О свободе

О свободе.

«У вас еще нет свободы?
Тогда мы летим к вам!»
(пилот стратегического бомбардировщика)

Слово «свобода» я слышу каждый день. Во имя свободы целые страны вместе с населением сносятся ковровыми бомбардировками, и свергаются сволочные режимы, чтобы вместо них насадить еще более сволочные.

Сразу скажу, что толстые талмуды великих философов о «Философии свободы» я не читал.
Нудно, муторно, пока докопаешься до сути, семь потов сойдет, а потом окажется, что понял все неправильно.

Энгельсовское: «Свобода – это осознанная необходимость» относится, скорее, к путям достижения свободы, а не к самому понятию. Под «необходимостью» тогда понимали объективные законы развития природы и общества. Смысл фразы: знание объективных законов природы и общества позволяет человеку достигать тех целей, которые он перед собой ставит. На вопрос, что же такое сама свобода человека, эта фраза не отвечает.

Слышал я ещё одну фразу: «Свобода – это величина, обратная количеству страха в обществе». Вот это уже ближе к истине.

Часто, когда спрашиваешь людей, когда было больше свободы, в советское время или сейчас, при капитализме, люди отвечают, не задумываясь: «Конечно, сейчас!». Мол, жизнь во многом стала хуже для простого человека, социальные гарантии сворачиваются, промышленность, наука, образование развалены, у власти воры, презирающие народ, но свободы-то уж точно стало больше.

Но так ли это?

Уровень страха в нынешнем обществе для «маленького человека», вроде меня, на порядки больше, чем в советское время (я имею в виду, конечно, время послесталинское). Чего я боялся в советское время? Ядерной войны я не особо боялся: существовало равновесие сил, наша Страна была сильной и, в общем (вопреки мнению «демократов»), по моему мнению, неагрессивной, а потому угроза войны казалась маловероятной. А вот сейчас равновесие сил в Мире нарушено, и у сильных появился соблазн применять ядерное оружие безнаказанно… КГБ после 50-х годов уже всерьез никто не боялся, об этом можно судить хотя бы по огромному количеству анекдотов на эту тему: то, что страшно, не сделаешь смешным. Безработицы? Да, боялся, но не так, как сейчас: я боялся не устроиться по специальности, а сейчас боюсь, что в случае увольнения вообще не найду никакой работы. К тому же  безработица, всилу социально низких цен, бесплатного образования и здравоохранения, отсутствия традиции выселения за неуплату, в советское время еще не означала гарантированного соскальзывания на социальное дно. Боялся шпаны на улице, потому что, хотя общая преступность в советское время была в 2-3 раза меньше, чем сейчас, уличная некорыстная преступность в советское время была выше. Милиции? Боялся, конечно, но не так, как сейчас, и при необходимости обращался к ним за помощью. А теперь от них как от чумы бегу, потому что знаю: сегодня милиция (вернее, полиция) – это те же бандиты, только в форме.
А чего я теперь боюсь? Всего. Боюсь чиновного беспредела, боюсь «ментовского» беспредела, боюсь бандитского беспредела. Боюсь, что не справлюсь на работе, меня уволят и никуда не возьмут, потом мне нечем будет платить за квартиру, и меня выгонят из дома. Боюсь, что просто найдется «крутой», который «положит глаз» на мой дом и вышвырнет меня на улицу. Боюсь вообще каждого, кто «круче» меня, потому что знаю, что при этом строе заступиться за меня некому, все суды, и права, и законы против меня, и каждый дюжий здесь мне господин, и даже слабые, если двое. Боюсь, что заболею я или мои близкие, и не будет денег на лечение. Боюсь за сына, что он не устроится в жизни. Боюсь новых «реформ», которые отнимут последние остатки социальных гарантий, и фашистского переворота тоже боюсь. Террористов не очень боюсь, они на фоне всех этих страхов просто теряются. В общем, страха и унижения для меня сейчас на порядки больше, чем в советское время. И все эти страхи не такие, как раньше: побоялся и забыл. Эти страхи всегда с тобой, их ни днем не заживешь, ни ночью не заспишь. Плюс чувство бессилия, когда я вижу, как попирают мои красные коммунистические святыни, и ничего не могу сделать.

Простейшее представление о свободе каково? «Иди куда хочешь». То есть, свобода перемещения.  Когда ее было больше для простого человека: в советское время или сейчас?

Да, в советское время я не мог свободно выехать за пределы СССР. Зато в Литву и в Грузию (не говоря уже об Украине) мог поехать на поезде или автобусе, даже не предъявляя паспорт (паспорт нужен был только для покупки билета на самолёт и на снятие номера в гостинице). Сейчас везде нужно оформлять визу.

В своей Москве я мог свободно войти в любой двор и в любой подъезд. Сейчас везде – частная собственность, кодовые замки, свободно можно ходить только по тротуарам между домами.

Да, были запретные зоны, военные объекты, но они, наряду с частными закрытыми объектами, и сейчас есть.

Я еще не всё перечислил: некоторые деревенские жители и дачники теперь не могут подойти даже к любимой речке: купил землю «крутой», построил себе виллу с трёхметровым забором и охраной, и никого не пускает.

Так что, если твоя работа и жизненные интересы не требовали выезда из Союза, и с точки зрения свободы перемещения в СССР тоже дела обстояли лучше, чем в современной антикоммунистической России.

Так что свободы ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ в нынешнем антикоммунистическом обществе куда меньше, чем в советском, социалистическом.

Антикоммунисты часто говорят мне: «Коммунизм невозможен, и равенство невозможно, потому что все люди разные».

Хорошо. Но тогда придется признать, что и представления о свободе у разных людей тоже  могут быть разные: в классовом обществе свобода для одних оборачивается жестокой несвободой для других. Например, свобода увольнять любого работника при одновременной отмене советских нормативов по условиям труда, которую сегодня дали хозяевам, чтобы «не стеснять» предпринимателя, оборачивается жестокой несвободой для самого работника, который хозяину слово поперек сказать боится из страха перед увольнением.

У меня есть свое, «на пальцах», представление о том, что считать свободой.

Свобода – это то, что человек сам для себя считает свободой. И не более того.

К чему я это? К тому, что нельзя сделать человека свободным против его воли. И к тому, что не существует свободы, единой для всех.

Ну, вот вы пришли к человеку и сказали: «Вот, раньше ты не мог пойти туда и туда, а теперь ты можешь». Хорошо, если человек ответит: «Да, теперь могу, спасибо, я стал свободнее». Тогда, конечно, степень свободы этого человека увеличилась. А если он скажет: «Не пускали – а мне и не надо, и не лезьте ко мне с этим»? А ты ему: «Ах, ты не хочешь! У тебя рабское сознание! А ну иди туда и делай это, не то я тебя…!»

Конечно, существуют какие-то общие критерии: свобода перемещения, свобода получения информации, свобода влиять на те или иные события. Но только сам человек может решать, что для него лично является свободой, что нет. Самая главная свобода – это возможность отвергнуть «свободу» навязываемую тебе другими. Эльза, давшая пощёчину Ланселоту – вот истинное проявление свободы.

Изменения общества в направлении большей свободы – это всегда расширение свободы для одних и подавление свободы для других.

Обычно, когда нам «дают свободу», это оборачивается не реальным расширением свободы, а «сдвигом рамки» или «переворотом айсберга». То, что раньше насаждалось, запрещается, а то, что раньше запрещалось, становится обязательным для всех. Иногда даже методы подавления несогласных не меняются.

Был такой художник, Зотов. Диссидент, в советское время выступал против Системы. Его, как тогда было принято, посадили в «психушку». Но вот прошла «перестройка», реставрировали капитализм, и его, как «жертву большевиков», выпустили.  Но он стал выступать уже против капиталистической системы, в частности, против реформы ЖКХ. И его посадили в ту же «психушку» под тот же аминазин.

Ну, что, больше свободы стало при либералах?

Поэтому, когда политик говорит вам: «Я дам вам всем свободу», не оговорив при этом, свобода для кого и от чего, знайте: этот политик – демагог и проходимец. «Свобода» - сегодня любимый лозунг как раз самых реакционных сил.

СВ 2019


Рецензии
Нам демократия дала
Свободу матерного слова.
И нам не надобно иного,
Чтобы воспеть её дела

Неизвестный автор. Попал не в бровь, а в глаз.

Галина Санорова   13.03.2021 04:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.