Управление чувствами

Лето, раннее утро, солнце не высоко и пока ещё свежо. Мне лет... 25.
С первым троллейбусом еду с ночной смены домой. Путь около часа. Народу мало, но я всё равно сел на первое сидение, чтобы ни с кем не контактировать и молча смотреть на набегающую дорогу, совершенно ещё пустынных улиц. Ночная усталость утихомирила страсти - на работе получился конфликт, который вывел меня из себя и я, чуть не избил человека. Пусть туповатого, пусть нахрапистого и нахального, и может мне его и не жалко было бы, но вот взрыв собственных эмоций, бесконтрольно толкающий меня на насилие меня беспокоил…
    Подумал сейчас, а ведь если бы он вовремя не сообразил, что его ждёт за его хамский наезд с оскорблениями (прочитав это в моих глазах) и не ретировался, то я бы мог его и …зашибить! Совсем, то есть - окончательно! Это меня теперь и насторожило. Ему покой, а мне казематы и муки раскаяния? Увольте!

   Почему потерялся контроль, откуда столько гнева и почти  не управляемой ярости?
Как вообще осуществляется контроль эмоций? Подумалось, что - мы постоянно что-то переживаем, остро чувствуем,  нас постоянно на что-то подбивают.
Нас, на нас, за нас...
Может в этом корень зла, всегда кто-то, что-то делает за нас и влияет на нас, а что же и где же мы сами? Что, разве от нас ничего не зависит?! Кажется это вопрос ответственности за себя или безответственности за управление собственной жизнью?

Покопался в памяти в поисках подсказки.
Где-то читал, в книгах про йогов, что: « …Человек это «пустой сосуд» и всё что в него втекает - приходит извне, а сам он к этому, как бы и не причастен..». Чушь наверное - я же испытываю всё изнутри, как в меня без ведома и разрешения меня самого, может что-то войти?!
Вспомнил недавний конфликт. Хотел ли я его? Вряд ли. Планировал? Нет. Предполагал? - опять нет. Так может они не так уж и не правы? Мелькнула мысль - А что если попробовать впустить что-то в себя, как свои переживания?
Вот типа такого:
- О, радость - приди в меня! - ну или подобное.

Запуск Процесса.

…- О радость приди в меня!
Глупо себя чувствую. Повторенное дважды - тоже не работает.
- Нет ничего не происходит… глупости наверное (это забеспокоилась соображалка, чтоб я не напрягал себя, видимо).  После этой мысли я действительно расслабился, и решил просто смотреть на дорогу. Видимо сказывалась усталость,  после ночного бдения - сознание меняется, эмоции отстают, а то и совсем оставляют. Их, как бы чувствовать лень…
Гнева по ночному эпизоду я уже не испытывал, к тому же видимо начал впадать в дрёму и, на картинку за окном начались накладываться какие-то видения.
   Вдруг я чётко осознал, что вижу какое-то событие из прошлого - радостное событие.
Я, как будто проживал его заново, оно было не во мне, а как бы вокруг меня, как будто я провалился в прошлое, так всё живо представилось, таким  реальным всё показалось. Я пережил его за ново, как только что свершившееся.
 Но очнувшись от наваждения, я обнаружил, что так и продолжаю испытывать чувство радости, оказывается - оно никуда не ушло, и я находился под устойчивым впечатлением.
Не просто не прошло, а как будто возродилось. Я - отвлёкся, а потом опять попытался оживить ощущения. Да, есть! Стоит вспомнить эпизод и ву-а-ля – всё опять с тобой! Интересно - интересно, а если вспомнить чего бы такого-эдакова? дабы удостовериться решил, что почувствовать хотелось бы ещё.
 Любовь, например...
Я начал вспоминать первую влюблённость, первые переживания и чувства – они такие были чистые и наивные ещё без примеси ревности, скорби расставания и предательств…
- Ух ты, всё вспоминается и оживает вначале в картинках, затем всё проживается и в чувствах! Даже пульс участился. И в груди стало тепло, от какой-то нежной истомы,нежности и тотальной радости, как тогда - в первый раз.
Тогда я осмелел и решил попробовать вызвать в себе другие реальные чувства.
Стыд, например…
Я вспомнил все эпизоды, где я был не красив, где я попадал в неловкие ситуации, делал недостойные поступки… совесть мне в помощь! О-о! она не знает пощады! И мне стало вдруг, так стыдно за себя, что кровь прилила к голове и я сделался пунцовым, наверное, как свекла…
Хорошо что... меня никто не видел, ведь я сидел спиной к салону.
 На всякий случай я оглянулся – в троллейбусе было три человека и они похоже просто дремали, как и я от ночных бдений. Никому до меня нет дела - можно продолжать.
Пусть следующим будет - Страх!

Однажды, я чуть не упал с девятиэтажки, ещё на меня нападали с ножом, направляли в лицо ствол пистолета, набрасывалась огромная собака, толпа хулиганов с дубинами, автомобиль из подворотни… Нет всё не то, в такие эпизоды я не успевал напугаться и просто действовал, потому и живой наверное до сих пор… Так, где же мне взять настоящий страх?
Да тут же и возьмём!
- Смерть, естественная и не отвратная, ждущая нас всех, всех, всех.
Что она? Что Оно, такое. Как это - когда я умер, когда меня нет?
Помнится, когда ещё был маленьким и мне стало известно, что такое смерть (я увидел похороны), то задавал вопросы – что потом? Но мне отвечали – ничего, тебя просто не будет! И, разумеется, я пытался представить то неизбежное "Меня не будет" и как это? И, зависал конечно же - от ужаса.
Что это за дамоклов меч, что это за ужасное, что должно неотвратимо настигнуть. Это было сродни тотальному ужасу охватывающему всё моё существо.

Что меня нет я так и не смог тогда в детстве себе представить... Теперь это пригодилось…
Попытался представить, что… вот меня нет, нет меня и всё, что я умер, что перестану когда-то существовать, быть, мыслить, ощущать себя, переживать что-то - совсем, окончательно в ноль! Нет ни бога не реинкарнации – ничего! Волосы встали на голове дыбом, поднимаясь от самых пяток, куда видимо спряталось сердце... Холодом обдало изнутри, мозг отказывался это понять и принять, стало действительно страшно… Я в свои 25 - всё ещё не мог представить что «меня нет», но, тем не менее - это надвигающийся факт, неотвратимый итог всей моей жизненной истории, скучной или замечательной, посредственной или геройской - любой…
    Ощущения действительности резко изменились, а так же краски, звуки, даже запахи стали другими. Я огляделся, не узнавая ничего вокруг. Вот это эффект! В голове раскалённая печка, в глазах - искры. Так захотелось жить и забыть, что существует смерть, что я даже вспотел, холодной расой покрылся...изо всех сил захотелось, чтобы Бог всё таки, где-то был! А если его нет, то лучше бы тогда его срочно придумать, чем жить с мыслью о небытии.
А потом, вдруг осознал, что - внутри происходит какая-то «работа»: Какие-то вещи переоцениваются, какие-то до-оцениваются с новых позиций, какие-то выбрасываются из головы, как не существенные или даже мусорные.
- «Мементо море» – помни о смерти! Так вот для чего эта фраза! Очень пригодиться для пересмотра жизненных ценностей.

далее:
   - Печаль!
Я вспомнил, умершего друга, ещё из компании юности, ему было всего 17, когда в банальной драке один на один его убили, попали в сонную артерию кулаком. Он был отличным парнем и мне казалось, что мы будем друзьями вечно…
Я не был на похоронах, я уезжал в строй отряд и приехал уже после. Так и не мог поверить что его больше нет...


…В то утро в троллейбусе в качестве практики я перепробовал всё, что знал из человеческих чувств и эмоций. Поначалу, пока вспоминал картинку эпизода и вживался в него, мне требовалось какое-то время, от трёх до пяти минут, но когда я весь перечень уже перепробовал, и решил по кругу прожить всё это ещё разочек, заново, так как - до дома ехать было ещё далеко, получил неожиданный бонус.
  Я заметил, что картинки оживают уже быстрее, и чувства тоже в теле возникают быстрее. Я начал прогонять цикл ещё и ещё, раз за разом. И когда я уже подъезжал к дому, то констатировал такой эффект: - достаточно было дать команду мозгу фразой ключом - «печаль», «любовь», «страх» или «радость» и эти чувства целиком охватывали меня, даже не беспокоя картинками из прошлого и не создавая образов. То есть в мановение ока. Я просто оказывался в любом состоянии, не обнаруживая никакой причины, что бы меня удерживало в этом надолго. Не залипал, не застревал, не был зависим.
…Когда я вышел на своей остановке, у меня внутри установилась непривычная для ума тишина, что - казалось, время для меня остановилась. Я молчал внутри как рыба и меня не трогали совершенно уже никакие чувства или эмоции. И это было не безразличие, оно было сродни какому-то «опустошению», но не было именно им,  скорее… или даже правильнее было бы сказать - было сродни насыщению, или даже пресыщению всем спектром человеческого.
Странные казалось бы противоречащие определения уживались в моём сознании, как одно целое, единое и однозначное…
Я, как будто прожил, целую жизнь, обрёл вековую мудрость, пережив на себе все страсти, страхи и чаяния и, меня ничего теперь не трогало, как раньше например.
С некоторым удивлением и с удовлетворением, отметил для себя, что ничто из вне теперь не перехватывало управление моими эмоциями и, следовательно я нежданно получил новые степени психических свобод.

Мне понравилось это состояние. Неожиданное, я ведь не знал, начиная практику интуитивно спонтанно, к чему меня приведёт подобный опыт...

Решил провести тест на достижение:
По-вспоминал «яркие» эпизоды жизни, задевающие при любом упоминании за живое ещё вчера, но... Это больше мной не владело.
Зато приобрёл я интересное свойство - способность в любой момент выбрать то, что хочу чувствовать и выражать эмоционально, но это теперь и не было всеохватывающим до глубины души. Я скользил легко, по поверхности не вовлекаясь и не застревая. И совершенно неадекватно ситуациям, мог демонстрировать то, что хочу, как говорится по мановению ока, переключаясь на полные противоположности - чем повергал окружающих в какой-то ступор и недоумение, а себя изрядно веселил. Я стал осознанно играть роли, да так, что никакой Станиславский не кинул бы мне в спину своё обличающее - "не верю!"
 Я тогда преодолел какие-то коммуникативные комплексы присущие возрасту, а ведь я никогда и «наглецом» до этого не был… Перестал стесняться, и стал более открыт.
Так, наверное чувствуют себя юродивые, думалось мне - так же они не зависят ни от ситуации, ни от мнения окружающих, да и личных предпочтений не имеют. Что видят о том и поют. Или может, так приходит... сумасшедшие?
Но это было управляемое сумасшествие. Я стал наблюдающим. Я как будто играл роли, нет, точнее проживал их по-честному, но как профессиональный актёр, мог переключаться с одной на другую мгновенно. Это изрядно забавляло. Но, кажется только меня.
Я повеселился тогда над окружающими и друзьями от души. А на ком мне было ещё опробовать новое умение! Только на тех, кто меня знал как облупленного и мог вычислить и предсказать. К тому же я тогда наслаждался полной свободой от себя самого. Вернее от того вчерашнего себя, которым я себя считал…

…Прожив так пару недель, я понял, что меня постепенно перестают понимать близкие и окружение, что это их стало пугать. Другого окружения у меня тогда не было, кто бы мог понять и посоветовать что-то по существу или следующий шаг, да и... - стал бы я слушать тогда советы!
Тогда я прекратил «игру» сам и постарался быть "как все". Не выпячивая, не обнаруживая себя в своём «неадеквате», как думали и воспринимали окружающие.
Но только, тогда я с чёткостью осознал, что в «неадеквате» на самом деле был весь мир, со всеми своими мелкими (как мне виделось) страстишками, страхами, переживаниями, и жалкими чувствами и эмоциями, повергающими их либо в пучины горя, либо в дурацкое ликование, в ревность или глупую не по «стоимости» радость.
И они были так предсказуемы - до тошноты!

Однако, в своём старании вернуться в прежнее, я постепенно действительно вернулся к своему старому состоянию. Ну… может не в той степени как было раньше, но откат всё же произошёл.
Не совсем - иногда меня обвиняли в чёрствости или цинизме, но в минуты опасности или сильных переживаний у меня вдруг автоматически включается эта разблокировка, как будто я перехожу в другую плоскость реальности, в другой оценочный ценз, что сохраняет мне трезвость взгляда, нормальную реакцию и взвешенные решения в любой экстремальной ситуации.

P.S.
Люди делают определённые практики, с заведомо... как бы с заложенным определённым результатом. Мне такое не подходило.
Когда цепляешься за цель, зависим от намеченного результата, то упускаешь другие возможности, (казалось бы побочные), а они порой бывают интереснее самой цели упражнения или практики…
«Кто-то»,«когда-то»,«что-то открыл», но не заметил побочных явлений, а иные и побочные явления приняли за результат…  А кто-то упустил действительно ценные находки, ожидая что-то другое.
Такой я сделал вывод практикуя, какие-то, и известные всем вещи, или придумывая, и открывая или пере изобретая своё.

Такая вот в жизни была история с опытом.


Рецензии
Этот рассказ напомнил мне меня в молодости, когда мне хотелось перепробовать все чувства, которые испытывали окружающие меня люди. У меня с раннего детства никогда не возникал злостный гнев, но я часто наблюдала его у других, непонимая, почему у меня так не происходит и начинала накачивать. У меня долго не получалось именно с гневом. С радостью, печалью, обидой, страхом всё было нормально, а гнева -- не было, такого, чтобы убить было не жалко, или хотя бы, ударить с силой. И однажды я решила сыграть гнев на родителях. Всё на что меня хватило, это обозвать мать -- дурой. Я чувствовала себя героем! Но не долго, потому что мама разыграла такую обиду, что мне на всю оставшуюся жизнь запомнилось. Она сказала мне, что если она -- дура, а я -- такая умная, то должна жить сама, не зависимо от неё и перестала со мной разговаривать. А мне было менее семи лет. Весь день я думала, как мне жить дальше , без мамы? Несколько раз я пыталась подойти к ней и как обычно попросить прощения, с надеждой что всё сразу образуется, но она долго отворачивалась от меня, создавая впечатление, что не видит и не слышит меня, занималась своими делами, а я всё больше погружалась в отчаяние. К вечеру, она наконец-то заметила меня и простила, Но это прощение я запомнила на всю оставшуюся жизнь, как урок, к чему приводит гнев.
У многих людей результат гнева приходит лишь спустя дни, месяцы или годы, это индивидуальные кармические особенности, поэтому получается трудно оценить разрушительную силу гнева.
Были и другие опыты чувствами любовной страсти,которые, тоже были вызваны предварительным интересом, а не приходили сами по себе. Но раскрученные в уме они становились настоящим ураганом чувственных страстей. Чувство верности -- оказалось самым простым и подчиняющимся мне на столько, сколько могло доказать другому в своём превосходстве.Уже в зрелом возрасте я поняла, что чувственный мир -- это игра ума, в которой главное -- не навредить другим игрокам. Чувства входят и выходят. Это их мистики называют Духами.Вопрос лишь заключается в том,кто управляет, мы - Духами или они -- нами?
У меня есть эссе: "Как возникает внутренний диалог?" Она написана не совсем о чувствах, но эта схема та-же.
Спасибо за интересный рассказ.

Марина Тигра   28.03.2023 10:27     Заявить о нарушении
Не знать гнева в себе? Может это как раз благо. А притвориться разгневанным, не так уж и сложно, да и не так опасно - нет внутреннего разрушительного посыла.
Не лучшее это из чувств и уж лучше бы его совсем не знать никогда.
Чаще всего он реакция, на - несправедливость, вопиющую наглость, или надменную глупость.
О великих гневах мы знаем из мифов и легенд, и это гнев богов. Человеческий же гнев не всегда реакция праведная. У недоразвитых он возникает на основе Важности своей. Но гнев это ещё и импульсный мощный выброс пси.энергии. А в мире и не только тонком есть до него охотники вампиры. Поглотители утилизаторы - как чёрные дыры космоса.
А для обычных людей
Последствия... как например от вспышки на солнце. Сверкнуло вчера, а пучёк плазмы достиг землю сегодня, и принёс магнитные бури и совершил массу разрушений и не только тонкого плана.
Знать гнев надо, но и цену ему знать тоже. Знать, чтобы понимать его роль в распределении энергий.
А стремиться всё же к равновесию. Кажется его на востоке считают золотым срединным Путём.
Благодарю за отзыв Марина.

Александр Занев   31.03.2023 05:12   Заявить о нарушении
Полностью согласна с вами. Надо узнавать в себе гнев. Я описала детский опыт, в котором знакомство с гневом было поверхностное, то есть видимое на грубом, разрушительном уровне, но позже я поняла, что вся природа роста материи являет собой гневную структуру и следует учиться правильно работать с этой энергией. Правильное использование гнева у нас происходит ежедневно при приёме пищи, но мы этого не замечаем. Гнев жажды люди ощущают только при отсутствии пищи. Вот тогда человек познаёт себя, как зверя. Часто гнев проявляет себя пассивно в виде обиды, что нас не поняли. Он разжигает внутренний огонь, и если не контролировать его, он сжигает изнутри. Огонь, который поднимается к голове, надо сливать вниз по телу концентрацией ума, согревая им нижние конечности, или превращать его в целительную энергию направляемую на болезненные участки тела, если таковые имеются. Выплёскивая гнев наружу( как советуют многие психиатры), мы разбрасываемся жизненной энергией, но ничего не делая с сохранённым гневом, можно порвать себя изнутри.

Марина Тигра   31.03.2023 08:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.