О самоназваниях чеченцев

           Самоназвание (эндоэтноним) является главным внешним признаком возникновения этнического самосознания у исторически сложившейся на определённой территории устойчивой совокупности людей. Этническое самосознание возникает под воздействием ряда этнообразующих факторов, важнейшими из которых являются: сравнительно стабильные общие черты культуры; наличие языка общения; общая территория расселения; представление о единстве происхождения и  «родственности» исторической судьбы. Исследователи считают, что этническое самосознание после своего возникновения приобретает во многом самодовлеющий характер, продолжая поддерживать существование этноса и в случае ослабления действия (вплоть до исчезновения) отдельных этнообразующих факторов. Этническое самосознание объединяет всех членов этноса в единство «мы» и отграничивает от всех прочих подобных образований «они». «Мы» и «они», «свои» и «чужие» - это противопоставление проходит через всю культуру и проявляет себя во всяком коллективном сознании в родовом, семейном и этническом мироощущении. Известный исследователь Б.Ф. Поршнев отмечал: «Любопытно подчеркнуть, что в первобытном обществе «мы» - это всегда «люди» в прямом смысле слова, то есть люди вообще, тогда как «они» - не совсем люди. Самоназвание множества племён и народов в переводе означает просто «люди». Это ещё раз иллюстрирует, что в психологическом смысле «мы» - очень непростая психологическая категория. Это не просто осознание реальной взаимосвязи, повседневного сцепления известного числа индивидов. Так кажется лишь на первый взгляд. На деле это осознание достигается лишь через антитезу, через контраст: «мы» - это те, которые не «они»; те, которые не «они», это – истинные люди». Психология ранних человеческих коллективов по отношению к внешнему миру строилась по дихотомическому принципу «свои (настоящие люди) – чужие (не совсем люди)» (1). А вот мнение учёного - этнолога С.Я. Козлова: «Возможно, древнейшим семантическим типом этнонимов являются самоназвания со значением «люди», с противопоставлением «свои – чужие». Их очень много, большинство – из той отдалённой эпохи, когда люди жили замкнутыми, изолированными группами (родами, племенами). В сознании каждой такой группы человечество делилось на две части: их самих (людей) и всех остальных (не-людей, нелюдей). Собственно, слова «человек», «люди» на разных языках, в разных «углах» ойкумены и были первыми самоназваниями человеческих групп. Некоторые группы не удовлетворялись таким скромным именем и называли себя горделиво – «настоящие люди». У многих народов они дожили до наших дней» (2).
Современное самоназвание чеченцев «нохчий» (мн.ч.), «нохчи» (ед.ч.).
          Известные письменные источники свидетельствуют об использовании чеченцами в XVIII и начале XIX века самоназвания «нахчой» (мн.ч.), «нахчуо» (ед.ч.) (3).
          Абхазский учёный Г. Д. Гумба в своей книге: «Нахи: вопросы этнокультурной истории» приводит из разных списков «Армянской географии VII в. н.э.» названия: «нахчаматеанк» и «нахаматеанк» (4).
          Учёный лингвист А.Вагапов утверждает, что современное самоназвание чеченцев «нохчи» не поддаётся объяснению на основе чеченского языка: «Нохчи -  «чеченец», По одной из версий племенное название нахчи, образовано с помощью суф. –и от основы нахч- внутренняя (земля), сохранившейся, видимо, в топониме Нохчмохк и буквально означает «внутренний житель», то есть живущий между Гребнем (Терско-Сунженским хребтом) и горами. По другой версии, этноним происходит от апеллятив нах (народ, люди) и агентивного суф. –чи (ср. авар. чи «человек, мужчина», лак. чу «мужчина»), откуда нахчи должно означать «нахский человек, один из нахов». Сторонники этой версии забывают, что суф. – чи, как и любой другой агентивный суф. чеч. языка, присоединяется только к основе род. п., а не именительного, и мы должны были иметь «нехачи». Это препятствие в принципе устраняется, если допустить, что рассматриваемый этноним  первоначально мог возникнуть на иноязычной почве, ср. рутул. нухчи «соплеменник» (выд. нами)(5).
          Этноним «нохчи» насаждался в 1960-е годы. Состоит из: существительного «нох» - «соха, плуг, жвачка» (6) и суффикса «чи» дагестанских языков.
          Самоназвание XIX века «нахчой» это вторичный этноним, возникший на основе топонима «нах-ч-а - - нах-чоь» - «страна нахов».
          Армянские географы VII века н.э. знали, что «нахчамат» и «нахамат» топонимы, поэтому прибавили к ним этническое окончание «еанк» армянского языка. В этих названиях: «нах»- «люди, народ» (7) это древнейшее самоназвание чеченцев; «ч» это глагольная приставка «чу» (8), обозначающая направление вглубь местности, внутрь помещения и т.п.; «а» (9) это глагол «находиться, жить»; древнее  существительное «матт» означает «местность» (10). «Нахчамат» и «нахамат» означают: «местность, где живут нахи», а «нах» в этих топонимах это самоназвание чеченцев.
          Не может быть никаких сомнений в том, что древнейшими самоназваниями чеченцев были: «нах» и «нах бол нах». Это подтверждают сохранившиеся в чеченском языке древние устойчивые выражения: «нах бол нах» (настоящие нахи) в отношении людей достойных и «нах бац» (не нахи) в отношении людей недостойных. Возвращение самоназвания «нах» будет способствовать возрождению и сплочению народа.


   
_________________________________________
1. Б.Ф. Поршнев. Социальная психология и история. Москва,1984, с. 19
2. С.Я. Козлов. История записанная в имени народа.Независимая газета, 14.10.2009
3. Чечня и чеченцы в материалах XIX века. Элиста, 1990. с. 44- 45, 76
4. Г.Д. Гумба. Нахи: вопросы  этнокультурной истории. Сухум, 2016. с. 15-16
5. Вагапов Арби. Этимологический словарь чеченского языка. Тбилиси, 2011, с. 495
6. А.Г. Мациев. Чеченско – русский словарь.  Москва, 2000, с. 318
7. Там же, с. 312
8. Там же, с. 494
9.  Вагапов Арби. Этимологический словарь чеченского языка. Тбилиси, 2011, с. 720
10. Вагапов Арби. Этимологический словарь чеченского языка. Тбилиси, 2011, с. 464


Рецензии