Соплеменники
В этом храме я мечтала побывать уже давно. Он расположен на горе над посёлком Нижняя Теберда. И кто едет в Домбай, обязательно его проезжает. Я его фотографировала снизу, прямо из автобуса. Но специальной экскурсии туда не было.
А здесь из-за капризов погоды нам предоставили самим искать для себя интересные места. Мы и нашли Юсуфа, машина которого, по-моему, когда то была скорой помощью, потом долго лежала в разобранном состоянии и наконец восстановленная дала хозяину возможность зарабатывать.
Самое интересное, что джипы довозили путешественников до определённого места, а потом они шли пешком. Это мы на обратном пути увидели. А вот Юсуф на своём казавшемся недееспособном корыте, завёз нас почти на самую вершину. Дорога была почти вертикальная – с одной стороны обрыв, с другой горы. Мы иногда закрывали глаза, а Женька (молоденькая путешественница) даже визжала от страха, но всё равно положительные эмоции нас переполняли. Когда мы остановились и вылезли из нашего «джипа» ещё советского производства, то увидели, что коровы по этим склонам ползают как ящерицы.
Оставив пазик у подножия скалы, мы отправились к храму. Как нам рассказал Юсуф, прежде чем построить храм аланы убрали вершину горы, выровняли площадку и почти по кругу укрепили её. Он нам показал эту заросшую кладку. Храм не совсем развалился, его можно ещё и реставрировать, но денег это станет больших. На стенах сохранились фрески, очень бледные, но различимые. И как я узнала позже из передачи по каналу «Наша тема», роспись храма была сделана в 11-м веке, а в 14-м её подновляли, хотя сам храм строился в 10-м веке. Там и надпись есть па греческом языке: апрель 960 года. Это мы увидели, но подробностей Юсуф не знал, экскурсовод то он доморощенный. Но о народностях прошедших через эти места в разное время поговорить был не прочь.
-А вы себя чьим потомком считаете! – спросила я нашего гида.
-Наверное, мы карачаевцы, потомки алан, как и осетины, - немного помолчав, ответил Юсуф.
- Так они же христиане, а вы мусульмане,- возразила я.
- Здесь же через наши горы и тюрки проходили, у нас и язык тюркский. И татаро-монголы побывали. Кто оказался сильней, того веру и приняли и язык, а изначально то мы аланы были, - заключил мой собеседник.
Я сказала ему, что по отцу я хакаска, а они тоже тюркоязычные, и татаро-монголы по нашей народности тоже хорошо прокатились. Только вот вера у нас православная. И в самом деле, кто сильней оказался...
-А язык свой знаете? – тут же спросил Юсуф.
-К сожалению нет. Я же оторвана от родины предков, не с кем на нём говорить, ответила я.
И здесь Юсуф заключив, что мы с ним «одноплеменники», а следовательно люди близкие, поделился со мной своей болью. Рассказал, что дети живут в Теберде, вроде и недалеко, но внуки приехав к нему в гости, говорят в основном на русском языке. Друзья у них разных национальностей. А русский понимают все. И выразил опасение, что его правнуки, как и я своего языка знать уже не будут. Я постаралась развеять его опасения, сказав, что всё таки они живут там, где их корни находятся. И здесь от него- от деда многое зависит. Заинтересовать надо.
Здесь вернулись мои друзья с фотосессии и мы отправились в дальнейшее путешествие. А когда вернулись в Домбай и благодарили Юсуфа за поездку он пригласил нас приезжать ещё. А мне сказал: - Я тебе одноплеменница такие места покажу красивые! По ним наши общие предки тюрки ходили.
Когда я слышу как украинцы стараются отмежеваться от русских, любыми путями доказывая, что у нас нет никаких родственных корней, я вспоминаю «одноплеменника» Юсуфа. Для него все люди братья: и горские народы к которым изначально относились карачаевцы, и пришлые аланы, которые добавили к ним свою кровь, и тюрки, что дали им свой язык. Вот и я оказалась его «единокровным братом», хотя мать моя русская из Курской области, а отец хакас из Красноярского края. Но ведь предки общие были – значит братья. Все бы так считали как мудрый Юсуф, никаких войн на земле бы не было, никаких национальных конфликтов.
Свидетельство о публикации №219102700806