Ещё не вечер

 «Вы можете не быть гением ни в каких областях, кроме настойчивости, и вы достигнете чего угодно».  Цитата из какой-то старой книги по психологии.

В переносном значении в русском языке, и в других языках мира, подобное словосочетание: «Ещё не вечер»,-  именуемое пословицей,  подразумевает незавершенность ситуации, не смотря на кажущийся провал. 

А вот ждать ли её завершения или нет, и пассивное или активное  участие принимать в её завершении, пословица умалчивает.

Вероятно, именно поэтому каждый решает сам: ориентироваться ли только на эту пословицу или выуживать из прошлого опыта, как своего собственного, так и опыта других людей, какие-то подходящие решения,  действия, поведенческие модели и тому подобный, накопленный годами ошибок,  опыт.
 
Короткое отступление.  Анекдот из мира животных.
 
«Собрал как-то царь зверей – лев всех животных и сообщил им, что надоело ему охотиться, отныне он просто будет их съедать по очереди.

Таким образом, он составляет список – когда, кто, и в какой последовательности  будет им съеден. 

Итак: «Заяц – на завтрак. Волк - на обед. Лиса – на ужин», - проходя мимо опечаленных  будущих обеда, завтрака и ужина, констатировал лев.
 
Заяц робко поднял лапку: « А можно меня не есть?»
 
«Можно, - спокойно ответил лев, - Зайца вычёркиваем».
 
А теперь – вступление, начинаемое, как обычно словами: «Давным-давно».

В то время  мой брат ещё только учился в Высшем Военном Училище.
Как и все студенты, он также боялся  перед каждым экзаменом, но веселый нрав и нежелание выказывать слабость перед своей женой, сестрой и маленьким сыном, стимулировали его не только справляться с трудностями, но и радостно делиться впечатлениями, когда очередной экзамен оказывался позади.

 …«И вот, представляете, сидим мы, трясемся в аудитории и, наконец-то, входит преподаватель.  Оглядел нас всех, покачал головой, и выдает: «Так, сегодня суббота, вас много, и я не собираюсь весь день выслушивать от вас тупые и не очень тупые - ответы. Кому нужна «тройка», подходите с зачётками».

Народ радостно повскакал с мест, и к преподавательскому столу выстроилась очередь.

«Вероятнее всего, оставшиеся студенты уверены, что знают на «четверки»? – Окинул заинтересованно-удивленным взглядом, немногочисленную кучку упорно продолжавших сидеть за столами, преподаватель.
Робкие кивки головами были мало похожи на утвердительный ответ. Они скорее напоминали отсутствие возражения.

 Преподаватель хмыкнул, и предложил желающим получить «четверки» подойти с зачётками.
 
Закончив запись оценок в зачётки, и  продублировав их в табель экзаменов, преподаватель с откровенным нескрываемым изумлением окинул оставшихся сидеть на местах: «А вы, наглецы, хотите «пятёрки»?
Ответом ему были едва заметные  судорожные кивки головами студентов, рискующих вообще вылететь с экзамена с «двойками» за наглость, и пойти заново сдавать этот предмет, но уже традиционным образом: с билетами, ответами, и прочей напрягающей мозг и нервную систему, составляющей экзамена.
 
Покачав головой, преподаватель ненадолго задумался, и, видимо, решив, что такое количество ответов оценённых на «отлично», подозрений не вызовет, пригласил выразительно напрягшихся студентов к своему столу с зачётками.
Вздох облегчения правильнее было бы назвать «выдохом облегчения».
В зачётках красовалась оценка «отлично», чему рискующие «наглецы» были несказанно рады.
 
«Смелость города берёт!», - есть и такая пословица, к данному случаю тоже подходящая.
 …
Я не собиралась поступать в этот институт. Он вообще мной не рассматривался как альтернатива того направления деятельности, которое было бы мне интересно. И это очень мягко сказано. Но девушка, которая на тот период моей жизни упорно изображала мою подругу, мечтала именно об этом институте несколько лет. Для меня осталось за гранью понимания, как об этом институте можно вообще мечтать.

Проблема заключалась в том, что помимо мечты у неё была откровенная паника, вызванная необходимостью сдать вступительные экзамены, прежде чем начать учиться в институте своей мечты. Поэтому она лихорадочно искала среди знакомых того человека, который согласился бы с ней одновременно сдавать в этот институт вступительные экзамены.
 
Специальность моей мечты маячила где-то за горизонтом, будучи почти нереальной по тем временам. Только два высших учебных учреждения в стране имели эту специальность.
Не смотря на то, что моя душа рвалась ломануться сквозь эти непробиваемые двери, решительности у меня не хватало, настойчивости не хватало тоже, и еще много-много всего не хватало, для поступления на специальность моей мечты.

Наверное, поэтому мне было в принципе почти безразлично, куда поступать. Странное ощущение, что «вот, поживу такой жизнью, а потом поживу той жизнью, что мне на самом деле хочется», - создавало иллюзию безмерной продолжительности жизни, с возможностью в любой момент вернуться к её началу. Иллюзия юности, как, впрочем, и молодости, и взрослости тоже. Только старость уже способна узреть в этой иллюзии саму иллюзию. Но на тот момент до опытной старости мне было ещё далеко, и не столько по возрасту, сколько по опытности.

Как сказано в одном коротеньком  анекдоте: «Мудрость приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один».

…Сентябрь.
 Сдача экзамена по математике. Нужно получить одну «пятёрку», и для успешного прохождения по баллам этого будет достаточно.

Эта моя знакомая, которая и пригласила меня «за компанию» поступать в этот институт, гордилась своей увлечённостью математикой, и, соответственно, прочными знаниями по любимому ею предмету.
 
Мне похвастаться было нечем, разве что «пятёркой» по математике в аттестате. Никакой нежной любви я к этому предмету не питала, как, впрочем, и он ко мне.
Естественно, сколько бы я не пыталась в математике разобраться, большая её часть оставалась для меня дремучем лесом, в котором можно только бороться за выживание и надеяться, что идёшь в нужном направлении.

 …Как-то очень быстро эта моя знакомая из аудитории выбежала, причем, после какого-то подозрительно короткого стремительного ответа.

На тот момент мне было не до этих подробностей. Ни на один вопрос в билете в моей голове никакого ответа не прояснялось. Я сидела, выуживая из памяти хоть какие-то близлежащие знания, чтобы, путем рассуждения, или преобразования, или хоть какой-нибудь связи, выйти на необходимые  для ответа.

Абитуриенты менялись: одни выходили, на их место входили новые, а я всё сидела над своими исчёрканными листками с ответами и старательно думала.

Использовав весь ресурс доступных знаний по математике в памяти, я осталась с последней мыслью: «Ещё не вечер. Сиди, и думай».

Преподаватель несколько раз подходил ко мне, приглашая для ответа, но я упорно отвечала, что мне ещё нужно подумать.
 
Когда его терпение окончательно иссякло, он заглянул в мои исписанные листочки, и вселенская тоска в его взгляде окончательно и безапелляционно стёрла следы моей надежды, что я хоть как-то приблизилась к правильному ответу.

Пытаясь понять ход моих рассуждений, идущих в любых направлениях, кроме правильного, преподаватель несколько раз порывался прекратить это откровенное издевательство над математикой, но я не сдавалась, и, согласившись, что не права, начинала искать ответы заново.

Гримаса сожаления сменялась на его лице то возмущением, то тоской, то откровенным желанием резко прекратить все мои жалкие ничтожные попытки выплыть в океане из функций, графиков, теорем, зависимостей и прочих математических премудростей.

 Учась в школе, я себе не казалось настолько не знающей математику, но уровень знаний для поступления в институт был несравненно выше.

 Всё, что мне оставалось, это – не сдаваться, игнорируя мучения преподавателя, вынужденного быть свидетелем столь садистского издевательства над математическими понятиями.

И он сдался.

Я даже не отследила момент, когда он сел и сдался.

«Какую вам нужно получить оценку, чтобы поступить?»

«У меня пятибальный аттестат и красный диплом профильного училища, мне нужна только одна «пятёрка по математике» - скорее по инерции, чем предполагая возможные причины его любопытства, машинально, извиняющимся тоном, уткнувшись в свои листочки с ответами, ответила я, все ещё надеясь найти ход рассуждений, который выведет меня на верную дорогу.

Экзаменатор вздохнул, словно найдя путь прекращения той пытки, истязаемым лицом которой он был.

«Математику вы не знаете. Это точно. Но я считаю, что такие настойчивые студенты нам нужны.  Поздравляю вас с поступлением в наш  институт.  Учитесь».

Надо ли говорить, что я вышла из аудитории с ошалевшими глазами и на трясущихся ногах. Пока я шла до дверей , мне казалось, что меня сейчас окликнут, и всё кончится. Но время шло, меня никто не останавливал. И только в голове всё крутились и крутились в разной последовательности слова экзаменатора.

…Институт этот я закончила. А та моя знакомая, ради поддержки которой я в этот институт и пошла, была отчислена с первого курса.

Во множестве жизненных ситуаций, когда уже, казалось бы, всё кончено, я вспоминаю напутствие того экзаменатора и повторяю себе снова и снова, словно эти слова – спасательный круг: «Ещё не вечер».


Октябрь 2019 год.     Матросова Елена   (Velen)


Рецензии
Ах, как понравилось!! Вспомнились некоторые эпизоды жизни, похожие на описанные вами, улыбнулся им, и несмотря на кажущуюся стабильность повседневности, подумал вдруг - еще не вечер :-)

Гоша Ветер   29.12.2019 22:30     Заявить о нарушении
Спасибо) Я рада, что вам нашлось, что вспомнить хорошее из своей жизни и улыбнуться воспоминаниям)
С уважением. Лена

Матросова Елена Викторовна   30.12.2019 04:21   Заявить о нарушении