Психическое расстройство системы

Психическое расстройство системы или Почему при капитализме всегда будут Джокеры

Сходили на фильм «Джокер» режиссера Тодда Филлипса. Можно много написать о великолепном сценарии, режиссерской и операторской работе и игре актеров. Но мы сейчас хотим рассказать не об этом. Речь пойдет о другом: после просмотра фильма родилась мысль о том, что немалым фактором, обуславливающим появление такого Джокера, является капиталистическая система города Готэма, в котором живет наш персонаж.

Что мы знаем о нашем герое? Это больной человек, страдающий психическим расстройством, при котором он не может контролировать порывы смеха, которые возникают внезапно в состоянии эмоционального напряжения. Он пьет психотропные лекарства, которые получает в рамках социальной программы и душат в нем психотическую симптоматику, но под их воздействием Артур Флек не может чувствовать себя хорошо. У него незавидная работа клоуна на мероприятиях, а сам герой мечтает стать стендап-комиком. Близких людей нет, только больная мать, за которой он старательно ухаживает.

При чем тут капитализм? Начнем с того, что болезнь героя спровоцирована детской черепно-мозговой травмой, которую ему нанесли в одном из эпизодов семейного насилия. Очевидно, что у Артура не было возможности избежать насилия со стороны взрослых. В городе Готэме социальные службы не обращают внимание на бедных детей, и у них защиты от насилия нет. Они изо дня в день живут в кошмаре, который их травмирует и калечит всю дальнейшую жизнь.

Артура увольняют с работы за провинность, и в метро он убивает троих богатеньких парней, которые пристают к девушке и переходят к избиению самого героя из-за того, что тот не может сдержать свой больной смех. После этого в городе начинаются волнения, а будущий Джокер чуть ли не впервые в своей жизни ощущает свое присутствие в этом мире, чего маленький человек в капиталистической системе, где влияние имеют только богатые, никогда ранее не испытывал. И он понимает, что может влиять на мир, разрушая систему Готэма.

И возможно, что система бы заметила наличие будущего разрушительного элемента, но она сама себя подводит в данном вопросе, сворачивая социальную программу психотерапии для бедных. Артур остается без лекарств и наблюдения, и у него продолжает развиваться психоз. Как это часто бывает при психозах, он теперь все больше испытывает чувство счастья и все больше не хочет возвращаться к прежней жизни. Персонаж двигается все дальше к образу героя-разрушителя.

Немаловажным фактором формирования такого образа является отвержение Артура богатым и знаменитым Томасом Уэйном, который мыслит капиталистическими шаблонами, и считает, что наш персонаж может хотеть от него только денег. А когда персонаж, думая, что перед ним отец, кричит и требует заметить его и просто признать его наличие, Уэйн не слышит слов, бьет Артура в лицо из-за очередного приступа больного смеха героя и уходит, забывая о нем. Уэйну не о чем думать и не о чем сожалеть: бедные люди его не интересуют. И наказания за удар он не получит.

Артур убивает мать, которая всю жизнь ему лгала, и разочаровывается в комике Мюррее, который до этого был его кумиром и в фантазиях – даже возможным отцом. Мюррею попадает запись выступления Артура в стендапе, где он не может сдержать от волнения свой смех, и сначала он высмеивает героя в телевизионной программе, а затем приглашает к себе же в качестве гостя, чтобы еще больше посмеяться и повысить рейтинги шоу. Эмпатия и сочувствие к больному человеку у богатого ведущего напрочь отсутствуют.

Далее мы видим, как герой убивает бывшего коллегу за то, что тот приходит к нему якобы посочувствовать о смерти матери и тут же интересуется, не будет ли у него проблем из-за пистолета, который Артур от него получил и из которого застрелил парней в метро. И в случае коллеги его беспокойство логично: о чем еще может беспокоиться человек в рамках системы, которая перемалывает всех? Но разрушение уже происходит, коллега умирает, а Джокер идет на шоу Мюррея и произносит сакраментальную фразу: «Если психически больного человека не лечить, а не замечать и топтать, то получаешь по заслугам». После этого Джокер убивает комика-ведущего и произносит в камеру его любимую фразу о том, что такова жизнь.

В последних кадрах мы видим беспорядки и разрушение города Готэма жителями в масках клоуна, а Джокера везут в полицейской машине. Полицейский является проводником морали богатых и вещает герою о том, что тот виноват в хаосе. Полисмену и в голову не приходит, что в хаосе виноват не один маленький человек, а вся система. И тут в машину врезается больничный грузовичок, и Джокера освобождают всё те же люди в масках клоуна. Один из них убивает Томаса Уэйна, а Джокер становится лидером бунта.

Таким образом, на протяжении всего фильма мы видим рождение символа краха капиталистической системы, хаоса и разрушения. Система фактически сама создала своего антагониста. И где, как не в капиталистическом Готэме, мог еще появиться Джокер? Больше нигде.


Рецензии