Чем люди живы
«И сказал Господь: «Поди вынь из родильницы душу и узнаешь три слова: узнаешь, что есть в людях, и чего не дано людям, и чем люди живы. Когда узнаешь, вернешься на небо.»».
(Лев Толстой. «Чем люди живы»).
***
Дайте Библию маленькой девочке, умеющей читать - и тут же полУчите в ответ недоумение: «Да здесь же совершенно ничего не понятно!» Вот и героиня постановки «Чем люди живы» - деревенская девочка, от имени которой ведётся повествование - не является исключением из общего правила.
Говорила ей мамка, говорила: «Читай Библию, в ней - вся правда!» - и послушно читала она эту толстую книжку, да ничего так и не поняла. Нет, все-таки разобрала среди превеликого множества незнакомых слов одну-единственную понятную фразу - про то, что нужно любить друг друга.
Вот о ней-то, о любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», - и идёт речь в постановке режиссёра Татьяны Тарасовой по притче Льва Толстого.
Ну казалось бы, чего проще: поставить коротенькую пьесу «один в один», как Толстой написал. Согласна, проще, но при этом спектакль стал бы похож на нравоучение, которое строгая учительница читает в школе своим подопечным.
А у Татьяны Тарасовой и «Ведогонь-Театра» получилось весело, не занудно, с песнями, огоньком, ударным «ботиночным» соло и акробатическими этюдами на скамейке. И при этом, заметьте, основная мысль притчи нисколько не затушевалась!
Настоящая находка для этой постановки - молодая актриса Евгения Михеева, исполняющая роль той самой девочки-рассказчицы. Где-то год назад Евгения поразила меня своей яркой игрой в «Центре Драматургии и Режиссуры», в спектакле «Тимур и его команда», где она исполняла роль девочки Жени.
Спектакль «Чем люди живы» не стал исключением. Евгения пела, кувыркалась, с детской непосредственностью изображала богатого господина в шубе и «с вот та-а-аким пузом»... А если требовалось - могла и сапожника Семена уму-разуму научить. Доказать ему, например, что настоящие мужчины людей в снегу замерзать не оставят.
Вот, значит, как оно бывает: в Библии девчонка ничего понять не смогла, а душа у неё все равно добрая!
Илья Роговин и Марина Бутова исполняют в этой постановке роли мужа и жены - Семена и Матрены. С легкой иронией относятся артисты к своим персонажам. Зимой они вынуждены выбегать из хаты поочерёдно, так как тулуп у них - один на двоих. И, конечно, не обходится у них без ссоры, когда Семен, расстроенный «обломавшейся» сделкой, пропивает 20 копеек, посчитав, что это - все равно «не деньги».
Хотелось бы отметить также красивое пение Марины (с подпевками Евгении), придающее постановке неповторимый «деревенский» (и сказочный) колорит.
«Хочешь, чтобы Ангел на сцене получился настоящим - позови на эту роль Ярослава Шевалдова!» - это бесспорная истина. Ярослав, известный мне по блестящему исполнению роли Князя Мышкина в интерактивной постановке «Идиот», по праву получил в сегодняшнем спектакле немногословную, но такую важную роль.
Ангел у него - необычный: весь встрёпанный, с перьями в волосах, Богом наказанный и из списка Сил Бесплотных вычеркнутый. Но не навсегда, а временно, пока не узнает он ответы на три жизненно важных вопроса. Да нам, неразумным, их не поведает.
Зато как же загораются глаза Ангела в конце постановки! С какой прекрасной улыбкой повествует он о том, что задание Бога наконец выполнено, и можно снова обрести крылья и лететь высоко-высоко... И быть спокойным, зная, что миром правит Любовь, и Божьи творения, готовы во имя любви этой жертвовать и спасать, верить, надеяться и делать добрые дела. А это значит, что в каждом из людей живет Бог.
После просмотра этого спектакля очень хочется стать хотя бы немного лучше, мягче, добрее, отзывчивее. Я уверена, что каждый из зрителей в той или иной мере проникся этим чувством. А это значит, что цель, поставленная теми, кто трудился над этой постановкой - достигнута.
Свидетельство о публикации №219102601617