Со слов очевидца

Вторая половина 80-х была ознаменована новыми проявлениями в так называемой пацанской среде советского города Алма-Ата. Стали самоутверждаться районы с привязкой к конкретным школам. На смену шальным и с придурью ватагам 70-х которые проявляли себя на танцах, пришли территориальные объединения с организованными кодексами в привязке с локальными или школьными полюсами. До конца 70-х европейских лиц среди пацанов да и в целом по городу было намного больше, чем к концу 80-х.
А, началось все с конца 60-х и продолжалось по конец 70-х. Тогда национальные кадры в среде инженерно-технических работников, партийных функционеров и научных сотрудников стали восстребованными в процессах развития экономки КазССР, как одной союзных республик.
В Алма-Ата за этот период обучались многие молодые специалисты и, создавая семьи, старались осесть в благоустроенной и привлекательной столице Советского Казахстана. Попасть в этот город при советской системе прописки без вузовского распределения было нереально. Но, соответствии с программами привлечения национальных кадров молодые семьи специалистов с высшим образованием обеспечивались жильем в центре города. Тем самым обеспечивались планы партийного руководства республики на удачные показатели внутрисоюзных соревнований.
Дети новой волны интеллигенции стали массовым явлением к концу 70-х и вливались они в расширяющиеся существующие и возводимые новые школы. В ряде случаем партийные функционеры и союзные планировщики вынуждены были учитывать необходимость расширения и создания казахскоязычных школ.
Одним из таких средних учебных заведений с уже устоявшимся контингентом учителей была досовская школа, именуемая так в негласной подростковой среде 80-х по имени неформальной группировки "Дос". В ней учились казахскоязычные дети не только из центра города, но и с разных его концов, нарушая тем самым правила ГорОНО, существовавшее для русскоязычных школ. В последних существовала строгая привязка детей к микроучасткам, по которым они проживали.
Из-за того, что казахскоязычные школы можно было по пальцам сосчитать, детей в них разрешали по факту стимуллирования сверху или подмасливания снизу, прикреплять и из других микроучастков города.
Ничего не поделаешь, в доминирующую среду попадали дети других группировок после перевода их родителей ближе к центру на работу. Вигвамовские, ертековские, штатовские, снежинковские, салемовские и даже крепостные или дерибасовские могли запросто учится в далекой от их места проживания школе.
Случилось так, что однажды по коридору досовской школы куда-то торопился по своим делам досовский "шишка" из десятков, лавируя меж группами. И вдруг он задел плечем незнакомца, которым оказался ертековским рулевым из того же возрастного статуса. Последний перевелся некоторое время назад и уже какой-то период обучающегося в досовской школе в параллельном классе.
Молниеносно Ертековский авторитет с выставленной в претензии ладонью ребром рявкул:
- Э! Данунахуй!
В ответ ему также с ладонью, но с явной долей неожиданного удивления опешил досовский хозяин жизни, на чьей территории возник антагонист:
- Э, данунахуй "Данунахуй!"?!


Рецензии