Рудана
Загрустил Богдан, стал думать, как разбогатеть, а тут приехал село наборщик рабочих в шахты большого Рудника. Так расписал, что и места красивейшие там около Реки Ингулец, и зарплата отличная, да такая, что через год и собственным домом обзаводятся горнорабочие, а кое-кто и собственное дело открывает и семьёй обзаводится. Не хотелось Богдану уезжать, но Ганне рассказал и ответ обнадеживающий получил, что год она и подождать может, но все зависит от него.
Подписал Богдан в последний момент контракт и уехал, не зная, что у подружки другие планы.
Поселили Богдана, как и других холостяков в бараке, где пьянки, да ругань и не сразу уснёшь перед сменой, а работать в шахте 10 часов с перерывом, чтобы тормозком* подкрепиться. Но в работе он многих превосходил, руду и нагребал на железный противень, на каких хозяйки пироги пекли, и грузил в вагонетку. Подружился он с одним рабочим и попросили они горного мастера, чтобы отдельный забой им выделил оплата-то шла на бригаду в пять человек, а там один хиляк, ругой лентяй и больше курит, чем работает. Горный мастер видит, только польза будет, и нашел для них место. Но на второй день беда с напарником приключилась. Поднимал он крупный кусок руды да не удержал. Валун на ногу свалился и разбил ему колено, ногу разрубил, кровища. Богдан ранку водой промыл, достал аптечку, марлечку йодом намочил, наложил и перевязал, как умел. Парень двинуться не мог. Богдан едва не бегом к стволу шахты. Там сигнал наверх и через несколько минут санитары спустились с носилками. Привел их Богдан в забой, помог погрузить друга на носилки и принялся за работу. Мастер ему другого напарника поставил, но тот, поработав немного, объявил перекур.
Богдан сам, присмотревшись к рабочим, нашёл напарника. Переговорил с ним и упросил мастера еще раз поменять напарника, но и этот недолго продержался.
Однажды уходя из забоя поднял Богдан камень, в котором слои в изящные складки сложили Красные желтые, серые Понравился узор Богдану он камень водичкой из трубы промыл, а слои ещё ярче стали. Иван его в карман положил и с тех пор стал посматривать на камни и размером, не более куриного яйца, с собой уносить.
Много поменялось рабочих, не все выдерживали его ритм. Вот уже и год к концу подходит Богдан в новом забое на рассечке штрека** рудоспуск рядом. Бери лопату и швыряй в рудоспукск***, перекрытый решёткой из рельсов. До перерыва он без остановки работал, тормозок умял, умостившись на стойке крепёжной из ствола сосны. Задумался, год завершается, а денег скопил только для смеха селянам. Свататься самому стыдно. А как дальше быть, наверное, и сам Бог и знает, с молитвой обратиться, может повезет и… задремал Богдан.
И во сне видит он себя около рудоспуска, пора за работу приниматься, а подняться не может, и глаза не открываются. И слышит он голос воркующий,
-Умаялся, Богдан, а главное выхода из тупика не видно.
Проснулся он и на ноги вскочил. Лампа около ног стоит, а в двух метрах за лампой, девица улыбается. На голове шапочка, как меховая, будто шелком отливает, а платье много ниже колен и в складках, какие Богдан в первом камне разглядел. Манжеты густого желтого цвета из волокнистого материала и как волосы ее Бусы красные из камней гранями сверкают и будто искры изнутри в них вспыхивают. Ну что молчишь Богдан.
-Не видно,- и с вызовом, -может ты подскажешь. Только скажи, как ты в шахту попала, тут мокротища, грязь, а на тебе наряды царские и красота такая - парней с уму сводить.
-Просто я показываю, какими мы должны быть, и помогаю кое-кому. Кто с доброй душой и если в силах моих. Тебе вот уже помочь ни чем не могу, Твоя мечта сегодня обвенчалась с другим, а завтра в Воскресенье свадьба у них.
-Как ты можешь знать, засмеялся Богдан. Не верю я тебе, не такая она…
-А как я тебя нашла и зачем? Всё остальное ты правильно заметил.
Рудана я-может, слышал от кого?
-Конечно слышал, но мне работать пора, да не верил я. Что ты сквозь землю проходишь. Всякие клады видишь, только золота здесь нет, и серебра тоже.
- Но есть Богдан камни дороже золота. Вот и тебе понравились, но камни что ты собирал больше для души, чем для богатства. Бусы мои из гранатов сделаны их немало встречается здесь, но не искрят они мутные, а мои мастера научились удалять и примеси и кристаллическую решётку в порядок приводить. Вот и засверкали они, такие на рынке дорого стоят, потому их драгоценными нарекли. Если хочешь завтра, в карьере могу тебе и тигрит показать. Здесь он, пожалуй, самый лучший из ювелирных. Пусть не такой дорогой, как гранат, но на обзаведение вам хватит. А тебя в селе другая дивчина ждет. Знает, через год приехать должен, никого к себе не подпускает. Помнишь у соседей, приёмыш был,
Настенька?
Богдан помнил эту замарашку, но ничего не сказал. А Рудана улыбнулась и говорит. Приедешь не налюбуешься теперь. Как запоёт, все соловьи с округи к ней летят, и такой хор у них, и я заслушивалась. Тут она в ладоши хлопнула мышата, откуда ни возьми, набежали. А Рудана рукой на горку руды показала и рудоспуск. Они в миг на самый верх вскарабкались и не мешают, а только лапкой коснется какая куска, он уже не останавливаясь в рудоспуск тот и катится, а то и мелочь впереди толкает.
Быстро управились. Только пыль осталась, так Богдан и её в рудоспуск лопатой сгреб.
-Вот и всё Богдан. На сегодня, завтра, откуда бы ты ни подошёл к карьеру увижу тебя, через час после восхода солнца. Дольше и ждать не буду, и не увидишь ты меня больше, один раз помогаю я доброму человеку. Другие дела ждут.
-А Богдан, как на грех долго уснуть не мог, Уже под утро задремал и только солнечные лучи коснулись лица его, проснулся. Ну, всё проспал я, не видать мне Руданы, а мчался он, как в жизни никогда не бегал. Стоит около карьера, а вещуньи нет, но вот слышит сзади всё тот же воркующий голос.
-Здравствуй Богдан. Поспешим вниз, пока прохладно, Идёт Рудана по серпантину дороги, будто плывёт. Два уступа прошли на третий она свернула идти стало неудобно,
-Тут недалеко уже, не спеши и береги ноги,- советует Рудана.
Остановилась Рудана около двух больших валунов, на которых поблескивали мелкие золотистые осколки
Вот оно, наше золото показала она и засмеялась Нити волокнистого минерала сверкали в лучах взошедшего над восточным бортом карьера. Её волосы так же пылали и переливались, перед Богданом, как и тигрит. Вдруг перед ним возникла картина с улыбкой тигрицы, Он закрыл глаза и покачал головой, снова открыл. Перед ним стояла и улыбалась Рудана. Подумал, - «Привидится же такое»,
А вот смотри и в массиве тигрит, -говорит Руана, -ювелиры его тигровым глазом зовут.выбирай любой. Богдан подошёл к уступу и увидел прерывистые прослои с тигритом. В некоторых местах они раздувались до пяти сантиметров и тогда глаза начинали слезиться от отраженных лучей.
-А чем же ты их отбивать собирался, - смеясь, спросила Рудана. Богдан покраснел, не зная, что сказать, ты посмотри среди камней, может и попадётся что в обломках. Придется, такие сегодня брать. Место запомни, придешь в другой раз без меня. Пойдем, я тебе покажу, где и соколиный глаз прячется, он вот такой, она повернула рукав платья к солнцу и там сверкнула темно-синим пламенем пуговица. Он наравне с тигровым глазом ценится.
Они прошли около двадцати метров там, как и тигровый глаз, в прожилках находился соколиный. И молоток Богдан нашел под валуном, только конец ручки и был виден. Начал он соколиный глаз отбивать и попутно благодарить за камни Рудану, а когда оглянулся, нет её, только чуть слышный голос издали.
-До свиданья Богданушка и помни, будешь жадничать, пропадёт красота твоих каменьев.
Две недели Богдан еще отработал по контракту, в карьер сходил ещё раз понял больше не увезти. Сказал, что уезжает домой расчет бы, получить. Мастер начальнику шахты доложил, а тот уже знал, что хорошего рабочего теряет. Сам вызвал и пообещал добавить заработок, а когда мастер уйдет на его место поставить. Сообразил Богдан не отвертеться ему и пообещал вернуться, объяснил, что девица его год ждёт. Но том и расстались.
Заехал Богдан в Полтаву и узнал, где на рынке камнями торгуют. Походил по рынку посмотрел, что только у одного торговца был выставлен тигрит камень с ценой за 30 рублей, В городе нашел вывеску о продаже ювелирных изделий. Он из своих, что в чемодане были, достал такой же и зашел к ювелиру. Камень, говорит есть у меня, может, купите и показывает. У ювелира глаз разгорелись. Камень, мне нужно, но сначала я должен его в микроскоп посмотреть, может он с дефектами. Богдан камень в карман и «до свиданьица Вам». А вдогонку слышит ну.
-Что же, что же вы подождите, сколько хотите за камень, я дам 10 рублей.
-Тридцать, -сразу ответил Богдан, а возьмёте два, пятерку сброшу. За выручку первого дня Богдан приоделся. два дня потребовалось ему, чтобы все камни продать. И поехал в село уже богатым человеком.
Вышел он из попутной машины, идёт по селу никто не узнаёт и так ему обидно стало. Наконец богатый селянин узнал, а как разговор пошёл тут многие, останавливаться стали. В харчевню тащат, воркуют, что обмыть надо такое дело. А Богдан учёный на такие случаи, на шахте и в городе, насмотрелся. Ну, ребята если сброситесь вы, то и я какой рублик кину. А ребятам на дармовщинку бы, и быстро поредела ватага, А кто-то со злости и брякнул.
-А, Ганка, твоя уже замуж выскочила. К ней ведь спешишь, опоздал малость.
Вот и хата Богдан посмотрел на неё и заходить страшно. Ребятня видать в войну тут играла почти все стёкла выбиты, дверь в сарае на честном слове держится, но зашел он в дом и там, как Мамай воевал: ни одной табуретки целой, от посуды одни осколки. Вот тут и Настя объявилась, услышала, как Богдан начал выкидывать в окна хлам да и ребятня опять налетела.
-Ой, Богдан, не могла я от этой банды богатеев отбиться,
-Ничего Настя теперь отобьёмся, смотр какие хорошие да смирные ребята. Иди сюда, поманил он одного конфет дам, леденцов, Тот подошёл, а Богдан цап его за руку и в чулан. Посиди, пока родитель придет. Остальные врассыпную кинулись. Ничего и до вас доберёмся, пообещал им вслед Богдан. Но надо мне, Настя, хоть какой никакой ночлег приготовить. Ты уж меня прости красавица. А Настя хоть и зарделась, но говорит.
-Я Богдан кое-какие вещи, еще с дедом перенесла к нам, а когда он умер, малую комнату обставила. Там пока и можно жить.
Вот и вспомнил Богдан про вещие слова Руданы и ей рассказал, но твёрдо сказал. Люба ты мне, но не годится парню к невесте до свадьбы переехать. Вот когда сыграем её, до постройки нового дома будем вместе. А пока уж здесь
как-нибудь сегодня, а завтра комнату найду.
А какая свадьба была, на селе многим молодым рассказывали, да советовали парням на ус мотать, а девицам в уме держать. А с Руданой Богдан ещё не раз встретился.
*Рудана – мифическая женщина у горняков Кривбасса, и на Украине. Где имелись колоссальные запасы и богатых железных руд, и ещё больше бедных но легко обогатимых. Руданой прозвали как видно в противовес "Хозяйке медной горы" на Урале.
*Штрек – выработка пройденная по простиранию руды или горных пород.
**рудоспуск – выработка для перепуска руды из одного горизонта на другой, для погрузки руды в вагоны с ручным или механическим затвором.
Октябрь, 2019
Свидетельство о публикации №219102700379
Жанна Райгородская 18.11.2019 15:56 Заявить о нарушении
Позади меня на фото остатки вывезенные из Украины. Спасибо Вам. Посмотрите мое первое стихо... "Коллизии". Многим было интересно.
С уважением и теплом.
Владимир Малых 2 04.12.2019 14:28 Заявить о нарушении