стр. 197

В новых исследованиях и публикациях о русских староверах в Латвии рассказывается о культурном и религиозном положении, дифференцировании русскоязычного меньшинства и политическом признании. Осознавая свою историю, староверы Латвии доказывают законность своих притязаний на гражданские права и творческое участие в гражданском обществе, культуре и науке. Европейская интеграция Латвии посредством членства в ЕС усугубляет проблему двусторонних отношений между Латвией и Россией, одновременно предотвращает национальный государственный произвол и защищает меньшинства в приграничном регионе. Новая ситуация предоставляет материал и вопросы для новых научных подходов к предмету. Это предполагает, что парадигма и отсталость социальных процессов в Восточной Европе должны быть подвергнуты сомнению, и что отношения между традицией и современностью должны быть в корне пересмотрены. Не было ли в случае русских старообрядцев именно приверженность старым формам частью контркультуры, которая удивительно успешно справлялась с вызовами современности? Разве из парадоксального феномена старообрядчества не очевидно, что парадигма отсталости Восточной Европы, определяемая западноевропейской моделью прогресса, просто не способна охватить исторические реалии? Ввиду возросшего интереса к старообрядчеству и возобновлению этого движения в постсоветской Восточной Европе возникает вопрос о том, как общины, которые используют досхизматические древнерусские традиции, не только выжили, несмотря на преследования и изоляцию, несмотря на свое негативное отношение к миру, не просто выжили, но оказались жизнеспособными, современными и ориентированными на будущее. Присутствие Старой Веры и ее истории в Латвии служит отправной точкой для ответа на этот вопрос, потому что она дает превосходный пример относительной последовательности, социального разнообразия и современности движения старообрядчества по сравнению с Россией. В отличие от России, латвийские староверы в межвоенный период воспользовались возможностью, предоставленной указом "Об укреплении начал веротерпимости" 1905 года,  в положительном смысле переформулировать и развить свои культурные практики, свое самосознание и свое понимание государства и отношения к окружающему обществу. Они воспользовались этой уникальной возможностью, вступили в демократическое и конституционное современное общество и, после распада Советского Союза, стали в дальнейшем придерживаться данной традиции.


Рецензии