Cудьбы русско-канадского еврейства-5

5.
Сегодня, а именно после падения Советского Союза, с восстановлением государственных границ между бывшими республиками и обострением межнациональной розни, с возрождением  национально-религиозного государства Израиль, возникло нездоровое соревнование между народами о праве называться первопроходцами Канады.
Русские, украинцы, галутные евреи принялись перетягивать одеяло приоритета в освоении Канады каждый на себя. Чаще всего не стесняясь и подлога.
Так, общеизвестно, что первыми в сухие канадские прерии похожие на южно-русские степи, прибыли духоборы, гонимые российскими христианами-ортодоксами. Иногда их назвают молоканами, а с некоторых пор их называют также толстовцами. Модным было среди этих стойких сектантов давать новорождённым древнеиудейские имена... И не исключено, что немало русских евреев, религиозных романтиков, могли быть членами семей духобров.
Перевозку наиболее значительных партий духоборов из Батума в порты Квебек и Галифакс в 1898 году осуществляли корабль «Лейк Гурон» и корабль «Лейк Супериор». Сопровождающими (и в качестве переводчиков) выступили Сергей Львович Толстой, а также (10 декабря 1898—12 января 1899) толстовец Л. А. Сулержицкий и доктор А. И. Бакунин. В апреле 1899 г. третью крупнейшую партию духоборов сопровождал Владимир Бонч-Бруевич. В результате поездки, проведя год в Канаде, по просьбе переселенцев В. Бонч-Бруевич составил образцовый сборник псалмов духоборов Канады — «Животную книгу духоборцев».
Двенадцатого января 1899 года в четыре часа дня пароход встал на якорь в морской гавани Галифакса. Люди, стоящие на палубе, испытующе присматривались к городу. Кто-то сказал: -Посмотрим, как-то вы тут живете?
Другой, умиленно улыбаясь, произнёс:
-Вот она, страна Канадия!
Когда началась выгрузка, местные жители плотной стеной стояли по обеим сторонам дороги от парохода до вагонов. Вот на трапе появился первый духобор, рашэн и толпой овладел неистовый восторг. Канадцы до самого поезда ему махали руками, шапками, кричали на все голоса. Они были довольны видом человека сильной натуры, чистой одеждой, легкостью, с какой он нёс тяжелую кладь, и с чистым лицом - без бороды, которую тогда канадцы считали признаком варварства.
-О, это хороший мэн! - выделялись голоса. - Блестящая фигура! Про этого не скажешь ничего плохого! Если они все таковы, то никогда еще таких эмигрантов Канада не видела.
Не ожидавший такой бурной встречи, духобор  кланялся на все стороны с серьёзным лицом, приговаривая:
-Спаси, Господи!
После чего всаживался в вагон с кожаными сиденьями и бронзовыми ручками, где его заботливо усаживал чиновник от железнодорожной компании.
За первым духоборцем пошел второй, третий  и  появление каждого встречалось новыми взрывами приветствий...
Ступив на землю новую родину и желая жить по-новому, прибывшие обратились к преосвященному Николаю (Зиорову), епископу Алеутских островов и Аляски с просьбой о присоединении к Русской Православной Церкви.
К сожалению, священником Димитрием Каменевым не было указано точной даты совершения Литургии. В своем отчете он только говорит, что 10 августа (ст.ст) 1897 года они выехали для посещения русинов, живших «по другую сторону Эдмонтона» (т.е. на юге – прим. автора), а до этого времени «мы, по просьбе русинов, ездили освящать вновь построенные хаты».
Состоялась Божественная Литургия.
Впрочем, знатокам известно, что и духоборы размежевались на течения. Отринув все  внешние традиции всякий разных церквей с иконами, лампадами, хоругвиями, крестами, они избрали простые пути общения с Б-гом по образцу иудейской веры. А больше следовали праотцу Аврааму и ессеямкак их описывал древне римский писатель Иосиф Флавий... «Постники», например, исповедовали      
    -Отказ от эксплуатации наёмного и зависимого труда.
    -Равный раздел имущества между членами общины (с добровольного согласия богачей).
    -Отказ от стремления к обогащению, ограничение потребностей путём упрощения жизни (быта, пищи, одежды), снижение рождаемости путём полового воздержания и отказа от браков.
    -Отказ от военной службы.
Потому что убийство человека духоборы рассматривали как посягательство на самого Б-га, частицу которого они носят в себе.
Особенно отличались они по четвёртому пункту, по пункту непротивления злу насилием.
Ещё в 1895 году на территории Российской империи в ночь на 29 июня (день Петра и Павла, а также день рождения проповедника Петра Веригина) они снесли в кучу все имевшееся у них оружие и сожгли его под хоровое распевание псалмов.
На подавление волнений в сёлах Тифлисской губернии правительство выслало казаков, в результате чего имели место избиения духоборов, разграбление их имущества при постое войск, упоминаются случаи изнасилования женщин. Позже около 4300 духоборов было принудительно переселено в местности с нездоровым климатом без права продажи недвижимого имущества. Отказывавшихся от службы военнообязанных духоборов (солдат и запасников) общим числом около 330 человек приговорили к заключению в тюрьмы и дисциплинарные батальоны, где они подвергались истязаниям и лишениям. Упорствующих в отказе от службы ссылали в Сибирь на 18 лет. Многие духоборы умерли в заключении и ссылках.
Конфликты возникали и в Канаде. В годы первой мировой войны духоборы отказались от службы в армии и открыто заявили о своем отрицательном отношении к войне. То же самое повторилось и во время второй мировой войны. Духоборы отказывались встать на военный учет и не являлись даже на регистрацию. В связи с игнорированием законов страны канадцы подняли вопрос о том, чтобы отобрать у них земли и отдать их демобилизованным солдатам. Дело дошло до требований о высылке духоборов из страны. Был распущен ложный слух об их связях с Коминтерном.
Неприязнь местных жителей – не пацифистов глухо зрело в местных жителях.
Однажды в каком-то сарае духоборы мирно пили чай. Вдруг распахивается дверь и появляется двое пьяных англичан, которые начинают хамить: подходят к старикам, дергают их за бороды, за носы, опрокидывают чайник, подсыпают песок в чашки и пр. Появились зрители, которые с интересом стали наблюдать, что же произойдет. Духоборы между собой переговариваются: «Ну и народ… Хуже татар… Люди, которые темные, не понимают, как ты ему растолкуешь». Однако никаких действий не предпринимают. Зрители в свою очередь комментируют: «Вот дурачье. Дикари, хуже негров. Совсем не могут за себя постоять». Наконец, когда один из англичан плюнул в стакан старику и стукнул его по макушке, один из духоборов – молодой парень – не выдержал: встал, спокойно подошел к одному из англичан и дал в ухо. Силища у духоборов была огромная: они вместо лошадей впрягались в плуг. Нокаут. Товарищи поверженного со словами that’s all right оттащили его с веранды, а зрители встретили такой разворот событий одобрительными возгласами: мол, ну хоть один из них человек нашелся. Иначе, однако, реагировали духоборы. Они тут же налетели на парнишку и стали его укорять: «Ну это ты напрасно. Ну и к чему это? К чему ты темного человека изобидел, который по неразумению, по слепоте своей…Эх ты, право». Парень втянул голову в плечи и слабо пытался оправдаться. Но его заклевали вконец. И еще долго этот «невероятный и дикий случай» обсуждался в селениях духоборов, причем причину его падения до обычного цивилизованного человека духоборы видели лишь в происхождении парня из Елизаветполя, т.е., места, в котором жила более слабая духоборская община.
В целом, не смотря на свободу веры в Канаде, духоборов прессовали по-всякому вплоть до 1970-х. В те времена в Канаде был закон о гомстедах, по которому можно было получить бесплатную землю, если человек обязывался на ней работать. Смысл этого закона был в том чтобы привлекать новых поселенцев (в основном из Европы) на обустройство западных территории. Когда духоборы прибыли в Канаду, они смогли получить значительное количество земли и начали эту землю успешно обрабатывать.
Проблема оказалась в том, что духоборы в целом селились сёлами, жили общиной, землю обрабатывали сообща, коммуной или на хибру киббуцем; во многом это часть их веры.
Однако это противоречило канадским законам. На земле тут работали и работают одиночные фермеры и земля в Канаде поступала в частную собственность отдельным лицам, а не коллективам. Правительство потребовало разделить землю на участки, по семьям. И это был первый серьезный конфликт между духоборами и канадским правительством.
Кроме того, хотя в Канаде формально и была свобода вероисповедания, канадцам не очень нравилось, как живут духоборы. Тогда прпавительственный закон  был  специально изменен так, чтобы отобрать землю у духоборов и заставить их отказаться от общины.
Некоторые переселенцы так и сделали, выйдя из общины, а остальные смогли просто купить землю в Британской Колумбии на свои собственные средства и продолжали там жить по своим обычаям. Британская Колумбия богата кедровыми и хвойными лесами, полезными ископаемыми, потому духоборы назвали новые места второго канадского переселения Долиной Утешение.
От духоборов требовали также принять британское подданство и признать английского короля поскольку Канада до сих пор является английским Доминионом и членом Британского Содружества. Духоборы отказались признать «светскую власть», объясняя, что они приехали в Канаду с условием никому не подчиняться и считаться как бы иностранцами.
В Саскачеване духоборам пришлось оставлять обработанные земли, конфискованные властями, собирать деньги, брать ссуды и займы у ростовщиков и переселяться на необжитые участки, покрытые лесами. Около тысячи духоборов не захотели уезжать из Саскачевана и остались на своих 15 акрах земли. Из них многие приняли канадское гражданство и получили по 160 акров в личное пользование. В Британской Колумбии духоборы сумели сохранить элементы общинной жизни. В этом они видели возможность выживания.
В 1897 году клириками православной миссии на Аляске также было совершено Священное Богослужение и для русинов греко-католической церкви по их просьбе в провинции Альберта, что в 70 милях от города Эдмонтон в местечке «Lime stone Lake».
Языковая общность русинов с русскими более чем научно установлена. Однако в пылу доказательств приоритета на некоторых замутнённых шовинизмом  сайтах ничтоже сумняшеся приписывают русинов к украинцам, которые, как известно, даже Чёрное море выкопали.
Что касается русских, то по эмиграционным законам они могли попасть в Канаду только в составе семей.  Не иначе. Потому что русский-ортодокс  никак не мог быть дискриминирован в России. Впрочем, история помнит некоторые фамилии русских солдат и офицеров (напрмер, кавалерийский капитан Ротмистров),  сражавшихся с британцами за независимость США и затем перебравшихся в Канаду.
Сейчас в Канаде 30 тысяч русскоговорящих духоборов самых различных национальностей.
Особые люди, они приложили немало усилий для сохранения своего мировоззрения, коммунального образа жизни. Хотя у меня и ортодоксальные представления об устройстве жизни и божьего служения.
В 1934 году канадским правительством была утверждена декларация духоборцев, в которой отображены их идеалы и условия проживания духоборцев в Канаде.
В целях сохранения единства и своего образа жизни в Канаде духоборцами была создана в 1938 году организация, которая получила название "Союз духовных общин Христа".
   
                *****
(Окончание следует)

1.http://www.proza.ru/2019/10/09/1356

2.http://www.proza.ru/2019/10/11/1664

3.http://www.proza.ru/2019/10/17/95

4.http://www.proza.ru/2019/10/26/429

6.http://www.proza.ru/2019/10/28/260

7.http://www.proza.ru/2019/10/31/184


Рецензии