К презентации моих книг

  Я прожил трудную, но счастливую жизнь. Потому что любил и был любим дорогими мне  мамой, сестрой, дочерью, женой, внуками и правнуками. А  это главное в жизни любого человека
   Когда мы были все вместе, я не задумывался о том, что когда-то все изменится, мне казалось, что это будет бесконечно. Я просто жил, работал  и был счастливым. Неожиданная смерть дочери перевернула всю нашу жизнь. Жена «потухла», разучилась смеяться и стала готовиться к уходу из этой жизни. Что-то в ее душе  «надломилось».
   Через 4 года неожиданно ушла в иной мир, ушла по своему, как она хотела.
   Прочитав ее студенческие дневники и стихи, мы с внучкой Катей решили их опубликовать, чтобы как можно больше людей знали какая необыкновенная, талантливая была наша бабушка и жена. Так вышли три книги о жизни и творчестве Зинаиды Сергеевны Страховой(«Девичьи грезы», «Любовь на всю жизнь» - первая книга, «Любовь на всю жизнь» - вторая книга. Ее стихи номинированы на три Российские премии «Поэт года», «Русь моя» и «Наследие» за 2017, 2018 годы и награждена медалью  «Наследие».
     Уже сложилась традиция на день рождения жены собираться вместе с ее соратниками по работе на квартире, где мы читаем стихи, вспоминаем различные эпизоды из ее жизни и у нас родилась идея собрать все эти воспоминания, рецензии в отдельную книгу. Так появилась 2019 г 4 книга, где были соавторами 26 человек.
   А дальше сам начал писать историю нашей необычной семьи и расскажу почему стал писать, как набирал и что мне самому не нравиться в моих рассказах и мемуарах.
  В дневниках жены несколько раз упоминается желание написать о нашей семье. Но что-то у ней не сложилось и я решил выполнить ее пожелание-завещание, но не знал как начать. Я до 79 лет никогда ничего не писал, кроме научных отчетов и учебников.
   У меня настольной книгой является проза  Паустовского. Этот непревзойденный прозаик, высочайший мастер поэтической прозы покорил меня. И подумал,  что я никогда не смогу даже приблизиться так писать, а писать как придется, я не хотел». А мне старшая внучка говорит    
       -Дедушка! Что ты равняешься на классиков? Ты пиши для себя, для нас и не смотри на них. Они к такой прозе шли не один десяток лет, а у тебя такого  времени нет -
    После  я сел писать. Первую книгу писал на бумаге. Исписал больше 300 стр и начал писать не с первой главы, согласно подробного своего плана, а с последней - «Покаяние». Мне после стало легче писать дальше. Писал быстро, в день по 5-6 стр. За два месяца в черновике я закончил книгу. Весной 2017 вышла из печати первая книга «Жизнь продолжается..», предназначенная для родственников и очень близких нам друзей. ( в сети ее нет). В ней сотни фотографий из нашего семейного архива и смотрится и читается как альбом-книга. Это подробная история двух семей: нашей с женой и дочери, со всеми перипетиями, со взаимоотношениями в семьях, на работе и написана откровенно и правдиво, ничего не утаивая и не скрывая.
    Мне после  многие говорили, что теперь ты не бросишь писать. Я не верил, но через 2 или 3 месяца меня опять потянуло писать. Теперь  набирал сразу на компьютере. Это оказалось удобней и практичней.
   Осенью 2017 была отпечатана вторая книга «Институтские байки», где авторами были мы с Зинаидой Сергеевной. Название книги говорит о ее содержании. В этой книге несколько рассказов о природе, о людях живущих в лесу.
   Все рассказы и повесть автобиографические. Теперь никакого плана любого рассказа не писал, но в уме продумывал все детали. При наборе текста я сопереживал вместе  с участниками рассказа: улыбался, смеялся, а иногда на глаза набегали слезы, мне было очень жалко жену и ее маму. После окончании каждого рассказа я чувствовал невероятную усталость, как выжатая губка, и думал , ну, все хватит, больше я не смогу написать ни одной строчки. Но через 2-3 недели я опять садился писать.
   Мне говорили, что у меня слишком простой стиль изложения. Но это мой стиль и я не хочу что-либо менять. При таком стиле текст легко читается, быстро запоминается и ярче вырисовываются картины происходящих событий. Но это мое мнение, а как на самом деле  - оценит читатель.
   На своём маленьком опыте я научился тому, что писать надо не в пустоту, а для кого-нибудь, будь-то родной, знакомый, случайный человек или для ушедшего из жизни родного человека. Главное, чтобы этот человек понимал тебя, которому ты мысленно или наяву рассказываешь всё, что накопилось у тебя на душе. Тогда придут нужные, сильные и свежие слова. Примерно, также поступают начинающие артисты, лекторы, ораторы. Они находят в зале или аудитории лицо человека, который внимательно, с интересом тебя воспринимает. Именно к нему начинает обращаться мысленно и взором лектор, тогда его речь, или диалог идёт непринуждённо, уверенно. 
   Что мне не нравится в моих рассказах? В них слабо выражено или отсутствует красочность, лиризм и лёгкость на душе  после прочтения. Мне кажется, что большинство рассказов, даже в которых есть фрагменты юмора, все они навеяны какой то скрытой тоской, грустью. Но это моё состояние, и пока что ничего не могу изменить. Не  получается писать по другому. Слишком мало у меня опыта, мало ездил по стране, мало встречался с интересными людьми.
     И ещё что мне не подвластно — подлинной поэзии в прозе. Любой, даже маленький рассказ, должен читаться как поэма, а не просто набор фактов и пустых слов. Но к этому я никогда не смогу даже близко приблизиться, мне это просто не дано.
   Единственно что меня радует, что в своих рассказах я раскрываю и дополняю историю нашей семьи. Может в будущем кто-то заглянет в мои книги и увидит, что жил какой-то дед-чудак  и оставил после себя бумажную макулатуру.
  Летом 2018 года вышла третья книга «Всего понемногу», в которой я попытался писать от имени женщин (жены и ее мамы). Мне кажется эти два рассказа «Исповедь матери» и «Мои последние месяцы жизни» наиболее удачные. Мне стало интересно почему от имени женщин мне легко пишется. Долго копался в сети и нашел, что у 5 -10 процентов мужчин и женщин встречается некий средний тип мышления, т. е. они одновременно обладают и мужским и женским складом ума. По мнению психологов такие люди отличаются гибкостью мышления, с ними комфортнее общаться. Так ли это — не знаю, или это мое воображение? Но последняя, книга еще раз подтверждает мои рассуждения.
   Теперь о повести «Ангел-Хранитель», которая посвящена моей родной маме. Наши матери особые женщины. На их долю выпало столько горя и мучений, которых хватило бы на несколько жизней, а им всем одним пришлось пройти все трудности, голодовки и унижения.   Но моя мама святая женщина. С нечеловеческими усилиями она боролась за мою жизнь, только  благодаря ей я остался живым. Я очень переживал, когда писал книгу и даже сейчас перечитывая ее у меня наворачиваются на глаза слезы. Как она смогла все это выдержать? Мама всю свою жизнь служила нам детям, о себе никогда не думала  и ушла из жизни тихо, полузабытая детьми. Каждый год приезжаю к ней в Воронеж на кладбище и прошу прощения. Я знаю она давно меня простила, но мне легче не становиться. Почему мы ценим прошлое и не умеем понимать, чувствовать и ценить настоящее? Моя жена мне сотни раз говорила, что надо радоваться каждому часу, каждой прожитой минуте пока  мы вместе. Умница была моя жена. Мне невероятно повезло в том, что мы с ней встретились, полюбили и прожили в любви и согласии 59 лет.
  Я давно хотел написать рассказ или очерк о нашей дочери, талантливой и несчастной женщины. Но для меня многое в ее жизни было не ясно, ведь она из дома уехала в 17 лет.  Танечка была скрытная, не делилась с нами своими обидами, маленькими радостями. И вот через 8 лет после смерти нашел ее стихи, где она открыла свою душу, рассказала о своих переживаниях, обидах. Стихи очень хорошие и не потому, что они написаны нашей дочерью. Я их отпечатал и дал посмотреть профессиональным поэтам. Вот они то оценили и сказали, что стихи более талантливее, чем стихи своей мамы  Зинаиды Сергеевны Страховой. Я надеюсь, что в следующем году появиться ещё одна последняя 9 книга.
    Я благодарен моей доброй феи внучке Екатерине Владимировне Шаховой., моему первому читателю, критику, оформителю и дизайнеру всех этих книг. Без ее доброй воли не вышла бы из печати ни одна книга, ведь она оплачивает все затраты по печати книг и постоянно воодушевляет меня на дальнейшее творчество. Большое ей спасибо.       
               


Рецензии