От Нижнего Новгорода до Антарктиды. продолжение 2

                Глава 9
     После Кубы погрузка оборудования в Новом Орлеане на Ригу.  Пересекли Мексиканский залив, забитый нефтяными вышками. Вошли в мутные воды Миссисипи. Ошвартовались в порту, отработала комиссия по открытию границы. По информации судового агента выход в город разрешен только капитану, старпому, старшему механику и судовому врачу. Началась погрузка оборудования на судно.
     Капитан оставил на судне следить за погрузкой   старпома, и с врачом и стармехом решили сходить в город. До этого никто из них в американских портах еще не бывал. Сложные отношения  были в то время между США и СССР.  Для получения  разрешения на выход экипажа с судна в город  американцы требовали предоставить судовую роль за 30 суток до захода судна в порт. А часто выполнить это требование было невозможно, т.к. порт погрузки-выгрузки Пароходство по коммерческим условиям сообщало на судно позднее этого срока. Грузоотправитель или грузополучатель могли изменить назначение груза  и направить его в другой более выгодный и удобный для них порт. Вышли моряки в город, побродили по улицам, полюбовались красивыми вывесками и зашли в Кафе. Выходят из него и видят, что вокруг них собрались негры и настроены не особо дружелюбно. Оказалось, что зашли они в негритянский район, а там к «белым» относятся враждебно. Постарались быстрее выбраться из этого района. Больше в город не выходили. Красивая и богатая Америка, но уж больно резкие контрасты между улыбающимися белыми гражданами и афроамериканцами.
     Пока стояли в порту, у доктора больных на судне нет и много свободного времени, решил он заняться рыбалкой с судна. Рыбы наловил много, но вся она пропахла нефтью и есть ее невозможно. Пришлось всю выкинуть за борт.  Нас-мотрелись на портовых крыс, которые вечером  вылезали из складов и стайками шли к воде на водопой. Видели, как крысы пытались пролезть по швартовам на судно, но не могли перелезть через противокрысиные щитки. Старпом специально вечером собирал матросов и показывал им, что не напрасно требует следить за этими щитками.  Наконец погрузка закончилась и вышли из порта. Переход через Атлантику, матросы постоянно подкрепляют груз, Александр Николаевич опять напросился у боцмана в его бригаду и работает вместе со всеми. Время бежит быстрее, и физическая работа идет на пользу организму. Вечерами с помполитом играют в шахматы, решают разные шахматные задачи. 
    В  Риге на судно опять приехала к доктору жена. Полюбовались городом, сходили в театр. Опять, провожая жену в аэропорт, очень захотелось домой. И мысли: «Там у меня любимая работа, а здесь, чем я занимаюсь? Пишу ненужные рапорты, отчеты. Моряков перед рейсом проверяет медкомиссия, на судно приходят все здоровые, а сделать перевязку или проверить чистоту на камбузе, так это и старпом может. Все командиры на берегу проходят обучение по оказанию «Первой медицинской помощи». Но опять мысли о квартире, автомашине… «Надо еще поработать. Да и морская служба захватывает. Новые города, новые впечатления. Поработаю еще немного. Вон моряки годами здесь работают. Как выдерживают и не спиваются?» После Риги погрузка генгруза в Вентспилсе на Гамбург. После стоянки в Риге на судне тишина, как вымерло. Это моряки приходят в себя после праздничного отдыха. Но потихоньку опять судно ожило, жизнь продолжается.  Закончили погрузку, раскрепили груз и вышли в Балтийское море. Огибать Данию  не стали, получили разрешение Пароходства на проход Кильским каналом. Жалко, что прошли его ночью. Не удалось, как следует полюбоваться этими красотами. Движение судов очень оживленное, вот тут в полной мере проявилось мастерство капитана.
                Глава 10
      Начали выгрузку в Гамбурге. После завершения всех работ, связанных с офор-
млением прихода, появилась возможность сходить в город. Основная часть экипажа уже не один раз бывала в этом порту и город им немного знаком. Да, и куда
в основном ходят моряки в Гамбурге. Это лавочки, в которых торгуют дешевым
барахлом, специально для русских моряков и, конечно, в район Репербана.
     Это район развлечений. Множество заведений со стриптизом. Потом интересно молодым парням побродить по боковым улочкам около Репербана. Ярко освещенные окна на первых этажах, и там, как на витрине сидят полуобнаженные красавицы в соблазнительных позах, в гости зазывают. Ну, в гости советский моряк не пойдет, запрещено Правилами Поведения Советского моряка, да и денег жалко. А наберешься смелости, сходишь, потом жди, что кто –то сообщит об этом помполиту. И все – отплавался. Хотел доктор сходить в знаменитый музей восковых фигур, в зоопарк. Но в его группе  одни девушки, а они не будут платить за вход, они только до портовых магазинчиков и на судно, а одних их не оставишь, потом будут крупные неприятности.
     После Гамбурга догрузка в Бремене. Этот город не такой праздничный как Гамбург. Там, кроме магазинчиков, моряки обязательно бродят по автомобиль-ным свалкам, где разбираются старые автомобили на металлолом.  Здесь по дешевке можно приобрести не только различные автозапчасти, но и автомобиль с большим пробегом. Обычно моряки покупают подержанные автомобили, когда судно идет в родной порт. А так, просто посмотреть цены, купить старую автомобильную магнитолу и еще что-нибудь по мелочи.
     Закончили погрузку в Бремене и взяли курс на Канаду. Шторм в Северном море, но экипаж к штормам уже привык. Несут вахты, выполняют профилактические ремонтные работы. Доктор утром, как обычно,  делает зарядку, обход судна, проверка санитарного состояния, проводит медосмотр экипажа. Иногда в рейсе появляются больные, скрыли перед рейсом старые болячки, а в рейсе они и проявились, надо их лечить, назначать лекарства. Вечерами, как обычно, свободные от вахт моряки смотрят в столовой экипажа кинофильмы. В рейс берут определенное количество кинофильмов. Просмотрят все и, особо полюбившиеся, смотрят по нескольку раз. Некоторые кинофильмы уже наизусть знают и во время просмотра повторяют за актерами слова.
                Глава 11
       Пересекли Атлантический океан, вошли в залив Святого Лаврентия, и вот около острова Антикости попали в ураган. Огромная волна накрыла судно, на
палубе два контейнера смяло в гармошку.  Сорвало трактор и он, пробив фальш-
борт, улетел в море.  Хорошо, что остальной груз был хорошо закреплен и его не
сорвало. С приходом в Монреаль пришлось капитану писать множество объяснений о случившемся.
       В те годы часть судов Мурманского Морского Пароходства работали на линии: порты Северной Европы–порты Восточной Канады. Самым посещаемым, мурманскими судами в Канаде был порт Монреаль. Мурманское Пароходство арендовало в монреальском порту несколько причалов и складов. Перевозили  в основном генеральные грузы. Это сельхозтехника и оборудование в крупных ящиках и контейнерах. Нормальный рабочий день у канадцев в порту – восемь часов и пятидневная рабочая неделя. Мурманское Пароходство заключало договор с канадской стивидорной кампанией и оплачивало работу грузчиков. Иногда, когда надо было срочно погрузить или выгрузить судно, заказывалась сверхурочная работа – овертайм, но оплата работы грузчиков резко возрастала. Работы в овертайм старались заказывать как можно реже. Стоянка судна под грузовыми работами в порту Монреаль доходила до месяца.
       Причалы, арендованные мурманчанами, находились далеко от города. Чтобы добраться до города, необходимо было сначала ехать на автобусе, затем, с этим же билетом, на метро. Увольнение экипажа в город разрешалось только в светлое время суток и только группами, не менее трех человек в группе, во главе со старшим группы, который назначался из комсостава. Несмотря на длинную стоянку, в город моряки могли сходить только пару раз. Обычно добирались до улицы Святого Лаврентия, на которой расположены магазинчики с дешевым товаром, имеющим спрос в СССР. На этом у многих моряков поход в город заканчивался. У женской части экипажа еще больше трудностей с походом в город. Штурманы, механики и электромеханики их в свою группу старались не брать. Зима в Канаде такая же, как и в Мурманске – снежная и холодная. Набегаются по магазинам моряки, а отдохнуть, погреться, выпить пива идут в Таверну. А по местным правилам, вход в Таверны женщинам – запрещен. И следят за этим не только работники Таверны, на и сами канадцы – посетители Таверны. Местные жители объясняют эту дискриминацию тем, что мужики не хотят, чтобы их жены мешали им проводить досуг с друзьями. Бывало, что выйдут в увольнение в группе с механиком, матросами судовые женщины, накупят в магазинах гипюровых кофточек и разной мелочи, находились, устали. Мужики – отдыхать в Таверну, а женщины остаются с пакетами на улице у входа. Поэтому, в основном, в увольнение женщины ходят с командирами, у которых побольше свободного времени, с помполитом, с судовым доктором. К тому же, потом старшему группы надо в рапорте указывать, что покупали члены группы. А как следить за женщиной, когда она покупает себе белье? Поэтому и Александр Николаевич старался находить на судне всякую работу, когда в город собирались женщины. Все эти правила поведения советских моряков, канадские портовые работники, конечно же, хорошо знали. При производстве грузовых работ и по креплению–раскреплению груза, экипаж судов всегда работал в хорошем, деловом контакте с канадцами, вовремя выполнял все их обоснованные требования. У судовых экипажей, постоянно заходивших в порт Монреаль, с местными работниками  сложились хорошие, деловые отношения. Канадцы, иногда, в знак уважения, делали экипажам судов небольшие подарки. То автобус дадут на небольшую экскурсию по городу, то в гости пригласят. Более тесно с канадцами при грузовых работах контактировал второй – грузовой помощник капитана. Однажды приходит ко второму помощнику начальник грузового района порта и дает ему четыре билета на хоккейный матч. Играют команды НХЛ, какая-то ответственная игра. К этой игре у второго помощника интереса никакого нет, но появилась возможность вечером вырваться в город, прогуляться по вечернему Монреалю. Так как в город можно выходить только группой, то в группу он берет своих друзей: начальника радиостанции, второго радиста и судового врача. Запрашивает разрешение на увольнение у капитана. Вечером грузовых работ нет и поэтому капитан дает «добро». Затем надо запросить разрешение и получить паспорта у помполита. Здесь сложнее. Помполит сам не прочь сходить в город. И, опять же, как отпустить в город вечером группу. Хоккейный матч начинается в 21:00, окончится поздно, пока моряки доберутся до судна, будет уже ночь. К тому же все четверо уж больно независимые – что они там натворят без присмотра? Самому влезть в группу как-то неэтично, билетов только четыре, кого-то надо из группы убирать. Рядом стоит и слушает этот разговор моторист  Александр Лыжин. Сорокалетний член партии и верный помощник помполита. Сразу рождается решение – вместо второго радиста пойдет моторист, он большой любитель хоккея. Начальник рации заявляет, что без второго радиста он на матч не пойдет. Второй помощник отдает билеты помполиту:
       – Идите вы сами на матч, я тоже не пойду.
       – А как вы объясните завтра начальнику грузового района, почему не пошли?
       – Так и объясню, что без особого надзора выход в город вечером даже командирам запрещен.
         В разговор вмешался второй радист:
       – Да, я могу не ходить,  плохо себя чувствую. Наверно простыл, голова болит и тело все ломит, пусть идет Лыжин.
         Вышли из проходной. До города добираться далеко. Решили взять такси. Оплата за проезд  делится на всех. Лыжин не согласен, он и денег с собой не взял. Ладно. Доехали до стадиона. Начальник рации  предлагает:
       – Ребята, на кой черт нам этот хоккей сдался? Играют незнакомые команды, давайте билеты сдадим и на вырученные деньги можем сходить в Таверну со стриптизом или на дискотеку. Посмотрим, как канадцы вечерами развлекаются.
Все «за», кроме моториста. Как он потом помполиту доложит, где были? Запутается с объяснениями. Решили оставить Лыжина одного на хоккейном матче. Сами прогуляются по Монреалю, а потом зайдут за ним. Тот чуть не плачет:
      – А если вы не придете, потеряетесь, как я буду до судна добираться? Языка я не знаю, денег с собой не взял.
       Кое-как его успокоили, пообещали, что не оставят одного. Потом на судне придется объясняться, где моториста потеряли.
       Матч проходил на закрытом хоккейном стадионе «Форум» в центральной части города. Прошли все вчетвером на стадион, посадили на место моториста и без него пошли в город. Пару часов побродили по центру Монреаля. Зашли в бар, выпили по кружке пива. Время пролетело быстро, надо идти в «Форум» за мотористом. Прошли на стадион по своим билетам – на выходе они не отбираются. Посмотрели окончание матча и, довольные вечерней прогулкой, отправились на судно. На следующий день вечером, играют доктор с помполитом в шахматы, и тот все пытается разузнать, как они провели предыдущий вечер:
      - Александр Николаевич, ведь вы же говорили, что не особо любите хоккей,
да и второй помощник с начальником  рации тоже. Как же вы всю игру на стадионе отсидели, не скучно было?
       «Неужели моторист все ему рассказал», - сразу возникла мысль у доктора.
      - Да  нет, не скучно. Очень уж игра была интересная, играли настоящие про-
фессионалы. Такой хоккей с огромным удовольствием смотрится.
      Помполит это с улыбкой выслушал и ничего не сказал. Такие были в то время порядки на советском торговом флоте.
      В Канаде много украинцев и русских, в основном это попавшие туда после Отечественной войны и их потомки. Многие интересуются, как живется сейчас на
их бывшей родине. Несколько раз приходил на судно молодой парень, он уже
родился в Канаде, а его родители попали туда после освобождения из немецкого
плена американцами. Джордж или по-нашему Жора много интересного порассказывал о жизни в Канаде, да моряки и сами все видят. Показал морякам знаменитый центр католичества Северной Америки – Собор Святого Иосифа. Увидели, как истинные верующие поднимаются в храм по широкой лестнице на коленях.
      Еще повезло доктору, что капитан был большой любитель пеших прогулок. Одному капитану гулять скучно и он всегда приглашал прогуляться за кампанию доктора. Вот в Монреале доктору и повезло увидеть много городских достопримечательностей. Побывали даже на знаменитой выставке «Экспо». Сходили и в Собор Святого Иосифа. Здесь уже посмотрели и церковную службу. Людей в Соборе много, видно, что не только истинно верующие здесь находятся, но и много туристов. У японцев, китайцев и других жителей юго-восточной Азии наверняка другая вера -  не католическая, но ходят они по залам, свечки ставят, потихоньку за пределами Собора фотографируют.
      Закончили выгрузку в Монреале, отремонтировали фальшборт и следующий порт – выгрузка оставшегося  груза в Торонто, который находится  на одном из Великих Американских Озер, на озере Онтарио.

               


Рецензии