Тимофеевы

Тимофеевы


***

Примечание.

Указано, что род ведется от опричника, но опричник это не этнос, а войсковое подразделение и среди опричников были разные национальности. В основном выбирались те, кто умел ездить на коне и владеть саблей и стрельбой из лука. Такими все же кандидатами на тот момент были в основном московские(касимовские) татары.

Опричник
https://ru.wikipedia.org › wiki › Опричник
Опричник — телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной русским царём ..

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Мы остаемся татарами, пока нам не запрещают креститься и говорить на родном языке —

***

Опубликовано: 26.09.2002 0:00

— Наши предки испокон века были православными, они приняли христианство задолго до Ивана Грозного.
— Да он сюда в Закамье просто не дошел!
— У нас до сих пор сохраняются обычаи, которых нет ни у татар, ни у русских…
Этот горячий диспут завязался в Краснобаранской татарской школе. Учителя в один голос утверждали, что история их села всегда была связана с христианской верой. Так считают и другие жители деревни Красный Баран, или, как ее еще называют, Крещен Баран. Столь неблагозвучному названию есть свое объяснение. Слово «баран», по мнению местных знатоков, никакого отношения к упрямому животному не имеет, оно произошло от этнонима «баранджар» — одного из булгарских племен, когда-то обитавших на этих благодатных закамских землях.

Известно, что деревенька Крещен Баран (еще одно название — Балчиклы) возникла в первой половине XVIII века, примерно в 1730 году. Первой ревизией, проводившейся в России в 1737-1738 годах, здесь зафиксировано 64 новокрещеные души. По наблюдениям местного краеведа Д.Васильева, среди кряшен-татар особенно распространенными в те годы были фамилии Тимофеевы и Мамаковы. Так, старокряшены Степан, Егор и Борис Мамаковы значатся и в списках третьей ревизии (1762 г.)…

http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-16587/




Тимофеевы

***

Православные татары

…Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Также разнообразны фамилии и отчества православных татар. Если только начать их перечисление, то в одном ряду окажутся такие фамилии как: Давлекамов, Абдурахманов, Ахмадуллин, Исламов, Амиров, Губайдулин, Ибушев, Иванов, Емельянов, Сахабутдинов, Сафронов, Сахаров, Степанов, Харитонов, Павлов, Тимофеев, Назаров, Сауков, Халдеев, Куланчаков, Тургенев, Кастров, Ширинский, Бухаров, Янышев, Кудашев, Казанцев, Карбышев, Минин, Урусов, Юсупов, Бикжанов, Макаров, Глухов, Родионов, Михайлов, Евстафьев, Ефимов, Артемьев, Ахметов, Кутдюсов, Сабиров, Киреев, Дунаев, Григорьев и т. д..
Поэтому, встретив Иванова Ивана Ивановича, будьте готовы к тому, что он – настоящий татарин, и, встретив татарина Рината Гумяровича Исламова, будьте готовы к тому, что он – искренне верующий православный христианин.
Что же объединяет представителей татарских этнических общностей, носящих столь разные имена, отчества и фамилии? Нас объединяет Христос – Алла Улы. Нас объединяет Православие. Основы православной веры кратко изложены в православном Символе веры. Здесь мы приведем его текст на русском и богослужебном татарском (церковно-татарском) языках.






Список татар, погибших в немецком плену

***

Тимофеев Герасим 01.01.1912 Уфа 29.11.1942 Timofejew Gerassim 222698
Тимофеев Григорий Тимофей 20.05.1919 14.10.1941 Timofejew Grigorij 341682
Тимофеев Пётр Тимофей 07.05.1920 Татария 28.04.1942 Timofejew Pjotr 86082

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227




Олексей Тимофеев

***

А межа служилому татарину от ясачные чюваши: речка Бимерь, что течет в ерти из Малые Бимерь, а у речки, сосна розвиловатая, что стоит у врага, а на со[с]не грань. А от сосны, выехав из оврагу на кудреватую ивку, что стоит на пашне, а на ивке грань. А от ивки, прямо пашнею через дорогу на два дубка, а на дубках по грани, а дубки стоят у дороги. А от дубков к лесу через дорошку на три осины, что стоят в одном месте по конец лесу, а на них грани. А от трех осин на бортной дуб, а на нем грань.

Направе земля деревни Бимер ясачные чюваши, а налеве земля служилого татарина Багильды Тянтикова.

А в другую сторону Багильде межа от Васильевы деревни Хохлова - розшел враг.

А на межеванье были, сторонние люди: деревни Саря новокрешены - Олексей Тимофеев, Яков Васильев, Игнатей Исламов, Иван Васильев, Иван Иванов; деревни Крылай староста Бачик Карачеев.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Тимофеев Савелий

***
 «Рейтары мурзы и татаровя, по разбору воеводу П.П. Языкова да подъячего А.Степанова и по окладчиковым сказкам, велено им служить рейтарскую службу»

No
п/п
фамилии
доспехи из казны

155 Битудин Бибулат
156 Досаев Кортлай
157 Енбулатов Актуган
158 Ишеев Богдан
159 Ялтудин Айбулат
160 Тимофеев Савелий
161 Кульсеитов Козей
162 Кутломамет Зубарев
180 Токташев Толубай
163 Байбулатов Уразай
164 Тешев Агилдя

http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Frolov.pdf





Тимофеевы

***

Губернии, в РК которых внесён род
Курская губерния
Часть родословной книги
II
Родоначальник
Митка Васильевич Тимофеев
Период существования рода
XVI век — наст. вр.
Место происхождения
Великое княжество Московское
Подданство
Царство Русское
Российская империя

Тимофеевы — русский дворянский род

Происхождение и история рода

Согласно летописным свидетельствам, история дворянского рода этой фамилии восходит к началу XVI века.

Опричниками Ивана Грозного числились: Важен, Григорий, Данила, Денис, Ермак, Дмитрий, Евдоким, Степан, Фёдор, Филимон, Юдка Тимофеевы (1573)[1].

По апокрифическим сведениям родословной легенды, орловский род Тимофеевых происходит от Митки Васильева сына Тимофеева, опричника Ивана IV Грозного (1573)[2][1]. Его сын — Богдан Дмитриевич записан сыном боярским в «десятни Переяславля» и вместе с женой Анной проживают до его гибели (1595) в Переяславле[3][4][5]. После этого она отправляется в г. Орёл вместе с детьми: Дмитрием (р.1587) и Наумом (р.около 1585) утратив земли в Переяславле[6][7][8]. Внук Богдана — Ананий Наумович Тимофеев состоит в городовой службе в Орле (1645)[9].

Родоначальником Курской ветви рода считается Филипп Ананьевич Тимофеев, родившийся (около 1633) в Точуковском стане Орловского уезда в семье дворянина[10][11]. В службу вступил (1653) рейтаром, состоял по списку царя Федора Алексеевича в Севском полку между дворянами и детьми боярскими (1680) «На службе рейтаром за ратные подвиги и служение, жалован землею тремястами четвертями, оклад ему учинен четыреста четвертей, да денег с городом, да поместья за ним в Орловском уезде в Точуковском стане.»[12]. От него происходит потомство: Игнат (р.1661), записан вотчины помещиков в г. Кромы (1686), стан Речитский, слобода Зборная (что была починок Лунев)[13][14], Марк (р.1667), Корней (р.1669), Юрий (р.1671)[15].

Единственная ветвь рода от Юрия Филипповича Тимофеева, имеет изученную поколенную роспись до наших дней и потомков:

Михаил Юрьевич Тимофеев (р.1689/1701), рейтар в чине капрала, помещик с. Погожее, Старооскольский уезд, Тускарский стан[16][17]
жена Татьяна Осиповна Каменева[18]
Герасим Михайлович Тимофеев (1715—1770), помещик
жена Евдокия Никитична Павлова (1722-умерла на 1782),[19]
Василий Герасимович Тимофеев (1747—1780), помещик, с. Погожее, Тимская округа, Курская губерния
жена Анна Михайлова Тюнина (р.1742/62)[20]
Василий Васильевич Тимофеев (р.1766/69 — умер до 1834) помещик, д. Лисий Колодезь, Тимская округа, Курская губерния[21]
жена Татьяна Степановна Щиголева (р. 1777/86 - 1834/50)[22]
Федор Васильевич Тимофеев (1810/13 1895), капитан, участник Восточной кампании,
награды: орден Св. Анны III ст. с мечами, орден Св. Станислава II ст.,
д. Верховье Лисьего Колодезя, имение хутор Хмелевой Колодезь, Тимский уезд, Курская губерния[23].

Его потомки:

Константин Федорович Тимофеев (р.22.10.1849 - ?), окончил Чугуевское пехотное юнкерское училище, подполковник 123-го пехотного Козловского полка[24], участник Русско-турецкой войны 1877—78 гг., награды: орден Св. Анны II ст., орден Св. Станислава II ст., имение с. Красниково, Троицкая волость, Обоянский уезд, Курская губерния[25]
Евгений Федорович Тимофеев (р.12.12.1850 — 1916?), окончил Чугуевское пехотное юнкерское училище, капитан, участник Русско-турецкой войны 1877—78 гг., 34-го пехотного Севского Его Императорского Высочества наследного принца Австрийского полка, награжден орденом Св. Станислава III ст. c мечами и бантом за подвиг в Русско-Турецкой кампании 1877-78 гг.[26]
Александр Федорович Тимофеев (р.28.08.1853/5 - ?), титулярный советник, кандидат права Московского университета,[27][28][29] награды: орден Св. Анны III ст.[30]
Елизавета Федоровна Ревердатто (03.02.1863 -1942?)[31]

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Тимофеев Василий (?)

***

Иерей
с. Ниж. Уча, Мам. у. 1914

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/




Тимофеев Василий

***

Прот. (1836-2 декабря 1895)
Сподвижник Н. И. Ильминского, заведующий Центр. кр-тат. школой. Епархиальный инородческий миссионер. Переводчик Св. Писания, богослужебных текстов на кряшенский язык. Первый священник из кряшен
Каз. Центр. кр-тат. школа 1869

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/



Тимофеев Игнатий

***

Иерей (1847-1914)
Родной брат о. Василия Тимофеева. c. Остроленка, Верхнеуральск. у. Оренбург. губ. 1880

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/




Тимофеев Василий Тимофеевич

***

тат. Бчели Темпи улы Тимофеев
тат. Beli Tempi ul Timofeyef

Имя при рождении
Василий Тимофеевич Тимофеев
Дата рождения
1836
Место рождения
д. Никифорово (Чиябаш), Мамадышского уезда Казанской губернии
Дата смерти
14 (26) декабря 1895
Место смерти
Казань, Российская империя
Страна
Российская империя
Род деятельности священник, миссионер, церковный и общественный деятель, кряшенский просветитель, педагог и переводчик, заведующий Центральной крещёно-татарской школы

Награды и премии
золотая медаль «За усердие» (1866 г.), набедренник (1871 г.), скуфья (1875 г.), камилавка (1881 г.), золотой наперсный крест от Святейшего Правительствующего Синода,  (1892 г.)

Василий Тимофеевич Тимофеев (1836, деревня Никифорово (Чиябаш), Мамадышский уезд, Казанская губерния — 2 (14) декабря 1895, Казань) — священнослужитель Русской православной церкви, миссионер, просветитель, педагог, первый священник из крещеных татар, заведующий Центральной крещёно-татарской школы, сотрудник и ученик Н. И. Ильминского.

Происхождение, образование

В. Т. Тимофеев родился в крещено-татарской крестьянской семье. Начальное образование получил в школе министерства государственных имуществ в селе Абди, хорошо усвоил русскую грамоту и мог свободно читать книги богословского и религиозно-нравственного содержания.

Бегство в монастырь, знакомство с Н. И. Ильминским[править | править код]
В 1856 г. В. Т. Тимофеев ушёл из своей деревни и поселился в расположенном в Казани Иоанно-Предтеченском монастыре в качестве послушника, где хотел остаться навсегда. Но, не получив увольнения из сельской общины, в 1858 г. он вернулся в свою деревню. Родители В. Т. Тимофеева, не желая больше отпускать сына в город, насильно заставили его вступить в брак.[1]

Решающее значение на дальнейшую судьбу В. Т. Тимофеева оказал нуждавшийся в сотрудниках «апостол кряшен» Н. И. Ильминский, с которым они были знакомы с 1858 г. Н. И. Ильминский помог ему уволиться из сельского общества и устроиться в Казани. В сентябре 1863 г., по ходатайству Н. И. Ильминского, В. Т. Тимофеев был принят в качестве практиканта татарского языка при миссионерском отделении Казанской духовной академии. С этих пор он стал постоянным сотрудником, а в дальнейшем — ближайшим другом и соратником Н. И. Ильминского, с которым не расставался до самой смерти.

Переводческая деятельность и духовное служение[править | править код]
В. Т. Тимофеев был практикантом татарского языка при миссионерском отделении Казанской духовной академии. При его непосредственном участии Н. И. Ильминский перевёл на татарский язык язык «Букварь» (г. Казань, 1862 г., 3-е изд., 1867 г.), книгу Бытия (1863 г.), книгу Премудрости сына Сирахова (1864 г.), Евангелие от Матфея (1866 г.), литургию Иоанна Златоуста и многие священные песни и стихири.[2]

В 1864 г. в Казани, по инициативе Н. И. Ильминского, открылась Крещёно-татарская школа, принятая в число школ министерства народного просвещения на правах частного учебного заведения (в 1864/1865 учебном году в ней обучалось двадцать человек: девятнадцать мальчиков и одна девочка). При этом В. Т. Тимофеев стал её первым заведующим и учителем.[1]

В. Т. Тимофеевым и его учениками практиковались поездки по кряшенским населённым пунктам с духовно-просветительными целями. В 1869 г. В. Т. Тимофеев был рукоположен во священника, после чего эти поездки приобрели более выраженный миссионерский характер.

В опубликованном в 1896 г. некрологе В. Т. Тимофеева, автором которого являлся известный историк Русской Церкви П. В. Знаменский, в частности, говорилось:[3]

В высшей степени замечательна и поучительна судьба этого поистине избранника Божия, взысканного и поставленного Промыслом Божиим на свещник православной церкви, чтобы осветить мрак старокрещёного татарства, взысканного из самого же этого мрака, из тёмной татарской семьи безвестной татарской деревни Никифоровки глухого Мамадышского уезда, приобретшего печальную известность массовыми отступлениями старокрещёных татар от христианства.
По словам П. В. Знаменского, В. Т. Тимофеев «был хорошо известен даже в высших государственных сферах, удостаивался неоднократно личного внимания Выочайших особ», «был высоко ценим» обер-прокурорами Святейшего Правительствующего Синода графом Д. А. Толстым и К. П. Победоносцевым, попечителем Казанского учебного округа П. Д. Шестаковым, и другими.[4]

Произведения

«Дневники старо крещеного татарина» (под редакцией и с предисловиями Н. И. Ильминского в «Православном Обозрении»)[2].

Награды

В 1866 году В. Т. Тимофеев был пожалован золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на Владимирской ленте. В 1871 году — награждён набедренником, в 1875 г. — скуфьёю, в 1881 г. — камилавкой, в 1887 г. — золотым наперсным крестом от Святейшего Правительствующего Синода, в 1892 г. — орденом Святой Анны 3-й степени. В 1886 г. Святейший Правительствующий Синод определил зачесть ему всю службу при миссионерском отделении Казанской духовной академии в действительную службу по духовно-учебному ведомству с предоставлением права по выслуге 25 лет на пенсию в размере триста рублей в год.[4]

Кончина, погребение, почитание

Обложка некролога В. Т. Тимофеева (Казань, 1896 г.)
Огромным потрясением для В. Т. Тимофеева стала смерть в 1891 году его наставника и соратника Н. И. Ильминского, после чего здоровье В. Т. Тимофеева пошатнулось, и его начали преследовать различные болезни.

В марте 1895 года у В. Т. Тимофеева стало развиваться воспаление среднего уха, вследствие чего врачи послали его для лечения на юг, но он смог доехать только до Саратова, откуда В. Т. Тимофеева вновь привезли в Казань. Здесь ему была сделана операция, после которой началось заражение крови.

Во время своей болезни В. Т. Тимофеев очень сильно нуждался в средствах. Как оотмечалось в его некрологе: «По смерти Василия Тимофеевича не осталось ничего, кроме бедной обстановки и нескольких старых ряс, так как литературные и переводческие труды его принадлежат миссионерскому обществу».[5]

2 (14) декабря 1895 года, в девять часов утра, на пятьдесят девятом году жизни В. Т. Тимофеев скончался после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронили В. Т. Тимофеев «за счёт его добрых друзей» П. В. и М. П. Щетинкиных.

4 (16) декабря 1895 года тело В. Т. Тимофеева было предано земле в семейной могиле на Арском кладбище в Казани, находившемся напротив здания Центральной крешёно-татарской школы.

В его некрологе, в частности, сообщалось:[6]

Отпевание совершал Высокопреосвященнейший Владыка Владимир в сослужении ректоров Академии и семинарии, кафедрального протоиерея Е. А. Малова, инспектора Академии Н. П. Виноградова и 15 священнослужителей, в числе которых четверо были из инородцев — зять почившего о. Василия Тимофей Е. Егоров и приехавшие нарочно в Казань священники с. Янцовар (Лаишевск. уезда) о. Назарий Герасимов, с Шеморбаш (Мамад. уезда) о. Василий Кибяков и с. Елышева (того же у.) о. Евдоким Комиссаров. В числе множества молящихся об упокоении чистой души о. Василия присутствовали попечитель учебного округа, члены Братства св. Гурия, профессора Академии, несколько профессоров Университета, студенты и слушатели академических миссионерских курсов, несколько дам и воспитанниц Родионовского института, вся инородческая учительская семинария и вся крещёно-татарская школа. Похороны о. Василия имели в высшей степени трогательный характер; нельзя было без крайнего волнения видеть, как плакали ученики и ученицы школы. Скорбь их была так искрення, так глубока, что невольно заражала даже людей посторонних: при выносе покойного из дома плакала вся толпа присутствующих, девочки плакали навзрыд, плакали и взрослые люди.

В основании общего памятника В. Т. Тимофеева и его близких, представляющего собой белый каменный крест, высечены надписи на русском и кряшенском языках: «Священникъ из крещеныхъ татаръ Василій Тимоеевичъ Тимоеевъ сотрудникъ Н.И.Ильминскаго 1836 – 2 дек. 1895 г. Кряшеннярне жактыртыучы Васылійтей», «Жена его Матрона Алексевна и сынъ Василій Васильевичъ», а также — «Блажени умирающій о Господ. Кем дя кем Алла бойорокларын зе кылыб, бютяннярне дя йрятся, ул кюк падшалыгында олога саналыр. (Мат. V, 19).». Рядом — в одной ограде — находятся кресты с именами Марии Тимофеевны Тимофеевой и Екатерины Степановны Ильминской – жены Н. И. Ильминского (похороненного рядом с кладбищенской церковью святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев).[7]

Оценка деятельности Тимофеева

В 1970-х годах И. Г. Максимов отмечал большую разницу в оценке деятельности В. Т. Тимофеева по сравнению с оценками деятельности другого соратника Н. И. Ильминского — И. Я. Яковлева, сделавшего практически то же самое для чуваш, что В. Т. Тимофеев для кряшен.

По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева, делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен, а второй — чувашей. В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие её основателя И. Я. Яковлева. В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И. Я. Яковлеву, его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева, ещё 100 лет тому назад обучавших часть татар (кряшен) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар, и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещёно-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.
— Максимов И. Г. Отзвуки отживших идей в татарской газете

Увековечение памяти

В. Т. Тимофеев пользовался большим уважением и почитанием среди кряшен, которые называли его «Бэчли-эти» («отец Василий»), и после его смерти могила просветителя стала местом паломничества кряшенской интеллигенции, священников и простолюдинов.[1]

Могила Василия Тимофеевича, Матроны Алексеевны и Василия Васильевича Тимофеевых (Арское кладбище Казани)

11 мая 2011 г. в Казани, в актовом зале Казанской духовной семинарии, при поддержке Кряшенского прихода города Казани и «Совета ветеранов кряшенского движения», прошла первая научная конференция, приуроченная к 175-летию со дня рождения В. Т. Тимофеева.[8]

28 октября 2011 года в городе Мамадыш прошла вторая научно-практическая конференция «Значение религиозно-педагогической деятельности Василия Тимофеева в социально-культурном и духовно-нравственном развитии кряшенского населения Республики Татарстан», которая началась с Божественной Литургии, совершенной на кряшенском языке архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным), в сослужении духовенства кряшенских приходов республики. В ходе конференции выступило более двадцати докладчиков: свои выступления, посвящённые жизни и деятельности В. Т. Тимофеева, его миссионерским трудам, работе над переводом Священного Писания на кряшенский язык, а также о кряшенской культуре в целом, представили деятели науки, культуры, представители государственной власти, священнослужители, преподаватели и выпускники Казанской духовной семинарии, а также студенты высших учебных заведений республики.[9]

10 июля 2014 года, в рамках проводившейся на Арском кладбище Казани по инициативе Казанского отделения «Русского Собрания» — «Русского Собрания города Казани» акции памяти, состоялось посещение могилы В. Т. Тимофеева, на которую был возложен венок, после чего была пропета «вечная память». При этом была озвучена инициатива установить к 180-летию В. Т. Тимофеева в сквере у здания бывшей Центральной крещёно-татарской школы памятник этому выдающемуся кряшенскому просветителю или его бюст.[7]

Примечания

‡Перейти обратно: 1 2 3 Карпов Ю. П. Просветитель Татар-кряшен о. Василий Тимофеев (1836—1895)/// История казанских духовных школ// Библиотека/ Казанская семинария (Московский Патриархат Русской Православной Церкви)
‡Перейти обратно: 1 2 Тимофеев Василий Тимофеевич// Русский Биографический Словарь (сетевая версия)
‡О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог)// Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1896 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. — С. (3). (Знаменский П. Некролог. Протоиерей Василий Тимофеев (1836—1895)// Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров))
‡Перейти обратно: 1 2 О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог)// Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1896 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. — С. 16. (Знаменский П. Некролог. Протоиерей Василий Тимофеев (1836—1895)// Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров))
‡О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог)// Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1896 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. — С. 20. (Знаменский П. Некролог. Протоиерей Василий Тимофеев (1836—1895)// Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров))
‡О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог)// Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1896 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. — С.с. 21 — 22. (Знаменский П. Некролог. Протоиерей Василий Тимофеев (1836—1895)// Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров))
‡Перейти обратно: 1 2 «Добрый человек будет вечно живым, и добрые дела будут вечно живыми» («Русское Собрание города Казани» и представители общественности провели на Арском кладбище столицы Татарстана первую «акцию памяти»…)
‡В Казани прошла конференция, посвящённая 175-летию со дня рождения протоиерея Василия Тимофеева// Татар-информ (информационное агентство)
‡В Мамадыше прошла конфернция, посвящённая 175-летию со дня рождения прот. Василия Тимофеева// Православие в Татарстане (информационно-просветительский сайт Казанской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви)

Литература

О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог)// Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1896 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. — 49 с. (Знаменский П. Некролог. Протоиерей Василий Тимофеев (1836—1895)// Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров))
Карпов Ю. П. Просветитель Татар-кряшен о. Василий Тимофеев (1836—1895)/// История казанских духовных школ// Библиотека/ Казанская семинария (Московский Патриархат Русской Православной Церкви)
См. также[править | править код]
Просвещение
Миссионерство
Ильминский, Николай Иванович
Яковлев, Иван Яковлевич (педагог)

Ссылки

Тимофеев В. Т. Миссионерско-педагогический дневник старокрещенаго татарина / ЖМНП, Ноябрь 1868.
Отзвуки отживших идей в татарской газете

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_





Светлое Озеро

***

В ревизских сказках население Светлого Озера записано как «татары старокрещены».

Выбыло же в период с 1795 по 1811 г. – 51 человек (40,4%). Процесс убыли населения происходил в основном за счет отдачи мужчин в рекруты, а также естественных процессов, в первую очередь смерти жителей. Так, в рассматриваемый период в рекруты были отданы: Григорий Михайлов Гаврилов (1804 г.), Никита Игнатьев
Иванов (1806 г.), Яков Андреев Тимофеев (1803 г.), Афанасий Григорьев Афанасьев (1809 г.), Василий Иванов (1808 г.), Иван Ильин Иванов (1805 г.), Николай Степанов (1802 г.), Федор Михайлов Иванов (1797 г.), Федор Андреев Леонтьев (1810 г.), Тимофей Сергеев (1808 г.). Последний в 1804 г. был причислен Оренбургской казенной палатой в д. Светлое Озеро [2, л. 279–282, 283 об., 284 об.].

***

В ревизских сказках население Светлого Озера записано как «татары старокрещены».

Первой указана семья Арины Тимофеевой (54 года на момент проведения V ревизии), муж которой погиб еще до 1782 г. [1, л. 311].





Тимофеев Николай Тимофеевич

***

Бессмертный полк. Кряшены.
Тимофеев Николай Тимофеевич (1902 - 04.02.1945)




Кряшены

***

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Факультет информационно-документных коммуникаций
Кафедра книговедения и библиографии
Герои кряшенского народа
Биобиблиографический словарь
Составитель: И.Р. Саттарова
Научный редактор:
Т.Г.Дунаева, к. пед. н.,
профессор.
Казань 2010

Именной указатель

71. Сафаров, М.А. 38
72. Синицына А.М. 26
73. Смирнов И.Г. 26
74. Смирнова Ю.А. 39
76. Тимофеев Д.Т. 47



КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР

***

КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР
Официальная группа
Обсуждения Просмотр темы
Знаменитые Кряшены

Тимофеева Раиса

https://vk.com/topic-769896_14297999




КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР

***

Официальная группа
Обсуждения
Узнаем где кряшенов больше! Откуда ты, кряшен?
Где ты родился?

Эдуард Тимофеев 16 дек 2009 в 15:29
Пестрицы впишите

Денис Тимофеев 4 апр 2010 в 18:26
Я с Калейкино Альметьевского района, родители тоже отсюда.

Елена Тимофеева 5 мая 2010 в 19:50
Всем привет!!! Я родилась и живу в городе Альметьевск!!!

Андрей Тимофеев 30 мая 2008 в 13:44
ВСЕМ ПРИВЕТ!!!)))) Сам я КАЗАНСКИЙ а родители с СУБАШ(Тюлячинский ра-он) причём оба учились когдато в одном классе... Так вот...))))))))

https://vk.com/topic-769896_976410?offset=20



Тимофеев Анатолий Константинович

***

Дата рождения
12 октября 1887
Место рождения
Курск, Российская империя
Дата смерти
17 августа 1985 (97 лет)
Место смерти
Бела-Црква, Сербия
Принадлежность
Российская империя
Звание
Ротмистр
Сражения/войны
Первая мировая война

Анатолий Константинович Тимофеев (1887—1985)— российский военный летчик, Клястицкий гусар, участник Первой мировой войны, кавалер ордена Святого Георгия IV класса.

Биография

Родился 12 октября (7 ноября) 1887 года в дворянской семье в с. Красниково, Обоянского уезда Курской губернии (по метрикам в Курске).
Отец — подполковник 123 пехотного Козловского полка Константин Федорович Тимофеев[1],
мать - Эмилия Максимилиановна Рутковская[2],[3].

В 1906 году по окончании Воронежского кадетского корпуса поступает в Елисаветградское кавалерийское училище.
15.06.1908 г. выпущен корнетом в 6-й гусарский Клястицкий генерала Кульнева полк, стоявший в г. Млава, назначен младшим офицером 6-го эскадрона.
Вместе с полком уходит на войну в 1914 году, получает ранение и эвакуирован.
16.07.1915 года в чине штабс-ротмистра назначен наблюдателем 14-го корпусного авиационного отряда,
а после окончания Военной школы летчиков с 24.09.1917 года — ротмистр, наблюдатель-пулеметчик 8-го авиационного дивизиона[4], [5].

Награды

Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - 20.12.1915 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - 08.07.1916 г.;
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - 07.12.1916 г.;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом[6];
Орден Святого Георгия 4-й степени[7];
- «за то, что производя ряд полетов мужественно, с опасностью для жизни, под огнём неприятельских зенитных орудий и пулеметов корректировал стрельбу наших батарей и помог пристрелять три неприятельской батареи, произвел фотографирование неприятельских позиций в районе верхнего течения ручья Барат - притока р. Путна, чем и способствовал овладению высотой 1292 войсками 36-го армейского корпуса»[8].

Гражданская война

С 1918 г. вступает в Добровольческую армию, участвует в 1-м Кубанском «Ледяном» походе в составе 1-й инженерной роты.
С 10.03.1919 г.- летчик-наблюдатель 2-го авиационного отряда ВСЮР.
В Русской армии генерала П.Н. Врангеля - штатный наблюдатель 1-го авиационного генерала Алексеева отряда,
затем 4-го авиационного военного летчика полковника Казакова отряда и 19.05.1920 г. переведен в резерв летчиков. Заканчивает войну в чине полковника[9][10]
По одной из неверных версий, сдался частям Красной Армии. Принят на службу в РККА[11], после гражданской войны работал младшим авиационным техником в Академии военно-воздушного флота РККА им. Профессора Н.Е. Жуковского, а 21.06.1933 г. уволен в долгосрочный отпуск[12][13].
Документально известно, что 12 ноября 1920 года был эвакуирован из Севастополя в Константинополь, а затем по прибытию в Королевство Сербов, зачислен в колонию г. Вышеграда[14] Поступил на работу в 1923 году в 1-ю Русско-сербскую девичью гимназию в г. Великая Кикинда экономом[15]. Просит о советском гражданство 6 сентября 1946 года.[16]

Эмиграция

Находит пристанище вблизи границ Румынии, на территории современной Сербии, в провинциальном городке Белая Церковь, где прожил еще полвека.
Скончался Анатолий Константинович 17 августа 1985 года и похоронен на православном «кадетском кладбище» в г. Бела — Црква.

Журнал «Кадетская перекличка» в № 41 за октябрь 1986 года поместил некролог:

могила А. К. Тимофеева на «кадетском кладбище» в г.Бела - Црква, Сербия.
«17-го августа 1985 года в г. Бела-Црква в Югославии на 98 году жизни, скончался Анатолий Константинович Тимофеев, Клястицкий гусар и военный летчик. Покойный окончил Воронежский кадетский корпус и Елизаветградское кав. училище. В 1908 году вышел в 6-й гусарский Клястицкий ген. Кульнева полк, стоявший в г. Млава. c полком пошел в августе 14-го года на войну. Анатолий Константинович был конник Божьей милостью и действия нашей конницы, особенно на Германском фронте, его не удовлетворяли. Несмотря на всю любовь к родному полку пришлось сменить коня на мотор и поступить в авиацию. Здесь он сразу получил орден Св. Георгия и закончил войну ротмистром. В гражданскую войну А. К. участник 1-го Кубанского похода. Войну заканчивает в чине полковника.
Судьба его заставила жить в Югославии при Тито, но он умел так себя поставить, что даже „титовцы“ его уважали.
Этот „долгожитель“ в последние годы стал „тихим подвижником“.
Мир твоему праху и да упокоится душа твоя доблестный офицер и „Белый воин“»[17].

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Тимофеева Анна Даниловна

***

Выпуск 19 от 18.05.2017 г.
Здесь мы впервые наелись хлеба!
Автор: Александр Фарфутдинов
заслуженный работник культуры РБ, ковалер Почетного знака Союза журналистов России "За заслуги перед профессиональным сообществом"

На фото из семейного архива (слева направо): Анна Тимофеева, Анастасия и Тагир Фарфутдиновы. Сыновья (слева направо): Валерий, Николай, Александр. Усть-Кяхта, 1961 год

«Иих, ильданкитабез! Туган жирны ташлыйбыз!"(« Эх, с родины уезжаем! Родную землю покидаем!»)... Эти слова слышались всюду в мартовские дни 1952 года  на перроне железнодорожной станции Кукмор, что в Татарстане.

Слезы, долгие объятья, грустные переливы гармони, печальные лица и глаза сотен людей. Гудок паровоза прозвучал, как протяжная лебединая песня стаи, покидающей Родину. Но птицы улетают и возвращаются, а многим семьям из Татарии уже никогда не суждено было вернуться к до боли родным рощицам и проселкам, рекам и косогорам, близким, остающимся на земле предков…

Моя бабушка по матери, Тимофеева Анна Даниловна, кряшен (татарка, исповедующая православную веру), родилась в январе 1909 года в деревне Зюри Мамадышского района Татарии. Рано осталась сиротой, воспитывалась в семье дяди, батрачила у зажиточного односельчанина. Вышла замуж за кряшена из деревни Уткино Таканышского (ныне-Мамадышского) района Никифорова Семена, который был старше ее на десять лет. 18 декабря 1932 года у них родилась дочь Анастасия-моя мама, потом в 1936 году-дочь Александра, в 1940 году –дочь Мария.Семья была со средним достатком. Мои дед и бабушка работали в колхозе, имели в личном хозяйстве корову, коз, овец, домашнюю птицу, огород.

Деревню Уткино, в основном, населяли кряшены.

Не зная русского языка, они, тем не менее, давали новорожденным русские имена, которые произносились на татарский лад (« Начтый», «Санкый», «Маржый»).

Детей крестили в православной церкви, отмечали православные праздники, соблюдали пост. Но росшая и воспитанная школой в условиях воинствующего атеизма 30-х годов, моя крещеная мама не стала набожным человеком, хотя и всегда накрывает праздничный стол на Пасху, Троицу, Рождество, Крещение. Ни разу не видел, чтобы она крестилась, читала молитвы, у нас в доме никогда не было икон. Впрочем, и бабушка Анна Даниловна, так и не научившаяся до конца жизни свободно изъясняться по-русски, икон не имела, а из молитв каждый вечер на сон грядущий произносила: «Аслабысла!», что, должно быть, означало: «Господи благослови!». В сундуке у нее хранилась иконка-складень с изображением Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чудотворца, однако, эта реликвия никогда из бабулиных тайников на свет Божий не извлекалась. И вообще, о религии и Боге Анна Даниловна всегда говорила сдержанно, даже как бы украдкой. Видимо, в душе навечно поселился страх под впечатлением яростных гонений на веру во времена разрушения храмов и репрессий против священников.

В июле 1941 года Семена Никифорова, который был уже в сорокадвухлетнем возрасте, призвали в Красную Армию. По свидетельству бабушки и матери, дед мой в составе запасной стрелковой дивизии находился в учебном лагере на станции Суслонгер. Месяца через четыре после призыва, глубокой осенью, он вернулся домой с простуженными легкими. Рассказывал, что в лагере мобилизованные красноармейцы строили укрепления, вытаскивая бревна из ледяной воды. Многие заболели и попали в лазарет. Мой дед получил, видимо, двустороннюю пневмонию, так как, по выражению бабушки, «убкасындабызбулган» («в легких лед был») и его то ли комиссовали, то ли отпустили из госпиталя на поправку (читай: умирать) в родные места. После возвращения домой Семен Никифоров прожил чуть больше месяца и скончался в жару и бреду. Чувствуя близкую кончину, постоянно сетовал: «Трудно тебе, Анна, придется с тремя детьми, ох, трудно!»
Моя бабушка часто вспоминала своего «Симуна» и военное лихолетье и тоже порой сетовала, что он умер не в госпитале, а дома, а поэтому она не считалась женой фронтовика и никаких послаблений и льгот не имела. Например, не была освобождена от налогов и за неуплату таковых с ее двора судебные исполнители, под рев самой и испуганных малолетних дочерей, сочувствующие взгляды односельчан, увели корову и козу.

Как вдова «не фронтовика», а значит, ущемленная в правах, предусмотренных для семей красноармейцев, Анна Даниловна Тимофеева сумела не дать умереть от голода трем дочерям? Через какие испытания пришлось пройти этой мужественной женщине-кряшен в суровые времена всенародного бедствия — тема для отдельного рассказа. Но и после долгожданной Победы над фашистами государство не перестало досаждать налогами, как теперь принято называть, мать-одиночку и полу-сирот, старшей из которой (моей маме) было в ту пору тринадцать лет и она, вместо того, чтобы учиться, к чему имела большую тягу, помогала матери поднимать младших сестер. (Работала в колхозе за трудодни, заготавливала на зиму дрова, пасла чужих овец и гусей. Став постарше, в шестнадцать лет (!) уехала на сезонную работу в леспромхоз).

Именно бремя этих налогов, насколько я понимаю, а также тяжелая послевоенная жизнь в татарской глубинке и заставили в начале пятидесятых годов Анну Даниловну Тимофееву принять решение покинуть родину и отправиться в поисках лучшей доли в далекую чужую Сибирь в загадочную Бурят-Монголию. Уж больно привлекательными были плакаты с фотографиями о зажиточной жизни в тамошних краях, да и сладкоречивые вербовщики взахлеб расхваливали свои «пенаты», между прочим, особо подчеркивая, что переселенцев освободят от всех видов налогообложения…

Сделаем необходимое отступление. В книге «Татары в Бурятии» (автор проекта-Сажида Растамовна Баталова), изданной в 2012 году в городе Улан-Удэ, пишется: «Во втором десятилетии ХХ в. в регионе (Бурятии-А.Ф.) появляются татары-земледельцы, прибывшие сюда в рамках государственной переселенческой политики. Учитывая трудолюбие и ответственность татар, руководство Бурят-Монгольской АССР убедительно просило Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова потребовать однозначного и безусловного выполнения Татарским обкомом КПСС плана по вербовке и переселению татар в Бурятию. Значительным был приток татар при строительстве гигантов индустрии Бурятии – локомотивовагоноремонтного завода и авиазавода, но особенно большой – при выполнении Всесоюзной программы по переселению (конец 1930-х – середина 1950-х гг.). По архивным данным, из всех переселенцев в Бурятскую АССР по этой программе 60-70% составили татары. В год цифра доходила в среднем до 400–600 семей.»…
Таким образом, шестьдесят один год назад моя бабушка – кряшен Анна Тимофеева и ее дочери Анастасия, Александра и Мария Никифоровы, прямо скажем, не от хорошей жизни, стали, на официальном языке, участниками Всесоюзной программы по переселению, которая выполнялась целенаправленно, решительно и настойчиво. Не знаю, насколько я прав, но мне представляется, что перемещение значительных людских ресурсов из густонаселенных регионов страны в малоосвоенные преследовало и цель: дать людям выжить в условиях послевоенной разрухи, равномерно распределив на душу населения производство и потребление внутреннего валового продукта…
Однако, как говорится, вернемся на землю нашу грешную. По представлению вдовы скончавшегося от болезни отправленного домой умирать красноармейца запасного полка с тремя дочерями, завербоваться и стать переселенцем в далекую Бурят-Монголию означало по-житейски простое: избавиться, наконец, от выпавших с лихвой на ее долю нечеловеческих страданий и мучений и несправедливости со стороны государства… Бабушка всегда вспоминала, что уезжали с родины в неведомую даль с тяжелым сердцем. Родственники отговаривали: оставайтесь, мол, жизнь все равно скоро наладится. Алла бирсэ (Бог даст), и налоги отменят. Но нехитрые пожитки были упакованы, на прощанье напутственные слова сказаны, слезы пролиты, и в марте 1952 года грузовой поезд из тогдашнего Таканышского района Татарской АССР взял направление на восток.
Десять суток ехали в теплушках новоселы из прикамских просторов и мамадышских лесных равнин в пока незнакомую для них автономную республику за Байкалом. В столице Бурят-Монголии Улан-Удэ переселенцев стали распределять, если можно так сказать, на постоянное место жительства по районам (тогда они назывались аймаками).

Мои будущие бабушка, мама и тети продолжили по железной дороге путь до государственной границы с Монголией.
На пограничной станции Наушки, входящей в состав Кяхтинского аймака, их и еще несколько семей встретили представители бурятского улуса Большой Луг и на полуторках отвезли в свой колхоз.

Мама рассказывает, что многого из изображенного на рекламных плакатах вербовщиков в действительности не было. Но дома для переселенцев находились, в основном, в стадии завершения строительства, прибывшим сразу выдали по два мешка муки (неслыханное богатство), трудоустроили. Местное население — буряты — оказались людьми доброжелательными и радушными, простыми в общении. Достаточно близкое сходство татарского и бурятского языков позволило переселенцам быстро преодолеть языковой барьер. Также во многом помогли найти общий язык с коренным населением земляки из Татарии, приехавшие в Большой Луг еще перед самой войной, которые разговаривают на бурятском, как на родном, да и соблюдают все обычаи и традиции бурятского народа. Кстати, никого уже не удивляет, что абсолютное большинство татар Бурятии владеет бурятским одинаково хорошо, как татарским и русским. В некоторых татарских семьях даже общаются на бурятском, отмечают бурятские народные праздники и участвуют в буддийских молебнах. О своих родных могу сказать, что мой отец, Фарфутдинов Тагир Хазитович, знал в совершенстве бурятский и монгольский языки, мама довольно сносно владеет бурятским, ваш покорный слуга тоже может обойтись в бурятском и монгольском обществе без переводчика. Однако, мне часто друзья из Татарстана делают замечание, что я говорю на родном языке с … русским акцентом. Например, вместо «щ» употребляю звук «ч». Но так разговаривал и мой отец-мишарин, так разговаривает и моя мама-кряшен….
Отвлеклись рассуждениями на лингвистические темы… В Большом Луге моя бабушка стала работать в колхозном огороде, мама — дояркой, прицепщицей на сеялке во время посевной, ее сестра Александра –на разных работах, Мария училась в школе. Им была выделена корова, поселили в новом доме. В общем, жизнь постепенно входила в нормальное русло. «В Бурят-Монголии мы впервые после войны наелись хлеба!», вспоминает мама. Приехавшие с ними в одном составе земляки тоже активно обживали новую малую родину. Мингас Фасхутдинович Фасхутдинов, участник Великой Отечественной войны, вскоре был назначен заведующим молочно-товарной, а потом свинотоварной фермы и за отличную работу награжден высшей наградой СССР- орденом Ленина, его супруга – Мариам Гиниятовна- бригадир овощеводов заслужила орден Трудового Красного Знамени, как и Анастасия Антоновна Мелентьева, мамина подруга-однокласница, кряшен, многодетная мать, всю жизнь проработавшая телятницей.
Моя мать, Никифорова Анастасия Семеновна, в 1955 году в Большом Луге познакомилась со строителем Фарфутдиновым Тагиром Хазитовичем. Он родился в бурятском улусе Субуктуй в 1928 году. Его отец и мать (мои дедушка и бабушка) оказались в Бурятии в годы Гражданской войны, придя сюда в составе Красной Армии для установления Советской власти. Вскоре после первой встречи мои родители поженились и переехали в село Усть-Кяхта, где 31 августа 1956 года у них появился первенец, то бишь я, Фарфутдинов Александр Тагирович, собственной персоной. Потом 5 апреля 1958 года родился Валерий, 18 мая 1959 года — Николай, 27 июля 1963 года — Татьяна и 9 августа 1969 года –«отхончик» Сергей.
Бабушка наша, Анна Даниловна Тимофеева, прожила 94 года, ни разу не была на приеме у врачей и скончалась, я бы сказал, с достоинством — накануне помылась (сама!) в бане, а ночью ей стало плохо и она тихо умерла, отчетливо произнеся, что у нас у всех все будет хорошо.
Наш отец всю жизнь проработал совхозным строителем, мама — уборщицей в совхозной конторе, а потом банщицей в психоневрологическом интернате. Всегда они имели хорошее личное подворье. Простые труженики, наши родители сумели дать всем детям образование, Я окончил исторический факультет Бурятского педагогического института, 39 лет работаю журналистом, Валерий — геолог- радиофизик, брат Николай окончил мореходное училище, но тяжело заболел и умер 35 лет назад, Татьяна — медсестра высшей категории, Сергей — военнослужащий.
Наша милая малая родина – Бурятия, где нам живется хорошо и уютно в одной семье с разными народами, деля с ними радости и печали. Хочется завершить очерк словами из задушевного и величественного Гимна нашей «таежной, озерной, степной» республики:
С тобой, земля, мы слиты воедино,
Моею стала и твоя судьба,
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Бурятия моя!

Источник: Газета "Кяхтинские вести". Все права сохранены.






Тимофеев Фёдор Васильевич

***

Дата рождения
июнь 1811
Место рождения
Погожее[d], Тимский уезд, Курская губерния, Российская империя
Дата смерти 4 ноября 1895 (84 года)
Место смерти
Яготин, Украина
Принадлежность
Российская империя
Звание
Капитан
Сражения/войны
Крымская война

Федор Васильевич Тимофеев (1811—1895) — герой Крымской войны.

Родился в июне 1811 года в селе Погожее (по другим источникам в 1813 году, в селе Верховья Лисьего Колодезя) Тимского уезда, Курской губернии в семье однодворца «по предкам из дворян» Василия Васильевича Тимофеева и дворянки Татьяны Степановны Щиголевой[2].

По окончании курса наук в Воронежском военно-сиротском отделении вступил в службу в 1-й учебный Карабинерный полк рядовым 6 сентября 1831 года, затем 29 мая 1836 года переведён в Новгородский Гарнизонный батальон.

В апреле 1837 года получает чин унтер-офицера с переводом в Демьянскую Инвалидную команду (роту), из которой направляется в Санкт-Петербургский Гарнизонный батальон[3].

Произведён в прапорщики в 1838 году, а затем и подпоручик Курского Гарнизонного батальона 20 сентября 1842 года, переведён начальником Обоянской Конно-этапной команды в город Обоянь 5 июля 1843 г.

«За исправный отвод рекрутской партии от Курска в г.Таганрог в резервную дивизию отдельного Кавказского корпуса 300 человек получил высочайшую награду 42 р. 25 коп. серебром о чём объявлено в приказе по корпусу внутренней стражи 8 октября 1843 года»[3].

Произведён в поручики 11 июля 1846 года и в чин штабс-капитана 13 июня 1850 года. Высочайшим приказом, в мае 1853 года, по прошению от службы уволен по домашним обстоятельствам капитаном «с мундиром и пансионом одной трети жалования по 53 р. 33 коп. в год»[4].

В Крымскую кампанию вновь вступил на службу 23 февраля 1855 года в 42-ю Тимскую дружину Курского государственно подвижного ополчения (воевавшую близ речки Кача) в чине капитана (зам. командира дружины — командир 1-й роты). Дружина по прибытии в Севастополь была распределена главнокомандующим войсками в Крыму князем М. Д. Горчаковым, нести боевой дозор на побережье Чёрного моря северо-западнее г. Севастополя от Константиновской казематированной батареи до пос. Кача, вместе с канонирами пешей артиллерии гарнизона. Задача у двух курских дружин состояла в том, чтобы не допустить высадки неприятельского десанта в тыл русских войск на Северной стороне Севастополя[5].

Однако по личной просьбе переведен на передовую и Высочайшим приказом определён в 47-ю Обоянскую дружину Курского Государственного подвижного ополчения, прикомандированную к 22-му Якутскому пехотному полку на III-й бастион[6] оборонительной дистанции Севастополя под начальством командира дружины И. А. фон Аммерса. С середины августа 1855 года дружина воевала в центральной части III-го бастиона (2 роты) и основная её часть защищала батарею Будищева и Яновского на левом фланге бастиона с героическим и легендарным батальонами Якутского[7] и Суздальского полков[8],[9]. В Севастопольском гарнизоне на Северной стороне состоял с 4 по 28 августа 1855 года, служил на III-м бастионе (на Бомборской высоте)[9]. Героически участвовал в бою при отбитии штурма Севастополя англо-французскими войсками 27 августа 1855 года на батарее Будищева вместе с 47-й Обоянской дружиной — «проявив пример самоотверженной храбрости и подвига над превосходящими силами противника»[1][10][11][12].

После Крымской войны, будучи командиром дружины, расформировал подотчетную ему 42-ю Тимскую дружину Курского Государственного подвижного ополчения по возвращении в г. Тим.

По выборам дворянства вступил в Обоянский уездный суд Старшим дворянским заседателем 11 февраля 1859 г., а затем и городской голова Городской Думы Старооскольского уезда, проживал в собственном имении-хуторе Хмелевой Колодезь Тимского уезда[13][14][15].

Указом Курского губернского Правления от 31 августа 1863 г. № 12483 назначен Становым приставом 3-го стана Обоянского уезда 1863 г., 24 декабря 1864 года от службы уволен в отставку согласно прошению и причислен к штату чиновников Губернского Правления.

Продолжал служить в Курской губернии и в степенном возрасте, до 1882 года председательствовал в Сиротском суде в Старом Осколе[16].

Скончался 4 ноября 1895 года в семье дочери в волостном г. Яготин, Пирятинского уезда Полтавской губернии, захоронение утрачено[17][18].

Награды

Личная печать Тимофеева Ф. В.
За расформированием Государственного подвижного ополчения от службы уволен 15 сентября 1856 г.

Награждён серебряной медалью «За защиту Севастополя» на Георгиевской ленте
«не в зачет третным жалованием за отличие мужества и храбрость оказанное в дни штурма англо-французских войск»,

3 августа 1856 года награждён Орденом Св. Анны III степени с мечами и бантом,
12 августа 1857 года награждён Орденом Св. Станислава II степени
«за ратный подвиг в дни штурма и службу в Государственном подвижном ополчении»[19],

отмечен Медалью «В память Восточной войны 1853—1856» на Георгиевской ленте
«в награду усердной ревностной службы в Государственном подвижном ополчении и в память»

Семья

Женат на дочери губернского секретаря дворянке Прасковье Семеновне Ачкасовой, их совместные дети (всего 9 детей)[20]:

Константин Федорович Тимофеев (р.22.10.1849 г.- ?), окончил Чугуевское пехотное юнкерское училище, подполковник 123-го пехотного Козловского полка[21], участник Русско-турецкой войны 1877—78 гг., награды: орден Св. Анны II ст., орден Св. Станислава II ст., имение с. Красниково, Троицкая волость, Обоянский уезд, Курская губерния[22]
Евгений Федорович Тимофеев (р.12.12.1850 г.— 1916 г.?), окончил Чугуевское пехотное юнкерское училище, капитан 34-го пехотного Севского Его Императорского Высочества наследного принца Австрийского полка, участник Русско-турецкой войны 1877—78 гг., награжден орденом Св. Станислава III ст. c мечами и бантом «…за ратный подвиг в период Русско-Турецкой кампании 1877-78 гг.»[23]
Александр Федорович Тимофеев (р.28.08.1853/5 г.-?), титулярный советник, кандидат права Московского университета,[24][25][26] награды: орден Св. Анны III ст.[27]
Елизавета Федоровна Ревердатто (03.02.1863 г.-1942 г.?)[28]

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Василей Тимофеев

***

А на меже были деревни Середние служилой новокрещен Степанко Икузиль да ясачной новокрещен Васька Ондреев. А треть деревни Василей Тимофеев - да Василей Тимофеев - оба братеника.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.




Васька Тимофеев

***

И деревни [Угречи] служилые [и] ясачные новокрещены, Васька Тимофеев с товарыщи восьм человек, били челом государю царю и великому князю Борису Федоровичу всеа Русии, чтоб их государь пожаловал [жеребьем] в тое пашни и в сенных покосов место пустоши Костирикское. По дозорным книгам Василья Тыртова в той пустоши написано: «Пашни и перелогу и зарослей - 43 четв. с третником в поле, а в дну по тому ж; и та пустошь в 110 году отдана князю Федору Асанову.

А ныне в деревне в Агречи за служилыми новокрещены в поместье и ясачными новокрещены в ясак.

***

Дорога Зюрейская

За служилыми: [за] князьями, за новокрещены, и за мурзами, и за татары в поместьях, а владеют по государевым грамотам и по выписям и с казанских дач [прошлых годов. А иные татаровя живут в тех же деревнях, а помесными жеребьи владеют без грамот и без выписей с казанских дач по старине]

[...] а пашни паханые и с тем, что было за служилыми и за ясачными новокрещены и за 6-ю человеки за Ваською Тимофеевым с товарыщи - 9[5] четв. да перелогом - 60 четв. да лесом поросло - 100 четв.; и обоего - пашни и перелогу и лесом поросло - 255 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и по реке по Нурме и по дубровам - 3000 копен; лесу дубровы пашенные - в длину и до межи... и Горюшкины к селу Кишери - на версту, а поперег от реки Нурмы да черного лесу - на полверсты; да вниз по реке Нурмы лесу же дубровы пашенные - 50 дес; лес черной вопче з деревнею с Кулсары и с ыными деревнями.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Оксен Тимофеев

***

В той ж деревне Оксен Тимофеев; оклад его 4 рубли с полтиною; поместье за ним жеребей, что был за отцом за его. А на его жеребей: двор помещиков; пашни паханые -15 четв. да перелогом - 5 четв. да лесом поросло - 5 четв.; и всего - пашни и перелогу и лесом поросло - 25 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и по речке по Сайре и по реке по Казани - 200 копен. И 121-го году июля в 15 день по приговору боярина и воеводы князя Ивана Михайловича Воротынского с товарыщи тем Оксенковьм жеребьем велено владети сыну его Кирилку.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Любимъ Тимофеевъ сынъ Тархановъ

***

Атемарцы дворяне, дети боярские, которые въ прошлыхъ годехъ, со 160 году, померли и великаго государя на службе побиты и по инымъ городамъ служить переписались:
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

Выборъ.

71.Любимъ Тимофеевъ сынъ Тархановъ. Слепъ, не служилъ.
72.Иванъ Тимофеевъ сынъ Тархановъ. Убитъ въ Башкирскомъ походе.
73.Федосей Алексеевъ сынъ Зубаревъ. Убитъ въ Литовскомъ походе.
74.Жаденъ Семеновъ сынъ Воронинъ. Умеръ дома.
75.Семенъ Прокофьевъ сынъ Ермоловъ. Умеръ на службе, въ Литовскомъ походе.
76.Никита Афанасьевъ сынъ Лопатинъ. Переписался по Астрахани.
77.Афанасий Улановъ сынъ Нечаевъ. Умеръ дома.
78.Иванъ Андреевъ сынъ Зимнинской. Взятъ въ полонъ. Въ Крымъ.
79.Петръ Назарьевъ сынъ Игумновъ. Умеръ дома.
80.Иванъ Максимовъ сынъ Адучеевъ. Умеръ дома.



Родионъ Тимофеевъ сынъ Канабеевъ

***

Дети боярские
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

Атемарцы жъ дети боярские, которые служатъ по Атемару, великаго государя по грамотамъ, неверстанные, съ отцовскихъ поместий и по приезду:
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

26.Евсевий Семеновъ сынъ Юрьевъ,
27.Павелъ Ивановъ сынъ Григоровъ,(по Пензе),
28.Родионъ Тимофеевъ сынъ Канабеевъ,
29.Игнатий Григорьевъ сынъ Зимнинской,
30.Афанасий Григорьевъ сынъ Зимнинской,(по Пензе),
31.Дмитрий Никифоровъ сынъ Левашевъ,
32.Алексей Никифоровъ сынъ Левашевъ,
33.Иванъ Антоновъ сынъ Плешивцовъ,
34.Родионъ Гавриловъ сынъ Алашеевъ,
35.Борисъ Ивановъ сынъ Новокрещеновъ,(убитъ),
36.Афанасий Степановъ сынъ Маматовъ,
37.Иванъ Еремеевъ сынъ Плотцовъ,
38.Иванъ Ивановъ сынъ Беликовъ,
39.Федоръ Тихоновъ сынъ Лехотниковъ,(убитъ),
40.Гаврило Ивановъ сынъ Зайцовъ,


Рецензии