Записки бабушки. Захар Справедливый

               
  Этим летом я поняла, что наши внуки катастрофически мало читают, и что в их возрасте мы знали и понимали гораздо больше. И решила, при каждом удобном случае, давать им немного того интересного, что когда-то знали сами. Если эти исторические справки вас не интересуют, дорогой читатель, то прошу пропустить их  и начать чтение после большого абзаца.

  Кто когда-нибудь интересовался историей своей страны или мировой историей, читал скандинавские саги и легенды, наверняка встречали в них имена знаменитых князей, правителей, воинов, которых народ наделял ещё и прозвищами, яркими и меткими, которые характеризовали человека очень точно, припечатывались к его имени навсегда.
  В нашей истории такими яркими личностями были Вещий Олег, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Иван Грозный, Пётр Первый, Екатерина Великая и другие очень интересные правители Земли Русской.  Но если  из нашей истории мы ещё что-то знаем, то  о знаменитых людях других народов и слыхом не слыхивали.
  В скандинавских сагах и легендах у знаменитых викингов тоже встречаются прозвища. Вот, например, Рагнар Лодброк по прозвищу Кожаные штаны – датский конунг, завоевавший Париж, не снимал кожаные штаны, которые сшила ему его жена Лагерта, считая их счастливыми.
  Или его сыновья: Бьёрн Железнобокий – ставший королём Швеции, получивший прозвище за железные доспехи. И Ивар Бескостный – за особую ловкость и гибкость в бою. Или Сигурд Змееглазый – датский конунг, получивший прозвище за отметку в глазу в виде змея Убороса, кусающего свой хвост.
  Или знаменитый Эрик Рыжий ( Торвальдсон), прозванный так за цвет волос и бороды, открывший Гренландию.
  Или Ивар Широкие Объятья – скандинавский конунг седьмого века из династии Скьёльдунгов. Объял своими объятьями центральную Швецию, Данию, Курляндию, Саксонию, Эстонию и все восточные страны до Гардарики, часть Англии. Столицей был город Риге на датском острове Фьюн.
  А ещё Харальд Синезубый – знаменитый король Дании и Норвегии. Своё прозвище получил из-за тёмного цвета зубов. При нём в 965г. Дания приняла христианство. Единственный святой католической церкви из трёх вековой эпохи викингов.
  Или Харальд Суровый – король Норвегии, отличавшийся суровостью нрава.
  Много чего было в мировой истории. Людей знаменитых своими делами, пристрастиями, добившихся славы, любви или ненависти народов, и получивших за это яркие прозвища. Теперь мир измельчал. Прозвища уже не дают народы своим правителям. Не за что.


  Но в нашей русской глубинке нашёлся человек пяти лет от роду, сподобившийся получить достойное прозвище по своим делам. И раз уж имя мне летописец, расскажу я вам эту поучительную историю.
  Захар, человек справедливый, ищущий её (справедливость) везде и всюду. И как тут не будешь таким, если ты третий ребёнок в семье и тебе достаются все шишки за дела и проделки не только свои собственные, но и  старших брата и сестры. Справедливость, она не просто приходит к человеку, она вырабатывается годами.
  Нашкодили старшие, разбросали по комнате вещи и книги. Родители призывают их к ответу, а они, пальцами в сторону Захара.
- Это он сделал!
И не отбрешешься, говорить то ещё толком не умеешь. Приходится терпеть.
  Лето. Погода шепчет: « Погуляй на улице, Захар». Одели, вышел. Хлоп, перед носом тяжёлой калиткой. Старшие с ровесниками играют на улице, а ты прильнул к дырке в калитке в позе такого же бедолаги и друга, кокер спаниеля Ричарда, и застыл на четвереньках. И только две попы, твоя и рыжая с маленьким хвостиком, двигаются то туда-то сюда по мере движения ребятни за калиткой. Не берут вас по-малолетству играть старшие. За вами же «смотреть» надо. А кому охота? Где справедливость?
  А когда ты чудом вырвешься на свободу и несёшься, как ветер, по улице, не зная куда. На тебя объявляют облаву. И вся ребячья орава, во главе с грозной бабушкой, да ещё и с поварёшкой в руке, несётся за тобой с криками: «Захар, вернись сейчас же!» И ловит тебя, на пути к счастью, водворяя за калитку вместе с собакиным. И ты опять на четвереньках, у дырки в калитке, вместе с Ричем, проводишь свои лучшие дни. А жизнь то идёт! Где тут справедливость?
  Или все ушли в столовую, а заветный комод, где хранятся сокровища старенькой бабушки, остался без присмотра. А там, целый клад из мешочка с пуговицами, разноцветных клубочков ниток и шерсти, иголок, булавок, бисера и всякого интересного добра. И вот, когда твоя «голубая мечта» сбылась, и перед тобой, уже на полу лежат эти сокровища, и ты маленькими пальчиками благоговейно касаешься этого, никем из старших невиданного богатства.…  Откуда ни возьмись, появляется мама и за руку тянет тебя к грозному отцу. А подведя тебя к огромному, как шкаф, папе, нет, чтобы защитить, а ещё и требует расправы над тобой.
- Вот, папа, делай, что хочешь, с непослушным сыном. Он иголки с пуговицами раскидал по бабушкиной спальне.
А в это время над тобой нависает туча папиного гнева, а из неё рокочут страшные слова.
- Ну, что мне с тобой делать? Пороть, что ли?
А ты стоишь, задрав голову, и лепечешь, глядя на папу и качая головой.
- Я холосый мальчик. – А потом, ещё чуть погромче. – Я холосый  мальчик.
Счастье, что говорить научился! И можешь привести правильный аргумент в свою защиту. Пронесло. Да и что уж такого преступного совершил? Ну, где справедливость, я вас спрашиваю?
Вот так Захар и стал поборником за справедливость. И год от года потребность в этом только росла.
  Этим летом и произошёл тот самый случай, позволивший Захару приобщить прозвище к своему и так интересному имени.
  Наш дед – известный сладкоежка. У него всегда припрятан мешочек – другой разных конфет. И он очень ревниво относится к их поеданию другими людьми, тоже очень уважающими этот сладкий, манящий к себе продукт. Каждому из пяти своих внуков и Вике, внучатой племяннице, после обеда и ужина, дед выдавал по одной разъедной конфетке. Одну конфету! На весь высоко энергопотребляющий организм? Бред сивой кобылы!!! Это очень мало! Это всё равно, что ничего! Но с дедом спорить трудно. Он обладает такими контраргументами на все запросы детворы, что что-либо доказать ему невозможно, просто бестолку. Например, Захару, съевшему три конфеты, дед заявил.
- Хватит, а то попа слипнется от сладкого.
Захар поверил и временно прекратил поедание конфет. А потом, когда нечаянно нарвался на одиноко лежащий мешочек с конфетами и уничтожил их, тайно переживая за попу, которая неминуемо должна слипнуться к завтрашнему утру, по словам деда. На следующее утро заявился в летнюю кухню к деду с претензиями. О том, что разговор будет серьёзным, говорил весь его вид, строгое выражение лица и сдвинутые к переносице брови.
- Дед, ты зачем меня обманываешь? Ты сказал, что от сладкого попа слипнется. Я вот, сколько съел конфет, - показывая фантики, грозно говорит Захар. – А она не слиплась! Вот.
Он протягивает деду свой горшок, где находятся неоспоримые доказательства его правоты. Ну, где справедливость? Дурят, на каждом шагу!
  Попытки утащить, хоть ещё по конфетке, никак не удавались нашим ребятам очень долго. Как-то дед, после сытного обеда, сладко заснул в летней кухне. Пришёл к нему дядя Саша. Посмотрел, что дед спит и развернулся, чтобы уйти домой. Тут-то его и перехватила наша компания.
- Дядя Саша, а как наш дед спит? – Задаёт вопрос Ваня.
- Как младенец, - отвечает тот.
- Нет, а где у него руки? – Уточняет Матвей. – На подушке, или под подушкой?
- Под подушкой, - как на духу отвечает дядя Саша.
- А-а-а, - машут рукой пацаны, - если под подушкой, значит, конфеты караулит, незаметно не возьмёшь.
  Но, каким-то образом, конфеты всё-таки резко уменьшились в дедовом мешочке. А на следующий день мы стали свидетелями, как три наших старших внука потихоньку мутузят младшего, приговаривая какие-то, явно не ласковые слова. Подошли посмотреть.
- Дед! – С криком вырвался из окружения Захар. – Я за справедливость! Они у тебя конфеты украли, а я их наказал! Все конфеты съел!
Мы расхохотались. Оказалось, что когда дед отошел на минутку по своим делам, ребята, каждый по горсточке, утянули конфеты, сделав общую заначку. А когда сунулись полакомиться – конфет не оказалось. Их съел Захар. Но не просто так, а за идею, как борец за справедливость. И отныне наш Захар стал Захаром Справедливым!
  Люди, вы там поосторожнее со справедливостью. Мудрый и Справедливый Захар опять преподнёс нам урок. На деле показав, что у каждого борца за справедливость, есть всегда свой тайный меркантильный интерес, например, в виде конфет. Так-то вот!

  И ещё. Мой внук Иван, человек, несомненно, талантливый и давно пишущий «в стол», описал в своём рассказе эту же ситуацию, но с другой стороны. Со стороны  непосредственного участника этих событий. Мне очень захотелось, дорогой читатель, представить на ваш суд этот рассказ. Иван сам написал и сам же напечатал своё произведение. Не судите строго девятилетнего прозаика. Иван любезно разрешил опубликовать свой рассказ. Итак, читайте!


Справедливый Захар.
Иван Смирнов.

В селе мы, когда пили чай ели по одной конфетки. Нам этого показалось очень мало, но так – как дед прятал конфеты, чтобы мы их не съели. И дед прятал, конфеты в разные места и их было, очень трудно найти, потому что дед знал, что мы не на такое способны и если мы  найдём конфеты, то пощады не будет. Мы не один день мы их искали, хотя у нас была вся команда: «Шерлок Холмс – Вова» «Острый нюх – Захар». «Зоркий – глаз Матвей» «Следопыт – Я» «Разведчица – Оля» «Агенша – Вика» Мы выждали хороший момент, когда дед достал конфеты и отошёл на пару секунд поговорить, с  дядей Сашей. Тут все мы схватили, по горсти конфет и побежали в штаб по прозвищу «Тёмная комната» положили их под подушку и договорились, что когда дед нам будет давать по одной конфетки, то мы будем брать отсюда ещё по одной конфетки. Когда насупил вечер, и мы легли, спать то оказалось что Захар – Острый нюх достал ещё конфет. На утро мы проснулись и когда пришло время брать конфеты, то обнаружилась пропажа все конфеты были съедены Вова спросил «Иван это съел конфеты»? «нет».! «Матвей это ты съел конфеты»? «нет».! «Оля это ты съела конфеты»? «нет». «Захар это ты съел конфеты»? «нет». Когда пришло обеденное время обеда то мы рассказали про операцию «похищение конфет» и тут изо стола послышался голос Захара «это я съел все конфеты потому что они и украли у дедушки конфеты и я их наказал» тут послышался хо хот  это смеялась бабушка дед улыбнулся тут я добавил он туда больше всех положил и больше всех съел. Больше таких случаев не было.          


Рецензии