стр. 198 - 199

II. Историческая рецепция

Старая Вера, также называемая своими противниками расколом, была протестным движением в российской истории, возникшим из противостояния реформе патриарха  Никона в середине 17-го века. В зависимости от перспективы и интереса к пониманию, Старая Вера интерпретировалась по-разному на протяжении всей истории. Дореволюционная "официальная" историография при государственном или церковном заказе исследовала ее с фискальными инквизиторскими интересами и тем самым впервые предоставила полезный материал для современного критического исторического взгляда. Популистская русская историография с середины 19-го века понимала его как антиклерикальный и антигосударственный протест и одновременно как основу русской народной культуры. Советские историки рассматривали Старую веру как антифеодальный протест, но отвергали его как сектантскую или 'буржуазную', дифференцирующуюся согласно ранне-советской, сталинской и постсталинской историографии: Со временем, со ссылкой на популистскую историографию с одной стороны и западные исследования с другой, произошла объективация.
В биполярном мировом порядке холодной войны западная рецепция была в основном инициирована мигрантами из России. Социальная история на Западе была в значительной степени ориентирована на популистские российские исследования. Традиционная западная история культуры и церкви воспринимала старообрядцев преимущественно как феномен интеллектуальной истории и секту в православном мире и только в исключительных случаях как отдельные, но живые общины.


Рецензии
Все эти секты, церкви, общины, ни к галилеянину Йешуа, ни к Писаниям, ни к его учению никаким боком. От слова совсем.

Денис Фоменко   11.07.2021 12:53     Заявить о нарушении