стр. 193 - 195

Старая вера, новые перспективы?
Парадокс русских староверов (1666 – 2013) в особенности в Латвии
Верена Дорн

«Таким образом, основатели христианства - эти прямые последователи пророков - исчерпывают себя в постоянных провозглашениях конца света и действительно странным образом преобразуют этот мир.» - Эрнест Ренан.

I.История в настоящем – русские староверы в Латвии
Триста лет русские старообрядцы живут в Латвии. Они принадлежат к беспоповцам, федосеевцам, которые присоединились к поморцам во второй половине 19-го века. Восточная часть страны, Латгалия и столица Рига являются двумя латвийскими центрами староверия, также называемого старообрядчеством.
В московской слободе города Риги резидирует Гребенщиковская община. В 2010 году ей исполнилось 250 лет. Хотя в ней представлена почти треть всех старообрядцев Латвии, она является всего лишь одной из 67 зарегистрированных общин в стране. Помимо Риги и Даугавпилса, центром Старой Веры в Латгалии является Резекне. Резекне (нем.: Росситтен, пол.: Rzezhyca, рус.: Режица) является одним из девяти городов республики, а после Даугавпилса вторым по величине урбаническим центром в восточной части страны, примерно в 60 км от границы с Россией, на пересечении автомагистралей и железнодорожных линий из Петербурга в Варшаву и из Москвы в Ригу. В Резекненском районе преследуемые Русской православной церковью и царским государством как раскольники и враги государства уже в конце 17-го века, когда место принадлежало Польской Ливонии, основали общины на безопасном расстоянии от российской границы, но недалеко от прежнего торгового и военного маршрута из Новгорода через Псков на юг. Для города, однако, существование общины Старой Веры было гарантировано только при русском правлении, не до второй половины 19-го века, хотя первые несколько сотен иммигрантов были уже зарегистрированы в 1784 году. Согласно переписи 1910 года, тогдашний губернский округ Режицы в Витебской губернии насчитывал 18 000 жителей, из которых почти половина была евреями, более трети в основном латышами католиками и только пятая часть русских. Старообрядцы численностью превосходили православных. Таким образом, старообрядцы представляли третью по величине конфессиональную группу в Режице. Резекне был и частично ещё сегодня остается типичным небольшим городом на восточноевропейском пограничье. Характерным для него была разнообразная этнически-конфессиональная структура населения, представленная в городском пейзаже молитвенными домами. До Второй мировой войны жителям были доступны пять церквей - одна русская православная, одна единоверческая, две католические, одна протестантская - и около десятка молитвенных домов - более десяти иудейских и двух староверческих. Молитвенный дом старообрядческой Преображенской общины был разрушен во время Второй мировой войны, община распалась в 1964 году. Однако старообрядческая кладбищенская община, несмотря на многие трудности, выдержала как мировые войны так и советскую политику официального атеизма. Община не вела церковные записи, но по числу исповедников и верующих она становилась всё более популярной и интересной. Особенностью Резекне является историческое присутствие одного из самых известных старообрядческих интеллектуалов 20-го века - Ивана Никифоровича Заволоко (1897-1984). Будучи сформированным, испытанным и даже измученным результатами великих потрясений в Восточной Европе во время Первой мировой войны, русской революции, создания первой Латвийской республики и террора сталинизма, Заволоко выработал в себе разнообразные деятельные качества и обязательства как исследователь, коллекционер, учитель, публицист, краевед и лидер общины, который своей родословной восходит к первым старообрядцам, бежавшим из России в Латгалию. Академически социализированный в среде пражских эмигрантов, он объединил современную науку и технику с русским национальным романтизмом, благочестием и традиционным сознанием старообрядчества. В его действиях накладывались друг на друга и связывались меж собой различные круги, что приводило к эффектам синергии. Заволоко родился и вырос в Резекне, где позже руководил кладбищенской общиной и там же был похоронен. История, традиция, религия, культурная практика Старой Веры стали при нём после распада Советского Союза в Латвии вновь социальным или, лучше сказать, социально-политическим фактором. После пятидесятилетнего принудительного перерыва, староверы с 1989 года смогли реорганизовать себя на государственном уровне как религиозное, культурное и сообщество интересов, которое претендует на участие в обществе, науке и политике.


Рецензии