Соплеменники

     Когда пишу дневники путешествий, то больше выражаю эмоции, которые у меня вызывает та или иная поездка. А вот встречи с необычными людьми часто остаются за бортом. Но иные из них вспоминаются чаще грозных горных вершин и водопадов.  Вот уж года три прошло с тех пор, как нашу небольшую группу из пяти человек из Домбая возил к древнему аланскому храму на старом дребезжащем пазике карачаевец Юсуф. А я эту поездку всё вспоминаю. Запомнилась она не только необыкновенно красивой природой. Хотя отказать в этом тем местам нельзя.

    В этом храме я мечтала побывать уже давно. Он расположен на горе над посёлком Нижняя Теберда. И кто едет в Домбай, обязательно его проезжает. Я его фотографировала снизу, прямо из автобуса. Но специальной экскурсии туда не было.
 
    А здесь из-за капризов погоды нам предоставили самим искать для себя интересные места. Мы и нашли Юсуфа, машина которого, по-моему, когда то была скорой помощью, потом долго лежала в разобранном состоянии и наконец восстановленная дала хозяину  возможность зарабатывать.

   Самое интересное, что джипы довозили путешественников до определённого места, а потом они шли пешком. Это мы на обратном пути увидели. А вот Юсуф на своём казавшемся недееспособном корыте, завёз нас почти на самую вершину. Дорога была почти вертикальная – с одной стороны обрыв, с другой горы. Мы иногда закрывали глаза,  а Женька (молоденькая путешественница) даже визжала от страха, но всё равно положительные эмоции нас переполняли. Когда мы остановились и вылезли из нашего «джипа»  ещё советского производства, то увидели, что коровы по этим склонам  ползают как ящерицы.

   Оставив пазик у подножия скалы, мы отправились к храму. Как нам рассказал Юсуф, прежде чем построить храм аланы убрали вершину горы, выровняли площадку и почти по кругу укрепили её. Он нам показал эту заросшую кладку. Храм не совсем развалился, его можно ещё и реставрировать, но денег это станет больших. На стенах сохранились фрески, очень бледные, но различимые. И как я узнала позже из передачи по каналу «Наша тема», роспись храма была сделана в 11-м веке, а в 14-м её подновляли, хотя сам храм строился в 10-м веке. Там и надпись есть па греческом языке: апрель 960 года. Это мы увидели,  но подробностей Юсуф   не знал, экскурсовод  то он доморощенный. Но о народностях прошедших через эти места в разное время поговорить  был не прочь.

  -А вы себя чьим потомком считаете! – спросила я нашего гида.
  -Наверное, мы карачаевцы, потомки алан, как и осетины, - немного помолчав, ответил Юсуф.
  - Так они же христиане, а вы мусульмане,- возразила я.
  - Здесь же через наши горы и тюрки проходили, у нас и язык тюркский. И татаро-монголы побывали. Кто оказался сильней, того веру и приняли и язык, а изначально то мы аланы были, - заключил мой собеседник.

  Я сказала ему, что по отцу я хакаска, а они тоже тюркоязычные, и татаро-монголы по нашей народности тоже хорошо прокатились. Только вот вера у нас православная. И в самом деле, кто сильней оказался...
  -А язык свой знаете? – тут же спросил Юсуф.
  -К сожалению нет. Я же оторвана от родины предков, не с кем на нём говорить, ответила я.

  И здесь Юсуф заключив, что мы с ним «одноплеменники», а следовательно люди близкие, поделился со мной своей болью. Рассказал, что дети живут в Теберде, вроде и недалеко, но внуки приехав к нему в гости, говорят в основном на русском языке. Друзья у них разных национальностей. А русский понимают все. И выразил опасение, что его правнуки, как и я своего языка знать уже  не будут. Я постаралась развеять его опасения, сказав, что всё таки они живут там, где их корни находятся. И здесь от него- от деда многое зависит. Заинтересовать надо.

   Здесь вернулись мои друзья с фотосессии и мы отправились в дальнейшее путешествие. А когда вернулись в Домбай и благодарили Юсуфа за поездку он пригласил нас приезжать ещё. А мне сказал: - Я тебе одноплеменница такие места покажу красивые! По ним наши общие предки тюрки ходили.

  Когда я слышу как украинцы стараются отмежеваться от русских, любыми путями доказывая, что у нас нет никаких родственных корней, я вспоминаю «одноплеменника» Юсуфа. Для него все люди братья: и горские народы к которым изначально относились карачаевцы, и пришлые аланы, которые добавили к ним свою кровь, и тюрки, что дали им свой язык. Вот и я оказалась его «единокровным братом», хотя мать моя русская из Курской области, а отец  хакас из Красноярского края. Но ведь предки общие были – значит братья. Все бы так считали как мудрый Юсуф, никаких войн на земле бы не было, никаких национальных конфликтов.


Рецензии