Волки и Овцы
Лыняев. Да разве кругом нас люди живут?
Мурзавецкая. Батюшки! Да кто же, по-твоему?
Лыняев. Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.
Мурзавецкая. И барышни тоже волки?
Лыняев. Самые опасные. Смотрит лисичкой, все движения так мягки, глазки томные, а чуть зазевался немножко, так в горло и влепится.
(А.Н. Островский. «Волки и овцы»)
***
Заключительный дипломный спектакль в исполнении студентов «ВТУ имени Щепкина» - в самом разгаре. Красивые декорации (во втором отделении - даже в японском стиле), хорошо поставленное освещение.
К тому же, мне очень повезло с местом: сидела во втором ряду в середине, и даже сумела что-то пощелкать, на все сто использовав «скважину», образовавшуюся между головами впереди сидящих зрителей.
Типажи на сцене - самые что ни на есть характерные. Тот же упомянутый в эпиграфе Лыняев (Валерий Шелофаст) - замечательный комический актёр с запоминающейся внешностью. А актриса Мария Королева в роли «волчицы» Мурзавецкой сумела волшебно преобразиться из молоденькой девушки в суровую, авторитарную, любящую деньги и почёт даму средних лет.
Просто умница - Софи Амели Костерг: так сыграть полуглухую, по-русски «нибум-бумистую» тетку Анфусу - не каждому под силу.
Как всегда хороша Мария Кривенцева в роли доброй и наивной Евлампии Купавиной: совершенно не думая о последствиях, она «подмахивает» вексель, на котором не выставлена сумма. Мария уже известна нам по игре в спектакле «Пучина», который мы видели неделей раньше.
Отлично исполняет свою роль Варвара Шаталова: ее персонаж - «бедная родственница» Глафира оказывается на поверку ещё «той» бой-девицей: она легко и непринужденно берет в оборот недотепу Лыняева, до встречи с ней уверенного в том, что уж он-то - никогда не женится!
Ну и, конечно, очень запомнился мне Артём Затиев в роли самоуверенного ловеласа и заслуженного пьяницы Аполлона, племянника Мурзавецкой. Артёму совершенно не в лом, если этого требует роль, картинно развалиться посреди сцены, или, запинаясь от «последствий пьянки», сказать девице те самые «десять слов», после которых она просто обязана в него влюбиться.
Рассказать подробно о многочисленных персонажах пьесы Островского и актёрах просто невозможно, но неоспоримо одно: все выпускники училища играли профессионально, с огоньком, и зрители долго не отпускали их после спектакля, награждая заслуженными аплодисментами и цветами.
Хорошая, смешная и поучительная пьеса со счастливым концом; опытный режиссёр-педагог; талантливые молодые артисты.
***
За что люблю пьесы Александра Николаевича Островского - так это за их актуальность в любые времена. А ну-ка признайтесь, друзья мои: вами никогда в жизни не «завтракали», не «обедали»? А вы сами - истинный вегетарианец, всю жизнь морковкой да капусткой промышляете? Да ещё и каждый раз бабке, эти овощи вырастившей, на пороге ее лачуги деньги оставляете?
Задумались глубОко? Ну и хорошо, значит, ещё не все потеряно.
Как ни пиши, а прав Лыняев: все мы без исключения - «волки» да «овцы». И если вдруг по какой-нибудь причине «волкам» не удастся подкормиться за счёт «овец» - они волшебно превращаются в невинных «голубей» или тупых «кур», на все обвинения отвечающих: «Кудах-тах-тах уж нам кого обмануть, мы и не умеем этого вовсе!» Прямо как Меропия Давыдовна Мурзавецкая: наплела сетей, наделала дел недобрых, а потом - к Беркутову: спасай меня, мол, батюшка, от суда, только на тебя и надежда!
***
А я горячо надеюсь, что в следующем сезоне «Щепка» еще не раз подарит нам собственное прочтение известных классических пьес. Как сказала бы «нибум-бумистая» по-русски Анфуса Тихоновна: “Nous attendons avec impatience!”
—————-
* Nous attendons avec impatience (франц.) - Ждем с нетерпением.
Свидетельство о публикации №219102601588