уроженцам 21го века

                УРОЖЕНЦАМ 21го ВЕКА.                Мне жаль вас несчастные! Ни чего первозданного для вас не осталось.. Целинный земли перепаханы, реки перекрыты платинами, дороги в космос проложены. По рельсам   двухколейного пути вы катите,  от  Калининграда до Владивостока,   перестука колёсных  пар    не слыша.  Запахов дыма вылетающего из трубы паровоза, вам теперь ни когда не изведать.    Ваша жизнь течёт без натуги и без романтики. Не скушно, а?
Мальчики и девочки, на то, чтобы рассказать вам о всех делах тех, кто вам такую жизнь устроил, у меня не хватит времени. Но отведите  (на  5—6 минут) взгляд от дисплеев своих электронных поделок, и  я, может быть, ещё успею поведать вам о том, как  мы, ваши бабушки и ваши дедушки,  перемещались по лику планеты нашей.  Вы, хотя бы понаслышке, будете знать что такое романтика.    
В прошлом веке, до начала 50тых годов,  сельским жителям паспортов не выдавали.  Поэтому ни я, ни кто другой из моих сверстников, села Бурёнино, свистка паровоза не слышал.   
Но послевоенное лихолетье закончилось. Страна из разрухи вышла. Паспорта колхозникам стали выдавать, не спрашивая на то согласия у руководства колхозов. Сельская молодёжь в поисках лучшей жизни потянулась в промышленные районы страны.             Летом 1954-го года, с бумагами, свидетельствующими о восьмиклассном образовании, и я подался в южную сторону.

В Сорочинске железнодорожный вокзал гудел, как пчелиный улей во время активного медосбора., Дяденька в красной фуражке (я тогда ещё не знал, что это дежурный по вокзалу), чтобы пройти на перрон, должен был перешагивать через  тела спящего  люда, и его, упакованные в мешки и деревянные чемоданы, пожитки.
Достать билет на пассажирский поезд не было никакой возможности.               
Поезда, трогаясь с мест своего формирования, уже были забиты пассажирами. Люди ехали на крышах и в тамбурах вагонов.

Кроме пассажирских поездов, между Куйбышевым и Ташкентом курсировал ещё и почтово-багажный.  В его составе было  три пассажирских вагона.  Этому поезду народ почему-то присвоил имя Алексея Максимовича Горького.               
"Максим Горький" по  пути следования кланялся каждому встречному столбу, у каждой встречной шпалы спрашивал разрешение на дальнейшее следование. Поэтому его вагоны редко когда  видели  транзитных пассажиров. Народ считал, что лучше двое суток бесплатно дышать  свежим воздухом на крышах курьерского поезда, чем за деньги неделю париться  в душных вагонах "Максима  Горького".запасом постельных принадлежностей для своих пассажиров

В Сорочинске я кантовался пять суток.. Пристанционные клопы высосали из меня столько крови, что я стал бледнее чем листь берёзы осенью.. И я решил: лучше долго ехать, чем долго кормить своей кровью клопов.  "Максим Горький" был несказанно рад такому моему решению.и и кроме голых полок представил  мне ещё и крыши своих вагонов.Максим Мимо нас проплывали телеграфные столбы с большими степными птицами, сидящими на их верхушках, --беркутами. Ммедленно вращались, вызженные солнцем степи Казахстана.

Где-то в районе Казалинска тоскливые степи сменились бескрайними, подступавшими к железнодорожнодорожной насыии, водами, вышедшей из берегов реки Сыр-Дарьи. Чугунка в те годы была одноколейной. "Максим Горький" подолгу стоял на полустанках, пропуская мимо себя как встречные,  так и попутные поезда. За время стоянки я успевал вдоволь насладиться прохладой придорожных вод. Дикие утки, уступая мне место подле насыпи, отплывали на три-четыре метра и, погрузив головы в лоно прозрачных вод,  хватали широкими клювами проплывавшую мимо них живность. Над гладкой водной поверхностью, будто поплавки рыболовных сетей, покачивались их серые гузки. А я, приняв позу ленивой щуки,, наблюдал за стайками полупрозрачных мальков рыб, мельтешивших перед моими глазами.

Нынче, путешествуя по железной дороге, мы начинаем ощущать движение только после того, как состав выкатится за станционную стрелку. В прежние времена, на то, чтобы сдвинуть состав с места, у локоматива не хватало мощей.  Использовался эффект домино:   машинист толкал вагоны в сторону, обратную движению, и, пока лязг буферов катился в хвост состава, резко бросал машину вперёд. Громкий мат пассажиров был следствием тех манёвров.                Кому как, но мне моё первое знакомство с железной дорогой нравилось.

Обычно люди в пути, кто с помощью карт, кто с помощью бобов, стараются предугадать своё будущее. Мне гадать нужды не было, я и без гаданья знал, что жить буду у двоюродной сестры Насти, из Ташлы переехавшей в какой-то город Янгиюль и, вместе с её сыном Колькой, буду работать на вагоноремонтном заводе, осваивая профессию фрезеровщика. Поэтому  был безмятежен, и бессонница меня в дороге не мучила.
При манёврах машиниста я так трескался головой о стенку вагона, что Морфей, прикайфонувший на  моих ресницах, шарахнувшись о противоположную перегородку, вылетал в окно.
Пять суток колёсные пары выстукивали для меня мелодию «Уфа- Чита-, Брабинск. Ташкент-Москва- Чилябинск»                Кому как, но мне моё  знакомство с железной дорогой пришлось по душе.

й  народу проживало тысяч пять. Вокруг посёлка ровная, как стол, такырная степь. Ни одного колодца, ни одного другого какого водоёма в пределах 20 километров там  О  СЕБЕ                Родился 12 02 1937 года в селе Бурёнино Ташлинского  района Оренбургской области.                Образование – сельскохозяйственный техникум и 2 курса ВУЗа.                С лета 1954 года по август 1998го проживал в Узбекистане. Участник комсомольских строек. Теперь живу в Оренбурге..   Общий т.рудовой стаж 54года. Из них 32 в должности главного энергетика АПК «Алмазар» .  Имею Почтную граиоту от Президиума   Верховного совета, правительства, Правительства и ЦК КПСС  Узбекистана.  «…за активное участие в развитии народного хозяйства республики».  «Всю-то я Расеюшку проехал; всю Сибирь пешком прошёл» Это почти—что про меня.   На просторах бывшего СССР  не много найдётся мест, где не оставил бы я (бывая в служебных командировка) своих следов. Был (не долго) внештатным корреспондентом газеты «Ташкентская правда.» Достижения—построен  современный спортивный зал  для  штангистов ПГТ  « Алмазар»и приобрёл врага в лице своего директора.                С осени  2016 года пытаюсь найти свой путь в литературу—пишу стихи и прозу.  Посещаю семинары  литобъединения «Оренбургская крепость» при доме литераторов им. Аксакова. Печатных изданий не имею .

                ЗНОЙ, ТАКЫР И ПАРАЗИТЫ.
«.…нет такой страны в мире, где железные дороги  былди  бы более выгодны  и даже необходимы,  чем   России,  так как они дают  возможность  сокращать  большие расстояния путём увеличения скорости передвижения..»                .                (Франц  Герслер)
 Минуло, почитай что, 180 лет с той поры,  как австрийский профессор  фон Франц Герслер уложил последнее звено полотна Николаевской железной дороги.  Общая протяжённость  железных дорог  России на сегодняшний день –85500 километров .
Вся моя трудовая жизнь связана с сельскохозяйственным производством,    но  начало  трудовой  деятельности у меня связано с железной дорогой.    оавстирийский профессор они дают возможностьсокращатьбольшие расстояниягда я проходил мимо!
.  В 1956 году я заканчивал обучение в Ташкентском ремесленном училище,  готовившим специалистов электромонтажа.  Предэкзаменационную  практику  проходить нашу группу послали в не хорошее место. Это место  -------железнодорожная станция Саксаульская, расположенная на пятьдесят километров  севернее  Аральска. Саксаульская была  бригадной станцией, здесь осматривались железнодорожные составы и менялись локомотивы.    Вокруг посёлка ровная, как стол, такырная степь. Ни одного колодца, ни одного другого какого водоёма в пределах 20 километров  не было. Воду в посёлок завозили в железнодорожных цистернах, сливали в, бетонированную яму. Два раза в день около  резервуара топтались в очередях  верблюды, фыркали лошади,    скандалили между собой люди.
 Можно былобы пробурить артезианские скважины, но в Саксаульской не было достаточно мощного источника электоэнергии. Вот потому-то нас туда и забросили-строить высоковольтную ЛЭП.
 Строительство ЛЭП начинала бригада профессиональных электромонтажников, но не выдержав суровых условий работы, профессионалы сбежали. Остался только их бригадир, который должен был руководить нами, но и он через неделю «чухнул», слинял в свою  Кызылорду. С нами остался только Анатолий Иванович, наш мастер производственного обучения.
Если объединить глубины всех мною выкопанных ям, дырка до самого центра Земли получится. Но вот на вопрос « что такое такыр», я вряд ли отвечу вразумительно. Была бы это слежавшаяся, утоптанная,  укатанная земля, то с ней  если,  не лопатой, не киркой, то хотя бы ломом можно было работать или, наконец, водой размачивать. В каменной глыбе можно найти щель,  вставить лом и камень развалить.  Такыр мог уступить  ямтобуру,  но в те  времена, о которых пойдёт речь,  ямобуров не было. Такыр и наша настырность вступили в единоборство.   
 Такыр -- не земля и не камень, какое-то не понятное  тёмно-серое образование.  Ты его бьёшь ломом-лом отскакивает, от материковой породы   отколупываются  тонкие, толщиной в тетрадный лист, пластинки. Под жгучими лучами  солнца, ценой кровавых мозолей на ладонях, за  два дня работы яма для установки опор у нас всё -таки получалась. Но такыр для нас, семнадцатилетних пацанов, был не единственным испытанием   выдержки и упорства.
Брёвна, свежепропитанные антисептиком, разбросали по трассе наши предшественники. Горячие лучи казахстанского солнца выдавливали из брёвен  антисептик.    Его капли стекали на землю.  Это снадобье, по-видимому изготовляется из сока того самого дерева, к которому и «птица не летит и тигр не идёт». Всё светлое время суток над брёвнами стояло марево зловредных  испарений. Если  находиться  от источнику  того зловония  на расстоянии  трёх метров, с подветренной стороны, то и тогда испарения, в буквальном смысле, снимут с твоего лица кожу.  А нам-то надо было пилить, сверлить, рубить топором,  носить на своих плечах те чёрные вонючие брёвна.. (чтобы узнать что это такое, понюхай железнодорожную шпалу)
Через неделю верхнего слоя кожи  мы лишились. Кисти рук, лицо и шея, не защищённые одеждой, горели, будто кипятком ошпаренные. И распухли. Стали розовыми, как у новорожденных младенцев.  Но и к этим мытарствам мы относились спокойно.. Таковы были издержки нашей профессии. Как говорится: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Не ной!  Бороться нам пришлось с другим более грозном напастьем, чреватым болезнею  первой половины 20го  века-тифом.
У меня зачесался живот. Заглянув в трусы я увидел там гадину- упитанную, готовую брызнуть соком, вошь. Но  был я человеком чрезмерно стыдливым, поэтому  ни с кем «радостным» открытьем делиться не стал.  Володя Пенкин -парень без предрассудков- жеманиться не стал- о своём открытии прокричал, будто голой пяткой на гвоздь наступил. .  И тут оказалось , что паразиты поселились не только в нашей с Володькой одежде.  Заглянули в недра постельных  принадлежностей, а там!...А там вошь ходит отарами.    До нас в этом общежитии жили студенты. Это на их кровях вошь стала такой ядреной.
Утром на работу  не пошли. Все двадцать пять человек, обнажив  гениталии, расположились по периметру комнаты. Наше временное жилище наполнилось звуками  схожими со звуками лопающихся воздушных шариков                А хохмагонный парень Пенкин ещё и напевал при этом: «…а по углам-то всё косточки вошены…Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»
Пришёл Анатолий Иванович. (он жил в гостинице)                -Почему не на трассе?- спросил он нас.                –Да вот воюем с аборигенами здешних мест:-ответил Пенкин.                Анатолий Иванович, не сказав ни слова, исчез. Через двадцать минут прибыли работники санэпидстанции и погнали нас в баню. Сами  остались добивать остатки банд охочих до человеческой крови.
После сдачи госов, в числе других моих однокашников, я был направлен, как говорится, «из огня да в полымя»--.на Ударную Комсомольскую стройку. Переносить. шахтёрский город Ангрен. на новое  место. Но это   запевка уже другой песни.
                .            
                О  СЕБЕ                Родился 12 02 1937 года в селе Бурёнино Ташлинского  района Оренбургской области.                Образование – сельскохозяйственный техникум и 2 курса ВУЗа.                С  лета 1954 года по август 1998го проживал в Узбекистане. Участник комсомольских строек. Теперь живу в Оренбурге..   Общий т.рудовой стаж 54года. Из них 32 в должности главного энергетика АПК «Алмазар» .  Имею Почтную граиоту от Президиума   Верховного совета, правительства, Правительства и ЦК КПСС  Узбекистана.  «…за активное участие в развитии народного хозяйства республики».  «Всю-то я Расеюшку проехал; всю Сибирь пешком прошёл» Это почти—что про меня.   На просторах бывшего СССР  не много найдётся мест, где не оставил бы я (бывая в служебных командировка) своих следов. Был (не долго) внештатным корреспондентом газеты «Ташкентская правда.» Достижения—построен  современный спортивный зал  для  штангистов ПГТ  « Алмазар» и приобрёл врага в лице своего директора.                С осени  2016 года пытаюсь найти свой путь в литературу—пишу стихи и прозу.  Посещаю семинары  литобъединения «Оренбургская крепость» при доме литераторов им. Аксакова. Печатных изданий не имею .


Рецензии