Камбоджа для духовного роста. Випассана в Кепе

Буддистская практика медитации випассана – это занятие в Камбодже несколько неожиданное и, наверно, «не для всех». Тем не менее, находясь в буддистской стране, вполне логично было бы познакомиться с будистскими духовным практиками. Пожалуй, именно расширение границ опыта нам запоминается больше, чем очередные курортные «вечеринки», часто похожие одна на другую.

Итак, речь идет о находящемся в Кепе храме Саматхи (Samathi Pagoda). Место это имеет официальный статус центра випассаны. Чем же отличается центр випассаны от других буддистских монастырей? Насколько я смог понять объяснение монахов, – практика эта проста для новичка, но, далее,через несколько лет, для продвинутых медитирующих открываются достаточно тонкие вещи, помочь разобраться с которыми может только опытный мастер. Таких мастеров в Камбодже очень мало, ведь даже сорок лет спустя «во всем виноват Пол Пот». Те монастыри, где есть мастер випассаны, становятся «центрами випассаны».

Одним из теоретиков випассаны является Гоенка, выходец из Бирмы, но по происхождению индииец, и в дальнейшем житель Индии. Во многом, благодаря именно ему, слово «випассана» стало звучать во всем мире. Техника Гоенка, восходящая к традиции Будды, преподается по всему миру в сети одноименных центров випассаны, типовой курс продолжается 10 дней. В Камбодже есть три таких авторизованных центра: в Пномпене, в Батамбанге и в Кампонг Чаме. Все эти места находятся довольно далеко от Кепа. А в Кепе можно попробовать хотя бы раз помедитировать в окружении монахов.

Храм Саматхи расположен в очень красивом месте, на холме среди джунглей. От верхнего храма открывается замечательный вид на всю восточную часть Кепа, вплоть до вьетнамской границы. Нет сомнения, что это «место силы», поддерживающее наш энергетический баланс и в минуты счастья, и в горести.

Випассана проводится два раза в день, перед рассветом, в 4 часа утра, и после заката, в 6 часов вечера. Не знаю, для кого как, но для меня попасть в пагоду в 4 утра – это нерешаемая задача. Поэтому, рискну предположить, что разумным временем для прибытия в храм все же является 18:00. Можно приехать немного пораньше и полюбоваться с площадки верхнего храма на предзакатный Кеп, Кроличий остров и побережье Ангкола.

В 6 часов вечера в нижнем храме начинается получасовая молитва. До 6 часов храм может быть закрыт, но в нужное время его обязательно откроют. После молитвы небольшой перерыв, а потом проходит непосредственно випассана, длительность медитации должна быть не меньше одного часа.

Порядки в буддистких монастырях очень толерантные, посетителям всегда рады. Вы, несомненно, станете предметом дружелюбного любопытства со стороны монахов. Все вам будут улыбаться, стараться проявить какое-то внимание, владеющие хоть немного английским захотят пообщаться. Вам понадобится коврик для медитации, их можно найти там же в храме. Если вдруг коврики не находятся, можно знаками показать, что вы ищете, и вам помогут.

Випассана в монастыре – это бесплатное мероприятие поскольку знания и духовные практики цены не имеют. Однако, в знак благодарности, по окончанию рекомендуется оставить пожертвование (donation).

Инструкторов с продвинутым английским в храме Саматхи нет. Поэтому, отправляясь на випассану лучше ознакомиться с основами этой практики самостоятельно. В чем же состоит основная идея випассаны? Надо сесть в удобную позу (в идеале, поза лотоса, но можно медитировать и любой другой сидячей комфортной позе), выпрямить спину, опустить руки, закрыть глаза, и, самое главное, сосредоточиться и сконцентрироваться на дыхании, стараясь ни на что не отвлекаться. Будут приходить различные мысли, их не надо специально отгонять, просто уделяем мысли внимание, и она уходит сама собой. Главная задача – это остановить внутренний диалог, а для этого существует набор техник, среди которых каждый сможет найти походящую.

Высидеть в одной и той же позе (особенно, в позе лотоса) час без подготовки, конечно же, трудно. Поэтому пересесть в другое, более удобное положение, скорее всего, придется. Хотя, некоторые утверждают, что можно заниматься випассаной, даже просто сидя на стуле, главное концентрация. На мой взгляд, важно попробывать свои силы, не стремясь к перфекционизму. Конечно, ничего существенного происходить не будет. Это тот самый случай, когда количество должно перейти в качество. Просто сидим и дышим, а небольшой эффект придет сам собой, ведь коллективная молитва и медитация – это особое мистическое действие.

После у вас может появиться вдохновение. Или необыкновенное умиротворение. Или повышенная осознанность и концентрация. Или желание измениться. Или решимость ввести медитацию в ритуалы своей жизни. Или все сразу. В любом случае мир вокруг нас и мы в нем станет немного лучше.

Говорят, что постижение искусства випассаны требует долгих лет упорных тренировок, и пределов совершенства в этом нет. Поэтому, в идеале, медитировать стараться надо каждый день, независимо от налиия поблизости буддистских монастырей или теплых стран. Но, возможно, что первый шаг к познанию своего истинного «я» удастся сделать именно здесь, в маленьком уютном Кепе.


Рецензии