Ч. 7. О Цугольском дацане

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/10/26/763

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта глава включена в мою книгу "Тоонто нютаг - место моего рождения. Очерки по истории Боржигантая - Бурят-Монгольского военного конезавода № 128". М., КРУГЪ,2021,400с.,ил.

На основе как исторических, архивных материалов - по материалам летописей и хроник бурятского народа, так и устных преданий и рассказов современников преклонного возраста забайкальский учитель, историк  Дамбинима Цырендашиев (1923-2011г.г.). написал на бурятском языке краткие историю своего края, народа и историю Цугольского дацана в своей замечательной книге «Суугэлэй дасан» (по-русски Цугольский дацан), изданной в 2008 году.

В интервью окружной газете «Агинская правда» Забайкальского края 17 июля 2010 года на вопрос журналиста: «Что самое главное из ваших книг должны вынести читатели?» он отвечал: «Мне бы хотелось рассказать о том, как жили ламы до революции. Во-первых, они привезли тибетскую медицину. До этого буряты часто умирали, была большая детская смертность, некоторые семьи вообще не могли обзавестись детьми. Когда появились ламы, в семьях начали рождаться и по десять детей. Во-вторых, они принесли буддийскую философию. Раньше буряты были очень жестоки, не гнушались ничем, кочевали-воевали. Жизнь заставляла их быть жестокими даже по отношению к своим детям, семье. С приходом лам люди стали более милосердными, растопился лед в их сердцах. Ну, а в третьих, буряты стали более грамотнее, начали изучать тибетскую, монгольскую грамоту. Об этом молодое поколение должно знать».

Продолжение  http://www.proza.ru/2019/10/27/1320
.

Фото А.Моцара: Цогчен-дуган Цугольского дацана, 2014г.

Примечание для интересующихся: На сайте «Проза.ру» опубликована статья забайкальского журналиста, писателя, поэта Виктора Балдоржиева  «Там, где начинается Россия. Цугольский дацан».


Рецензии
Дарима, я встречал в этих местах совершенно черных бурят. Это какое-то родственное племя или вообще другая народность? К тому же и тип лица их отличается.
Дикий мы народ. Сами себя забыли.

Владимир Рукосуев   26.10.2019 20:13     Заявить о нарушении
Это хамниганы, заононские эвенки = конные тунгусы, воинственные, тоже из монгольских племен. Обрусели, обурятились (в моих предках тож были). Во времена оно их всех к бурятам причислили в Читинской области. Хотя их сородичей в Бурятии занесли в красную книгу как эвенков - в Курумкане, и в Китае тоже.
Главный хамниган был князь Гантимур- дворянин.
С приветом Дарима.

Дарима Базарсадаева   26.10.2019 20:30   Заявить о нарушении
Спасибо. О хамниганах читал и слышал. Но не видел. А в те времена их называли бурятами. Я так и думал, что с вами все не просто:)))

Владимир Рукосуев   26.10.2019 20:53   Заявить о нарушении
Аha. В СССР бурят-монголов превратили в бурят, потом количество бурят увеличили, причислив снова всех монгольского происхождения. А в Китае бурят причислили к монголам, но эвенков выделили- краснокнижные, в их числе и дагуры (дагуры) и др., давая возможность сохранить идентичность. В районе Внутренняя Монголия буряты, дагуры живут компактно,в трех эвенкийских районах среди монголов и китайцев. Вместе работают, поют, пляшут, носят национальную одежду, говорят на литературном бурятском языке- очень похожие, но немного различающиеся.
Пора тебе попутешествовать по Востоку, а не на Запад.
С уважением Дарима.

Дарима Базарсадаева   27.10.2019 05:43   Заявить о нарушении
Дарима,дорогая! Спасибо за ваши исследования, за то, что сохраняете память о предках!! С уважением,

Элла Лякишева   09.01.2020 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.