Ч. 128 Наступление со стороны Каспийского моря

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/10/21/914

Англичане поняли, что рынки сбыта в Центральной Азии им не получить и смирились с этим, можно было не опасаться вмешательства англичан в планы русского правительства. Но оставалась угроза со стороны Персии, шаху которой совсем не нравилось продвижение русских войск к её границам.

После русско-персидских войн территория Персии изрядно сократилась, а Российская империя за их счёт увеличилась. Слухи о предстоящем занятии побережья Красноводского залива уже дошли до шаха.

Планировалось произвести высадку в 1870 году, но чтобы персы не успели принять никаких мер, Александр II распорядился занять залив раньше, осенью 1869 года. На подготовку десанта отвели полтора месяца.

Шаху заморочили голову, прислав на его встревоженное письмо ответ, что «императорское правительство признает владычество Персии до Атрека и, следовательно, не имеет в виду никаких укреплений в этой местности». Врали, естественно.

Обрадованный шах поверил и разрешил русским купеческим судам входить в Мургаб и Энзели, чего несколько десятилетий не могли добиться русские дипломаты.

Положение войск, высаженных на берег Красноводского залива, было крайне тяжёлым, всё необходимое для людей и лошадей приходилось доставлять судами с Кавказа. Появилась цинга, множество лошадей погибло. Но это не останавливало Петербург.

Там строились даже планы выхода на берег Персидского залива, для чего требовалось подчинить Персию. С этой целью принимались меры по усилению Каспийской флотилии.

При высадке понаторевших в войнах кавказских войск в Красноводском заливе использовали паровой шхоут «Хивинец», паровой баркас «Скорый», пароход «Наср-Эддин», а также несамоходные баржи и баркасы. Позже привлекли и пароход общества «Кавказ и Меркурий».

Но предварительно следовало покончить с независимостью Хивы. Решение о наступлении на Хиву приняли летом 1872 года. По плану следовало выступить колоннами из Ташкента, Мангышлака, Оренбурга, форта Перовский, Джизака и Красноводска.

Самым длинным, но зато и самым безопасным, был путь из Оренбурга. Путь от Ташкента до Хивы был гораздо более рискованным и проходил через глинисто-солончаковую пустыню Голодная степь. Путь с восточного берега Каспия был наиболее коротким, но наиболее трудным.

Начальник отряда подполковник Василий Иванович Маркозов получил приказ произвести рекогносцировку пути к хивинским пределам, а затем двинуться на юг, к нижнему течению реки Атрек.

Отряд Маркозова напал на становища кочевников и отобрал у них около полутора тысяч верблюдов. Подполковник, выполняя приказ, прибыл со своими подразделениями к Чекишляру в устье реки Атрек, где войска стали лагерем.

В июне 1872 года он получил новый приказ продвигаться к Хиве, но без распоряжения главнокомандующего не пытаться в неё входить.

Если приказа о нанесении Хиве решительного удара не последует, то Маркозову предписывалось собрать как можно больше сведений о новых дорогах и местности. Он приступил к очередной рекогносцировке в конце июля.

Войска выступали из Красноводска и из Чекишляра. В очередной раз напали и ограбили кочевников, отобрав у них верблюдов. Отряд подполковника насчитывал 12 рот, 2 сотни казаков и 10 орудий. Колонны соединились на Узбое, у колодца Топиатан.

Здесь Маркозову доставили новое распоряжение главнокомандующего: «в Хиву не ходить», а произвести разведку подходов к Хиве, к ахал-текинскому оазису,  и от него к Чекишляру.

Когда его отряд направлялся к колодцу Игды, на задний эшелон у Топиатана напали хивинцы и угнали 150 верблюдов. Вслед за тем на отряд у селения Джамала 8 октября напали ахал-текинцы. Кочевники пытались отбить своих верблюдов, но не смогли.

Нападение отбили. Маркозов через посредников пообещал отпустить пленных, многие из которых были ранены, в обмен на новых триста хороших верблюдов.

Верблюдов ахал-текинцы не доставили, возможно, их уже не оставалось после нападения русских войск. Тогда 19 июля на рассвете русский отряд повернул к оазису Кизыл-арват, куда прибыл 25 числа. Там Маркозов с частью отряда двинулся по оазису, где сжег до тысячи двухсот кибиток со всем имуществом и захватил весь обнаруженный скот.

Отряд Маркозова имел двойственное подчинение: главнокомандующему Кавказскими войсками и в оперативном отношении - командующему Туркестанским военным округом. Русское правительство объявило, что нападение на русский отряд и угон 150 верблюдов является открытием военных действий хивинским ханом против России.

Когда читаешь исторические документы, такому цинизму не устаёшь удивляться.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/27/1714


Рецензии
Не зря говорят, что политика дело грязное.
Спасибо, Владимир.
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   20.02.2020 23:17     Заявить о нарушении
Это верно, не зря!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.02.2020 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.