Бывает же

«Остановка "Шлюзы", конечная»

Автобус мягко остановился и с характерным шипением раскрыл свои двери. Дохнуло холодом, пробирающим до костного мозга. Я накинул капюшон толстовки, плотнее застегнул пальто и шагнул наружу.

Людей вокруг не было. Остальные пассажиры автобуса покинули салон ещё на предыдущих остановках. Чеканю шаг по опустевшей площадке пригородного вокзала.
После восьми часов вечера из провинциального донского городка уехать шансов почти нет, если ты не владелец личного автомобиля. Маршрутки — ярко-жёлтые или белоснежные «газельки» — уже отдыхают после смены, а междугородний автобус в моих краях явленье столь же редкое, как комета Галлея.

Так уж сложилось, что работаю я в одном городе, а живу в соседнем. Каждый день приходится преодолевать расстояние в двадцать километров туда, и столько же обратно.

Я к этому привык за четыре года учёбы в колледже, так что никакого дискомфорта не ощущаю. Мне этот каждодневный ритуал даже чем-то нравится, есть в нём что-то этакое. Да и в первой половине дня поездка в соседний город даже не проблема. А вот вечером...

Работа у меня классная, и график шикарный. С десяти утра и до девяти вечера, два через два. Проблема с дорогой домой – единственный минус. Будучи студентом второго-третьего курса часто приходилось добираться до колледжа автостопом, потому как расписание сдвинулось, а общественному транспорту на это плевать.

А что, весьма удобно: до города попутка добирается быстрее автобуса, не гнушаясь обгонять и превышать скоростной режим. Как правило, в салоне кроме тебя и водителя никого, а значит комфортнее. Да и водители всегда не прочь поболтать, а значит и скучно не будет. Красота. Вот только раньше я не пробовал уехать в обратном направлении. Да ещё и вечером.

Прошёл мимо кругового перекрёстка, зашагал по обочине, вытянув левую руку в сторону и оттопырив большой палец. Ветер дул в лицо, будто отговаривая от глупой затеи. А я упрямо шёл вперёд. Всё шёл и шёл. Пара машин проехала мимо, с десяток — свернуло на перекрёстки в сторону пригорода. Надежда добраться домой постепенно умирала.

Вскоре добрёл до остановки, известной в народе как «Император». Здесь по утрам выходили работяги промзон, расположенных на окраине города. Общественный транспорт сюда не ходил, а междугородний редко кого-то отсюда забирал.
 
Дальше был Горбатый мост, перекинутый через судоходный канал, а за ним — трасса, которая змеилась по степи вплоть до моего городка. Идти дальше толку не было. Остановился, развернулся лицом к покидаемому городу. Закурил и стал ждать.

Изредка проносились мимо легковушки. Несколько грузовиков так же проехали мимо. Наступило затишье. Я уж подумал, что это были последние на сегодня авто, когда увидел пару фар на перекрёстки и услышал тарахтящий мотор.

Старенькая «четырка» резко остановилась рядом со мной. Я щелчком отправил в полёт недокуренную сигарету, быстро ослабил лямки рюкзака и снял его.

— До станицы довезёте?

Водитель кивнул и тихо прохрипел: «Падай».

Я быстро сел в машину, положил рюкзак на колени. Машина тут же тронулась. Я и глазом моргнуть не успел, как мы миновали мост. Может, потому, что разглядывал салон и водителя.

Одно из главных правил автостопа: «Никогда не садись в машину, если она или водитель вызывают у тебя какие-то опасения». Один друг рассказывал, как долго не мог уехать из какой-то деревни и подсел к кому-то на заправке. Только потом он увидел, что в салоне пикапа куча бутылок и банок из-под пива, от самого водителя несёт перегаром, а его товарищ, с парой охотничьих ножей на поясе, дрых на заднем сиденье. С тех пор мой друг очень внимательно подходит к выбору попутчика.

Вот и я сел, не подумав. Машина была в полуразобранном состоянии. Сам водитель не внушал доверия, ещё и рука у него по локоть в гипсе. Я немного забеспокоился. Самую малость.

Ехали быстро. Молчали. Где-то на полпути водитель приоткрыл окно и закурил, отпустив руль. Сердце, казалось, остановилось, пока одна рука (и на том спасибо) не вернулась на место.

В автостопе есть ещё одно правило, негласное. Если водитель не назвал цену сразу, можно не платить. Об этом мне поведал один малознакомый товарищ из колледжа. Так я и делаю, в основном. Доехав до места, просто сердечно благодарю водителя и прощаюсь.

Бывают исключения. Когда меня подвозит пожилой водитель, всегда спрашиваю: «Сколько я вам должен?». Однако такие всегда отказываются. Им вполне достаточно и душевной беседы, которую они же сами и начинают. Люблю таких водил.

Так же всегда спрашиваю, сколько должен, у водителей вида, близкого к маргинальному. Но тут больше из опасения, что, если не предложу что-то я, отберут сами всё, что есть. К таким попадал всего пару раз. И деньги взял только один. Да и то, всего полтинник на сигареты.

Вот и этот водитель был из таких. Почему-то весь его вид говорил: «Кошелёк или жизнь». Я крепче сжал рюкзак. В кармане оставался стольник, отложенный на латте перед работой. Видно, не судьба.

Миновали последний поворот, едем по прямой. Я говорю, чтоб остановил на остановке перед «кольцом». Строго говоря, живу я не в самом городе, а в станице. Некоем подобии деревеньки. Из тех, где последних коров доедают.
Водитель коротко кивнул, сбавил скорость, плавно подкатил к остановке, остановился.

— Сколько я должен?

Честно сказать, я ожидал гоп-стоп местного разлива.

— В вас вообще ничего людского нет? На х@й мне твои деньги. В одну ж сторону ехали. Бывай, брат!

Водитель щербато улыбнулся и еле заметно махнул загипсованной рукой. Я вежливо поблагодарил и попрощался. Вышел из машины, натянул рюкзак, накинул капюшон. Чувствовал себя несколько пристыженным, но при этом с души будто мешок камней упал. Стало легко и даже весело.

— Бывает же, — хмыкнул я.

05.10.2017
ст. Красноярская


Рецензии