Круговерть Глава 48
Андрей решил попробовать объяснить это сыну. И не для того, чтобы того переубедить (он видел уже, что переубедить было нельзя), а больше для того, чтобы опробовать свои возражения «этим людям», которых было большинство и которые видели смысл жизни только во внешнем. А ещё больше для того, чтобы проверить себя.
Он говорил сыну среди прочего:
— Вы видите главной для себя задачей борьбу с людьми, которые в своей косности (по вашему мнению) заставляют идти Россию по старому, неправильному пути, когда-то якобы неверно выбранному. У вас ничего не получается, вы злитесь и обвиняете всех людей не вашего образа мысли в глупости. И вам кажется, что такие-то и такие-то нехорошие лидеры, нехорошая власть ведут народ не туда, а вы бы повели народ туда, но он вас отчего-то не слушается.
Сын тут же перебивал его, возражая:
— Мы никого никуда не хотим вести. Мы только говорим, что нужна свобода. Свобода как политическая, так и экономическая. И люди придут к тому, к чему пришли люди в свободных странах, вот. Будет человеческая жизнь, а не то, что сейчас. Всё очевидно.
По логике спора Андрей должен был бы возражать в том смысле, что тем людям хорошо («по вашему, опять же таки, мнению хорошо») живётся не потому, что у них свобода, а у них свобода, потому что им хорошо живётся. И далее там следовал бы бесконечный обмен аргументами за ту и за другую сторону. Пришлось бы их обвинять, что они телегу ставят впереди лошади, путая местами причину и следствие. Андрей не хотел длить этот бесплодный, с его точки зрения, спор и уже в некотором раздражении возражал так:
— Хорошо, допустим, вы победили, люди вдруг вас послушались бы и пошли за вами. И у нас стало, как на Западе, и в Китае стало, как на Западе, и в Индии стало, как на Западе, и везде стало, как на Западе. Везде богато. Везде свободно. Везде соблюдаются права человека, везде есть на это средства. Везде довольство и благополучие. Можешь представить себе самодовольное в своём благополучии лицо Мещанина. (Или харю Мещанина, как тебе угодно.) И что?! Что тогда? Во-первых, этого Мещанина впереди ждёт смерть, а если удовлетворёнными мещанами стали бы вдруг все (что крайне маловероятно), то их всех ждёт верная (что полбеды), а самое главное — скорая погибель. Просто потому, что на самодовольное благополучие всех на этой планете — не хватит средств. Просто нашей биосферы на это не хватит, а без биосферы человеку не выжить. Как клетке не выжить без всего организма. И всё это (он рукой описывал большой круг перед собой), всё это просто исчезнет.
И опять тот же злой и весёлый сарказм сына прерывал его:
— Ну, пап, мы умрем — это не аргумент. Совсем не аргумент. Это тебе, вон, лучше с мамой поговорить. Они ТАМ с сёстрами вымаливают себе жизнь загробную, а я ЗДЕСЬ, — спасибо вам, — и жить хочу здесь и сейчас, а не там и потом, вот. Во-от! Никто не знает, что там, все знают, что здесь. Жить надо здесь и сейчас.
И действительно, так оно и было: им нечем было жить, кроме как внешним. В них просто не было тех внутренних процессов жизни, которые он знал в себе. Отними у них внешнее поле деятельности, и ты лишишь их жизни совсем. По крайней мере, они воспримут это именно так. И Андрей не знал, как открыть сыну глаза на тот факт, что тот видит этими самыми глазами только видимость жизни, а жизнь настоящая — лишь в нём самом. А хуже того, то же самое будет и по отношению ко всем: никого он ни в чём не убедит, никому никаких жизненных горизонтов не откроет. «Их подавляющее большинство, и в этом не их вина». Их энергия производит все блага так называемой цивилизованной жизни. Настоящая жизнь, вневременная, в них тоже, видимо, есть, но она проходит как-то сама по себе, вне зоны их внимания. «Вне их контроля, вне их воли».
Но то, что сам он, как ему казалось, что-то понял в этой жизни, никакого воздействия на эту жизнь оказать не может. Выходило, что вся свобода воли сводилась лишь к пониманию. Когда понимаешь, что делаешь, — тогда твоя воля свободна. Когда не понимаешь, — не свободна. А делаешь при этом, по факту, одно и то же. Свободный человек это человек, проинформированный о том, что с ним будет происходить не по его воле. Согласен ты с этим или нет — это уже к вопросу свободы воли не относится. Выходило, свобода, как таковая, предметом свободной воли не являлась. «Парадокс». Было о чём задуматься.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/29/1024
Свидетельство о публикации №219102801242