Наш поезд Юный Уралец

В один пасмурный августовский день мы гуляли в парке Маяковского. Я давно не был на Свердловской детской железной дороге, но был в курсе строительства нового вокзала и открытия музея узкоколейной техники. Потому предложил посмотреть на новшества.

То, что там сделано – грандиозно! Особенно впечатлил музей УЖД – чего там только нет. И всё-таки старенькая станция Центральная мне милей, потому что на ней прошла часть моего детства.

Это было сорок лет назад. Была осень, и после уроков наш Пятый "Б" отправился на продлёнку. Школа, в которой я учился, была "продлённого дня". Учителей сменяли воспитатели, с которыми мы гуляли в парке Энгельса и делали в классе домашние задания.

Забросив портфель в класс, я скатился по перилам лестницы и побежал к дверям, торопясь лазать по яблоням и есть кислые яблочки, мягкие после заморозка.

На дверях школы оказался новый плакат, на котором девочка и мальчик в пионерских галстуках стояли на фоне поезда. Свердловская детская железная дорога приглашала всех желающих!

Я подбил на это дело полкласса. Однако после первых занятий многие перестали ходить. Я остался. Было интересно и необычно.

Всю зиму мы разбирались в первой в жизни профессии. Для пятиклассника понятия ответственность и работа, заработок, смена и рабочее время, согласитесь, являются и сейчас открытием, и тогда.

Изучались схема путей и разные устройства – светофоры, стрелки, сигналы, как организовано железнодорожное движение. Что такое "башмак" и что делать в разных ситуациях…

Зимой в тёплом депо по воскресеньям мы играли в настольный теннис. Всей сменой сдружились. Помню, ездили от ДЖД на экскурсию в Кунгурскую ледяную пещеру. Участвовали в конкурсах. Однажды я карандашом нарисовал картину, как состав с локомотивом делает поворот на крутом косогоре.

В качестве приза мне выдали занимательную для пацана книгу - "Как устроен и работает тепловоз". Через несколько лет на уроках физики товарищи по парте пытались понять принцип работы теплового двигателя, а мы его изучили ещё тогда.

Конечно, хотелось носить настоящую форму. В один морозный день я стоял на остановке у Шарташского рынка с одноклассником Юркой. Случайно под толщей льда в замёрзшей луже мы разглядели трёхрублёвку!

Долбили лёд, бережно доставали зелёненькую бумажку. Юрку я уговорил – добавляем 20 копеек (это уже не проблема, две банки из-под сметаны сдать), и покупаем … фуражку! Носим попеременно.

Сказано, сделано. Добрались до Управления железной дороги на улице Челюскинцев, и там в магазинчике купили железнодорожную фуражку, а к ней петлицы, "колёса" и "молоточки". Всего за 3 руб. 20 коп. На смены мы с Юркой выходили с шиком-блеском…

Весной, 22 апреля, повсеместно проводился Ленинский субботник. Мы приезжали к станции Центральная и начинали его с уборки стареньких вагонов. Они мне жутко нравились – вроде как игрушечные, такие маленькие. С другой стороны – они же настоящие, железнодорожные!

Мы драили вагоны до блеска, затем принимались за уборку полотна от опавшей листвы и веток. И мы не страдали от "эксплуатации детского труда".

В общем, к началу летнего движения, которое так ждали, мы знали свою детскую дорогу, как пять пальцев. Познакомились с взрослыми сотрудниками - машинистами и слесарями, которые помогали нам и подбадривали.

Больше всего я уважал руководителя нашей смены. Эта женщина была педагогом божьей милостью. Представляете, я её слушался!
И к советам – прислушивался.

Она никогда не кричала на нас. Нет!
Ей достаточно было сказать слово. И это слово было закон. Железная дорога – не шутки, дисциплина важна.

Наша руководительница интересовалась моими успехами и неурядицами в обычной жизни, вне железной дороги. Иногда я начинал пропускать занятия, и в почтовом ящике обнаруживал открытку от неё с простым текстом: "Миша! Приходи!" Ну как тут не прийти?

Начинался любимый месяц май – потому что скоро учёба закончится, и будут каникулы. К середине мая движение на ДЖД открывалось. И вот, после школы все пацаны разбредаются по верандам детских садиков, по гаражам и подъездам.

А ты летишь, как на крыльях! Торопишься на вечернюю смену, твой первый поезд отправится в три часа дня. До этого нужно успеть на собрание, где распределяют обязанности.

Приходилось бежать от "Стекляшки" (гастроном и ателье напротив Шарташского рынка) прямиком по улице Восточной до перекрёстка с улицей Декабристов.

Позже на этом перекрёстке установили символические столбы Сибирского тракта. Я его помню по известной на всю округу "Пышечной". От "Пышки" по тротуару вниз – к "Подвальчику" (гастроном в подвале пятиэтажки), и к трамвайной линии.

Тогда трамваи от ЦПКиО ходили через проходную Уральского оптико-механического завода и выезжали на улицу Тверитина.

Пробежав трамвайные пути, я ускорялся и подбегал к домам-засыпухам. Сейчас на их месте проложена часть улицы Яламова. Там были такие дворы – будто довоенное время остановилось!

Люди не хотели торчать в бараке. Летом они весь день были во дворе.
Играл патефон, пел Лемешев или Русланова. Женщины в тазах на гребёнке стирали бельё, их дети играли рядом.

Мужчины стучали костяшками домино, кругом лазили коты и носились собаки. Что там железная дорога, просто на трамвае сквозь городские трущобы было прикольно кататься!

Пролезая под бельевыми верёвками, я устремлялся к дырявому забору. Сразу за ним было здание станции Центральная.
Локомотивчик ТУ-2 пыхтел, выходя из депо. Желто-красные вагончики с надписью "Юный Уралец" стояли на запасных путях….

Они и сейчас там стоят. Только уже не пойдут никуда.
И прежняя жизнь рассеялась в труху, испарилась - как исчезли деревянные дома, Стекляшки и Пышечные, вместе с трамвайной линией до УОМЗ.

…Шасть по рельсам – и ты уже в полутёмном деревянном сарае. Ждёшь свою фамилию – и кто ты сегодня?
На детской дороге каждый год обучения связан с новыми профессиями. Например, по первому году учат на осмотрщика вагонов, проводника и т.д.

Мне нравилось быть обходчиком путей – гуляешь по железке от станции Юбилейная до станции Пионерская, внимательно поглядывая на рельсы – нормальные ли стыки, нет ли посторонних предметов.

Заодно объедаешься малиной – её тогда много и кучно росло вдоль путей. Появляется поезд, и машинист смотрит на тебя. Если путь безопасен, поднимаешь руку с жёлтым флажком, если нет – с красным.

Нынче названия станций поменялись. Которая всю дорогу была Юбилейной – стала Пионерской, а Пионерская стала Юбилейной. Это напомнило мне, как проводники раньше номера вагонов меняли.

В составе всего пять вагонов. Станция Пионерская (которая теперь Юбилейная) формально являлась конечной. Некоторые пассажиры брали билет только до неё, чтобы выйти к аттракционам и гулять дальше по парку. Наоборот, кто-то приходил потом к Пионерской на посадку с купленным билетом.

Так вот, на этой станции принято было перенумеровывать вагоны. Если ты проводник первого вагона, снимаешь номерок с цифрой "1" и бежишь пулей к пятому вагону за номерком "5", свой номерок отдаешь.

Проводник второго вагона торопится к четвёртому. Стоянка-то маленькая. И только проводник третьего вагона никуда не бегал.

При отправлении на каждой станции проводник должен был закрыть дверь на "секретку" и высунуться с желтым флажком, что означало - в вагоне порядок. Пять жёлтых флажков есть – поехали!

Порой нас специально просили выкидывать красный флаг, чтобы проверить внимательность машиниста и его помощника.

Нравилось мне объявлять пассажирам станции и проверять билеты большим блестящим пломбиром. Билеты тогда были картонные, старинные. Пломбир в них делал тонкие дырочки с датой.

Если кто ещё помнит компостеры в общественном транспорте, чуть-чуть похоже. Сейчас билеты печатают, никаких пломбиров. Смотрю при отправлении – а никто из проводников не высовывается!
Форточки в вагонах неудобные.

На втором году обучения нам доверяли быть "страшным стрелочником" – старшим, то есть. Ходишь всю смену такой важный и с ключом от замка, на который стрелка запиралась.

Нужно тепловозу после рейса объехать состав по второму пути – твоя работа началась. Открывай стрелку, переводи. Всюду сигналы готовности – от тебя, и к тебе. Локомотив тебе три свистка, а ты ему – жёлтый флажок!

Учили и на диспетчера, и на дежурного по станции. А главное, можно было стать помощником машиниста!
И даже машинистом через год.

Это особенное чувство, когда впервые оказываешься в самом "нутре" тепловоза. Идёшь по узким переходам вблизи разгорячённого дизеля, чтобы очутиться в кабине ТУ-2. Ощущения невероятные, когда локомотив "натягивает" состав и осторожно трогается.
О-о! Ради таких смен стоило ходить на железку.

После смены – снова собрание. Разбор полётов с объявлением благодарностей тем, кто старался, и выговоров разгильдяям.
На собрании каждому выставлялась оценка за конкретную работу в смене и записывалась в именную книжку. Эта драгоценная книжечка до сих пор у меня хранится дома.

На ДЖД я впервые получил зарплату. Да-да!
За отработанную смену выдавалось энное количество абонементов на трамвай или троллейбус – кому, какие надо.

Как приятное дополнение, после смены можно было бесплатно покататься на аттракционах в парке Маяковского. Не на всех.
Когда к нам приехал настоящий "Лунапарк" из Чехословакии, туда был аншлаг, начиная с длиннющей очереди в кассу. Такие, конечно, были платно.

В Лунапарке мне нравился маленький паровозик с вагончиками. Каюсь, я нашёл лазейку – глухое место на повороте, где можно было юркнуть в вагон и проехаться зайцем до конца с таким видом, будто ты "обилеченный"...

...И вот я снова на детской железной дороге в парке Маяковского.
На станции Центральная расположен Музей. Поезда отправляются от нового, двухэтажного комфортабельного вокзала Екатеринбург-Детский.

Состав вёл локомотив ТУ-4, за ним снова пять вагонов, четыре новеньких ВП-750 и один раритетный – Пафаваг №39. Недавно отреставрированный, он катается запертым без пассажиров – видимо, для красоты?

Новые вагоны немного коробят пластиком – я так привык к изогнутым деревянным сиденьям, окошкам с надписью "За..рыто на зиму" и стальным ручкам форточек.

В нашем вагоне мальчик-проводник и девочка-кондуктор. Девочка не забыла дважды проверить билеты "Туда и обратно", как это делают большие и взрослые тётеньки в электричках.

Мальчик же всё время путался в названиях станций и молчал до самой Пионерской (то есть, Юбилейной). Там к нему подлетела разгневанная начальница и сунула бумажку с текстом. Как узнала?

Мальчик начал бубнить по бумажке до боли знакомый текст. Девочка-кондуктор тихо, но отчётливо прошипела ему: "Я в школе на лит-ре и то лучше читаю".

До меня дошло – на улице XXI-ый век, а поездное радио исчезло!
В 80-е годы прошлого века было круче. В третьем вагоне у нас располагалась святая святых – радиостанция.

Моя руководительница тогда сразу заметила, что мне по душе быть диктором, и хвалила за выразительность.

Уж я старался, обожал быть радистом в поезде!
Представляешь, у тебя отдельное купе, в котором мигают лампочки и золотятся тумблеры. Перед тобой черный-чёрный микрофон, который донесёт твой голос до каждого пассажира. Кла-асс!

Возомнив себя Левитаном, ты кладёшь перед собой лист со священным текстом и включаешь аппаратуру в работу.

(В первый раз был комок в горле)
Справившись с волнением, уверенным и бодрым голосом начинаешь:

- Уважаемые пассажиры!
Наш поезд "Юный Уралец" отправился со станции Центральная…


Рецензии