К Дню автомобилиста

Я не профессиональный водитель, поэтому о существовании такого праздника долгие годы не знал. Да и сейчас, если бы не стал получать подарки с пожеланиями на своей странице в «Одноклассниках, не вспомнил бы.  Хотя с автомобилями у меня в последние годы многое что связывало – и хорошее, и плохое, даже трагичное. Судите сами.

Владельцем собственного автомобиля я стал в солидном возрасте, в 46 лет. И купил его в Японии, куда ездил в составе делегации медицинских работников края. Помогло личное знакомство с банкиром Дайдодзи из префектуры Аомори, который дал указание своим подчиненным помочь членам нашей делегации купить подержанные автомобили на свалках, и доставить их в Хабаровск.  Так все шесть членов делегации приобрели японские автомобиля с правым расположением руля, и буквально через 3 недели мы их получили в речном порту в Хабаровске. Первый автомобиль «Ниссан Скайлайн» мне обошелся в тысячу долларов за автомобиль и 400 долларов за доставку.  Без всяких таможенных  платежей ни в Японии, ни в России. Это случилось в октябре 1993 года, когда еще не было таможенных взносов в России на ввоз, и в Японии на вывоз, коль я был зарегистрирован как человек, несколько дней пробывший на территории этого островного государства.  Со следующего года такой «лафы»  в России уже не было.

Весной 1994 года я получил водительские права, и с тех пор за рулем. Если бы сохранились все бортовые журналы, которые я вел на всех автомобилях, я мог бы точно сказать, сколько проехал за эти годы тысяч километров, но, увы, бортовые журналы на моих  шести автомобилях, которые за эти годы были в моей собственности, остались в бардачках  машин. Я вел эти журналы не для того, чтобы учитывать, сколько километров проехал, а для регулярной смены жидкостей – масла, декстрона и т.д. в  машинах, чтобы продлить безаварийную эксплуатацию её. И это помогало.

Хотя сказать, что машины, тем более подержанные, да к тому же на наших российских дорогах, у меня не ломались, я не могу. Всякое случалось.  На том же «Скайлайне»  на ухабе темной ночью  так подпрыгнул, в то время как на заднем сиденье сидело два крупных мужика под сто кг весом каждый, что сломались стойки аммортизатора, и я доехал до гаража на брюхе. На одной из машин стало гнать из-под крышки двигателя масло, оказалось, что закоксовалось отверстие вентиляции картера, причем этот диагноз своему в то время «Тойота Марк-2», поставил я сам. Просто внимательно прочитал книжку автомеханика из Владивостока Корниенко, который делился своими советами по эксплуатации японских автомобилей. «Писучий» был автомеханик, выпустил 3 книги с хорошими советами, они есть все у меня, и я в них периодически заглядывюл.  И названия у них  классные. Например, «Товарищ автомобиль и госпожа иномарка», «Советы для «чайников», только третья называется  просто «Ремонт японского автомобиля». А так как все машины у меня были чисто японские, с правым рулем, то мне эти советы очень пригодились. И не только мне, но и моим детям, которые все были в свое время обладателями своих автомобилей. Бывало, когда в семье был какой-нибудь праздник типа дня рождения, перед домом стояло сразу 4 японских автомобиля нашей семьи. Только у жены не было своего авто.

Первым сел за руль мой старший сын Саша. Он еще в школе стал посещать Хабаровскую автошколу, и там изучил устройство автомобиля, а также вождение, но права получил только в 18 лет.  Он же первый купил и автомобиль себе, фирма, в которой он работал, помогла с деньгами.  Потом появился автомобиль у меня,  позже у второго сына Сережи, и я отдал свой «Скайлайн» дочери Наташе, когда купил себе представительский «Тойота Кроун» (изображен на снимке).  Это была не машина, а настоящая «баржа»,  с огромным салоном, всевозможными наворотами, но мне она показалась слишком уж медленной, и следующим автомобилем у меня  стал «Тойота Марк-2» в аэродинамическим обвесе, на котором я положил стрелку на спидометре, т.е. достиг максимально возможной скорости в 180 км/час  на японском автомобиле для внутреннего рынка. Она там регулируется компьютером именно на этой отметке. Но так как колеса на моем «крутом» автомобиле были настоящие катки, и давали погрешность в 10% от показаний на спидометре, то получилось, что я реально достиг скорости в 200 км/час.

В автомобиле с мотором 2,5 л и  с мощностью двигателя 180 л.с. были многие опции, которых не было на других автомобилях. Например, при повороте в сторону при включенных фарах в ту же сторону начинали светить габариты.  При падении освещенности (например, заехал в туннель)  автоматически включались фары, а при первых каплях дождя начинали работать так называемые дворники на ветровом стекле. Был климат-контроль  с раздельным обдувом вверху и внизу, прекрасная автомагнитола. И все это на автомобиле 1993 года выпуска.

Потом оказалось, что купленным мной  у незнакомого парня из Приморья по доверенности автомобиль в угоне, хотя дважды до этого проходил осмотр в ГАИ. Но гаишник на посту между Хабаровском и Владивостоком оказался более внимательным и заметил, что номера на кузове перебиты, и мне пришлось оставить свой автомобиль на трассе, и добираться да Хабаровска на попутках. Найти этого парня было невозможно,  да им занимался не я, а милиция, куда я сдал все регистрационные документы на автомобиль.

Какое-то время я ездил на «Кроуне» с пневмоподвеской, взятом напрокат у знакомых. Это был вообще «крутой» автомобиль с вибромассажем на сиденье VIP-пассажира, и я иногда пугал сидевших на этом месте, включая этот массаж, и по их спине начинало бегать что-то непонятное.  Интересно было наблюдать за реакцией людей, которые впервые ехали со мной. Естественно, все это были мои знакомые, я никогда не занимался извозом. Но на наших дорогах автомобиль с пневмоподвеской был не очень удобен, компьютер просто не успевал отслеживать профиль дороги и временами автомобиль становился колом. Наши умельцы нашли выход, закачивали в пневмоподвеску воздух на любой шиномонтажке.  Правда, прежнего комфорта уже не было.

Мне очень понравился автомобиль «Тойота Марк-2»,  а также однотипные с ним «Чейзер» и «Креста» для японского рыка. Автомобиля бизнес-класса, примерно такие же по габаритам, как нынешняя «Тойота Камри», только заднеприводные. Поэтому следующий автомобиль снова был Марк-2, но уже с менее мощным двигателем. Для нетяжелой машины 140 л.с. вполне хватало. В этом автомобиле хорошо сочеталось солидность бизнес-класса и скорость, что мне нравилось больше всего.  На этот раз я купил автомобиль, доставленный из Японии по моему заказу, и все документы на него были в полном «ажуре».

Но этот, последний в Хабаровске автомобиль был угнан прямо из гаража. Но об этом у меня есть отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2017/06/25/326 Угнали его под возврат, т.е. за энную сумму угонщики мне его вернули.  Это детективная история, и с ней лучше познакомиться  на предоставленной мной ссылке.

А еще через некоторое время на этом же автомобиле я совершил наезд на пешехода, переходящего даже не улицу, а дорогу, на окраине города.  Это случилось почти в полночь, я был ослеплен на секунду светом встречного автомобиля, что часто бывает на дальневосточных дорогах, где немногие водители регулируют свет фар на японских автомобилей. Как известно, там левостороннее  и фары светят влево, и на наших дорогах светят в лицо водителю встречного автомобиля. Так часто бывало со мной, но на этом раз мне не повезло – я поздно заметил мужика, переходящего дорогу. Буквально на долю секунды, я почти  его объехал, не хватило буквально 30 см, но находящийся в тяжелой степени алкогольного опьянения мужик  кулем упал на дорогу, и погиб на месте. В любой зарубежной стране суд бы меня оправдал, я читал об этом.  Я не нарушил скоростной режим, был трезв, а вот пешеход переходил дорогу в неположенном месте, не обращая внимание ни на что.

Но не наш, самый справедливый суд.  Видимо, потому что сбитый мной пешеход был в прошлом водителем начальника краевого ГАИ Виктора Кузенко, с которым я был хорошо знаком. Кстати, сам Кузенко незадолго до этого погиб, когда вместе с сыном перегонял купленный в Советской Гавани микроавтобус.  За рулем был сын, и он в ночное  время не заметил стоящий без огней на обочине грузовик. Удар пришелся на пассажирское сиденье, где сидел Кузенко-отец.  Вот такая судьба и у начальника ГАИ, и у его водителя. Мне дали 4 года условно с испытательным срок 3 года и лишением водительских прав на 2 года.  Я возместил все издержки семье погибшего пешехода по организации похорон.  Пришлось потратиться и на ремонт своего автомобиля, на замену стекла, небольшие кузовные работы.  С тех пор я стал бояться ездить по ночам, и если надо ехать, проявляю повышенную бдительность.

Все автомобили, на которых я ездил на дальнем Востоке, имели автоматическую коробку передач. А вот после переезда в Сибирь, в город Нефтеюганск, когда мне, директору  местной городской больницы, через пару лет выделили персональный автомобиль без водителя «Тойота Лэнд Крузер», тот был с механической коробкой передач. Пришлось осваивать «механику». Хорошо, этот автомобиль был с дизельным двигателем, и прощал мои ошибки, когда я на первых порах включал не ту передачу. Но со временем я освоился, и мне стало даже нравится ездить на «механике».  Но надо сказать, что автомобиль был леворульным, и управляться с рычагом коробки передач приходил правой рукой.  Ездить мне приходилось довольно много, так как многопрофильная больница имела стационар, две взрослых и две детских поликлиники, врачебную амбулаторию, женскую консультацию, два филиала поликлиник в разных местах города.  На мне лежала обязанность обеспечить бесперебойное функционирование всех подразделений больницы в городе со стотысячным населением.

Через пять лет я ушел на пенсию и переехал в Тюмень, а потом в поселок Молодежный в 20 км от города.  Без личного автомобиля не обойтись, поэтому мы купили автомобиль, и снова японский, с правым расположением руля и автоматической коробкой передач.  Это был автомобиль RAV-4, еще первого выпуска, 1997 года, я фарами для России.  Когда я поездил на нем, то понял, что лучшего автомобиля для города не найти. Небольшой, трехдверный, с короткой базой и большими колесами, с мощным двигателем с 140 л.с.,  полноприводной, он мог проехать везде, в том числе забраться на бордюр, если требуется, протиснуться в любую щелку между автомобилями. И хотя автомобилю уже больше 20 лет, но половину этого срока он эксплуатировался в Японии, и в нем до сих пор все работает.  Конечно, кое-что заменили, но японская сборка до 2000 года была очень качественной. Тем более что это был первый «паркетный» джип, который завоевывал мировой рынок, так что  над автомобилем хорошо поработали и изобретатели, и сборщики на заводе Тойота в Японии.

Я очень любил водить автомобиль. За рулем я отдыхал, особенно когда ездил за городом. Спокойно доезжал до Владивостока и Находки из Хабаровска на 10-11 часов. В год накатывал около 20 тысяч километров на своем автомобиле, и еще несколько тысяч на персональном.  Так что в дороге я проводил немало времени.

Вот такой небольшой репортаж у меня получился к очередному Дню автомобилиста.  Поздравлю всех, кто за рулем. Как говорится, «ни гвоздя, ни жезла» вам на дороге, мои дорогие собратья-автомобилисты.  С праздником!


Рецензии