегда живёт по правде. Оступившись, тут же ищет пути назад, к правде. Есть силы в человеке - найдёт дорогу к правде, нет - одолеет тоска смертная, и там "гори всё огнём"...

У Александра Николаевича Островского, русского драматурга, есть пьеса "Пучина". Главный персонаж пьесы «Пучина» Кисельников хотел служить правде, да споткнулся, не повезло. Он предал свои идеалы и был жестоко наказан судьбой... Нет, не судьбой. Он сам себе вынес приговор. Ему люди добрые протянули руку, а от отверг помощь, потому что таким как он, нет места среди людей честных. Не правда ли, как похожи судьба Свешникова из реальной жизни и судьба Кисельникова из пьесы?


Вот заключительная сцена пьесы:

Старинный друг Кисельникова, узнав о его беде, предлагает своему другу, его матушке и дочери переехать из трущёбы к нему жить.

Погуляев. Вот вы ко мне и переезжайте; будем жить все вместе.

Кисельников (тихо). Знаешь ли ты, кого ты пригреть хочешь?.. Мы с тестем... мошенники! Мы все продали: себя, совесть, я было дочь продал... Мы, пожалуй, еще украдем у тебя что-нибудь. Нам не жить с честными людьми, нам только торговать на площади! Нет! Бери их (дочь и мать), береги их; Бог тебя не оставит; а нас гони, гони! Мы вам не компания, - вы люди честные. Вы живите с Богом, как люди живут, а мы на площадь торговать, душу свою проклинать, мошенничать. Прощайте! (Уходит.)

Ни один суд в мире не накажет русского человека так жестоко, как он сам себя за отступление от правды.


Скачать мемуары Н. Свешникова:
https://vk.com/public158669918?w=wall-158669918_79


Рецензии