Артист Владимир Ивашов

Красивых артистов в нашем кинематографе было немало.  Те же Олег Стриженов и Олег Янковский, Владимир Коренев, исполнитель роли «человека-амфибии».  Но скажу честно, в их внешности не хватало некоторой мужественности. А вот известный в советское время артист Владимир Ивашов был в этом отношении на высоте.

Имя Владимира Ивашова хорошо знакомо зрителям старшего поколения, которые взрослели на фильмах о войне. Ему было всего девятнадцать, когда он сыграл свою звездную роль и прославился на весь мир. После выхода картины «Баллада о солдате» в Голливуде был настоящий шок, там не могли поверить, что в столь юном возрасте можно играть так глубоко и проникновенно.

Настоящая слава пришла к актеру Владимиру Ивашову после проката ленты «Баллада о солдате», в котором он сыграл главную роль. В Болгарии даже установлен памятник этому солдату, и называют его Алеша, по имени персонажа Ивашова.

Родился Владимир Ивашов 28 августа 1939 года в Москве, в простой рабочей семье. Мама была швеей на одной из столичных швейных фабрик, папа работником авиационного завода. Родители старались воспитать в сыне самостоятельность, поэтому с детства приучали к труду. Володя отлично шил, столярничал и даже готовил. Он не отличался особой физической силой, но дворовые пацаны никогда его не задирали, все знали, что паренек может достойно постоять за себя и сестру.
В школьные годы Володя мечтал выучиться на артиста. Ему очень нравился кукольный театр, он посещал все постановки в театре Образцова. Дома сам изготавливал кукол и придумывал представления для младшей сестренки. Любил цирк, даже участвовал там в массовке. Отец настоятельно рекомендовал парню устраиваться на работу на завод, но он решил попробовать свои силы во ВГИКе. В 1956-м, после окончания школы, Владимир успешно поступил в театральный вуз, попал в мастерскую к Григорию Михайловичу Козинцеву. Учеба давалась ему очень легко, но парень не особо выделялся на фоне своих однокурсников. В то время никому даже в голову не приходило, что пройдет очень мало времени, и его имя будет известно не только в СССР, но и за рубежом.

В 1959-м Григорий Чухрай решил снимать картину под названием «Баллада о солдате», и упорно искал актера на роль главного героя. И он нашел его во ВГИКе, когда увидел Володю Ивашова, девятнадцатилетнего скромного паренька. Именно такой типаж и нужен был режиссеру. Так Ивашов сыграл свою самую известную роль, которая принесла парню всемирную известность. Его часто называли по имени героя – Алешей Скворцовым, его стали узнавать везде, фотографии актера украшали все печатные издания, а сам фильм был удостоен множества наград самых разных кинофестивалей.

В фильме речь идет о молодом солдате Алексее, который во время боя сумел подбить 2 фашистских танка. За это ему полагалась награда, и солдат попросился съездить домой, к маме. За шесть дней, которые он провел в дороге, с ним произошло много событий, он даже встретил свою любовь. Повидаться с мамой Алеша смог только одну минуту, и был вынужден снова возвращаться на фронт. Он погиб, хоть и обещал маме вернуться.

Вот что писал об этом фильме режиссер Григорий Чухрай, прославившийся фильмами «Сорок первый», «Чистое небо»:
«Надо признаться, многие на студии сомневались в успехе замысла „Баллады…“. Работа над картиной шла тяжело, с остановками. Была отснята только половина, а уже от людей, считавших себя „дальновидными“, послышались обвинения в пессимистичности нашей ленты, мелкотемье, даже подрыве авторитета армии (их почему-то возмущало, что бойцы с фронта отправляют в тыл своё — положенное по уставу! — мыло). Поступало много „дельных“ советов: предлагали Алёшу сделать генералом или хотя бы полковником — такому чину, дескать, легче творить добрые дела; предлагали не огорчать зрителя смертью героя, убрать тему измены женщины мужу-фронтовику и многое другое. Нет, эти люди не были перестраховщиками или интриганами. Они, привыкшие к иным концепциям „хорошего и полезного“ фильма, были искренни в своих побуждениях. Необычность нашей ленты настораживала их, пугала…

Часто сам фильм начинает что-то диктовать авторам. Например, дуэль с танком в прологе родилась в конце работы, когда картина уже сложилась. Мы чувствовали, что не хватает энергичного, эмоционального толчка всему действию. И вдруг поняли, что подвиг, о котором Алёша рассказывает своим попутчикам, надо просто-напросто показать!..

Если подойти с точки зрения исторической достоверности, в фильме есть ряд неточностей, на которые мы после долгих взвешиваний „за“ и „против“ пошли умышленно. Отпуска в начале войны получали лишь единицы, с этой позиции вся поездка Алёши может показаться фактом нехарактерным. Танк вряд ли мог гоняться за одним человеком (хотя на фронте случались совершенно непредсказуемые вещи). (Эту сцену, кстати, тоже требовали вырезать, мол, не мог советский солдат так трусливо бежать от врага. — Ф.Р.) И погоны в тот период, о котором говорит фильм, наши солдаты ещё не носили. А у Скворцова погоны. Знаете, почему? Нам нужен был обобщённый образ солдата Великой Отечественной. Снимая картину для советского зрителя, я втайне надеялся, что её увидят и за рубежом, в странах, через которые наша армия гнала фашистскую нечисть. А вдруг люди, видевшие советских бойцов уже в новой форме, заметив на форме киногероя петлицы, не смогут совместить эти два образа? Нет, скажут, нас освобождали не эти… Вот почему мы одели Алёшу в форму конца войны…»

Между тем комиссия, которая принимала на студии готовый фильм, была в целом сильно недовольна его содержанием. Это и понятно — таких фильмов о войне у нас ещё никогда не снимали. Но и положить его на полку было нельзя — всё-таки «оттепель» на дворе. И тогда было придумано самое простое решение: картину прокатывать малым экраном, то есть в провинции. Однако успеху картины это не помешало. Народ буквально валом валил на «Балладу о солдате», и в прокате 1959 года фильм занял 12-е место, собрав свыше 30 млн. зрителей. Это был успех, не считаться с которым было нельзя. В результате на самом верху было принято решение послать фильм на 13-й кинофестиваль в Канны. На дворе стоял 1960 год. Вспоминает Г. Чухрай:
«И вот снова Канн. Респектабельная, разодетая публика чинно занимает в зале места. Мне становится страшно: они не поймут фильм, не примут. Ну что этим господам и дамам до страданий русской матери, потерявшей сына?!
Но я ошибся и счастлив этой ошибке. Зал не остался равнодушным, он понял, по-настоящему оценил… Нам был вручён приз за лучший фильм для молодёжи и приз „За высокий гуманизм и исключительные художественные качества“».

Этот фильм вызывал такую беспросветную тоску по миллионам погибших молодых людей, что равнодушным не оставался никто – зрители просто плакали. Режиссеру Чухраю удалось совершить невозможное, он показал всю глубину трагедии советского народа, перенесшего ужас войны, на примере одной человеческой жизни.

С выходом фильма на большой экран к Ивашову пришла всесоюзная слава. Режиссёр С. Ростоцкий по этому поводу писал: «Различно складываются творческие биографии актёров. Одни заслуживают признание неоправданно поздно, другие завоёвывают его от роли к роли. Но иногда успех приходит к актёру в самом начале пути, актёрская индивидуальность раскрывается в первой работе, и дебютант, особенно в кино, быстро становится популярен и любим. Именно так, очень счастливо, начался актёрский путь Владимира Ивашова».

Между тем после съёмок в картине Ивашов вернулся в стены родного ВГИКа. Правда, из-за пропусков занятий ему пришлось опуститься на курс ниже (этот курс вёл М.И. Ромм). Однако и в этом случае он вытянул счастливый билет: именно здесь судьба свела его с будущей женой — 19-летней Светланой Светличной. Послушаем её рассказ: «Когда Володя в первый раз пришёл к нам в общежитие, он мне очень не понравился — не понравилось, как он пел и как вёл себя. И вообще, тогда за мной ухаживал Володин однокурсник — совсем другой парень… Но когда я досмотрела фильм „Баллада о солдате“, я поняла, что такие парни, как главный герой картины Алёша Скворцов, очень мне близки, и было бы здорово, если бы я связала свою судьбу с таким человеком. Мне очень повезло, что из-за съёмок фильма Володя остался на второй год и попал ко мне на курс… Меня очень любил М.И. Ромм и давал мне интересные роли. Я играла Катюшу Маслову, Анну Каренину. А моим партнёром был Владимир Ивашов…»

Молодые встречались друг с другом полгода, после чего наш герой сделал Светличной предложение. По её словам: «Когда мы поняли, что предназначены друг другу, он мне сказал: „Светка, мне кажется, я тебя люблю“. Я очень обиделась за это „мне кажется“…»

Прежде чем дать своё согласие, Светличная позвонила маме в Мелитополь, просила совета. Мама сказала, что не против. Только после этого молодые сыграли свадьбу. В качестве подарка молодожёнам родители невесты отдали кровать и стол, так как сами купить эти предметы молодые тогда не имели возможности.
Первое время молодожёны жили у родителей Ивашова, и, надо сказать, жили непросто. Как это обычно бывает, у невестки не складывались отношения со свекровью, и дело порой доходило до шумных разбирательств. Наш герой как мог, пытался эти конфликты погасить, но у него это плохо получалось. В конце концов, терпение родителей иссякло, и в один из дней они оставили на столе записку: «Просим освободить нашу жилплощадь!» И это при том, что невестка была уже беременна и в скором времени должна была родить. К счастью, соседи Ивашовых оказались людьми гостеприимными и уступили молодым одну из своих комнат.

В этом браке родились два сына – Алексей и Олег. Алексей выучился на стоматолога и сейчас практикует в столице. Судьба Олега сложилась более трагично – он умер в возрасте 33-х лет, спустя десять лет после смерти их отца. К смертельному исходу привел токсикоз печени.

У старшего сына родилась дочь Маша, которая подарила роду Ивашовых еще одного Владимира Ивашова – правнука великого артиста. У Светланы Светличной как-то не сложились отношения с семьей старшего сына и им самим из-за квартирных интересов. В настоящее время семья воссоединилась, и инцидент исчерпан.

Супружеская жизнь не отличалась спокойствием, и, по словам близких, очаровательную Светлану часто уличали в неверности. Впрочем, с годами страсти улеглись. «По-настоящему детей воспитывал Володя, – признается Светличная. – Дети верили, что Дед Мороз приносит подарки. Володя проводил проволочки, вешал под елку подарок. В полночь он обрезал эту нитку – и с боем курантов подарок падал вниз. У меня бы на подготовку терпения не хватило…».

Но в отличие от семейной жизни творческая деятельность «звёздной пары» складывалась в те годы более успешно. Наш герой, всё ещё будучи студентом ВГИКа, снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Тётка с фиалками» (альманах «Юность», 1963). (В последней работе Ивашов играл вместе со своей женой.)

В студенческие годы Ивашова снова приглашают сниматься, и до окончания учебы в его творческой биографии уже было несколько интересных работ. Большой популярностью пользовалась картина «Семь нянек», снятая Роланом Быковым в 1962-м. По сюжету картины бригада работников часового завода пытается перевоспитать трудного подростка, но парнишке удается постоянно увиливать от своих неопытных нянек.

После получения диплома ВГИКа в 1963-м, Ивашов был зачислен в труппу Театра киноактера в Москве, на сцену которого выходил вплоть до 1991-го.
В 1965-м Ивашова снова позвали в кинематограф. На этот раз он снимался в картине Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени», в которой перевоплотился в Печорина. В этом фильме были задействованы также Алексей Чернов, Николай Бурляев, Софья Пилявская. Актеру удалось точно передать всю трагичность Печорина, поэтому образ этого литературного героя ассоциируется именно с Владимиром Ивашовым, несмотря на то, что его воплощали на экране многие артисты.

В 1968-м Ивашов снялся в картине «Приключения неуловимых», в которой стал поручиком Перовым. Актер также сам исполнял песни в этом фильме, одна из которых под названием «Русское поле» придала картине особый шарм и очарование. Режиссер Эдмонд Кеосаян сумел создать очень интересную картину, которая прошла с небывалым успехом. Просмотры этого фильма превысили 66 миллионов. В 1970-м вышло продолжение этой приключенческой ленты, которую назвали «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые». Ивашова пригласили сниматься в продолжении, и он снова проявил свои блестящие вокальные данные, спев композицию «Над окошком месяц».

В 1972-м Владимир Ивашов снялся в нашумевшем фильме «А зори здесь тихие…», режиссера Станислава Ростоцкого. Ему досталась роль ученого, который попал в тайгу и остановился переночевать на заимке у родственников одной из героинь картины.

В 1974-м вышла на экраны еще одна военная драма совместного советско-польского производства под названием «Помни имя свое». И снова война, и весь ее ужас потерь и расставаний, мать, которая прошла концлагерь и потеряла своего ребенка в военном лихолетье.

В 1970-е годы Владимир Ивашов продолжал много сниматься в кино. Так, всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом Тихоновым на «Таллинфильме» был снят фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева - будущего Штирлица. В том же году он сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь».

Владимиру Ивашову часто предлагали роли военных. То ли такое было у него амплуа, то ли аристократическая выправка и стать располагала режиссеров на то, чтобы давать ему именно таких персонажей. В этом амплуа актера можно было увидеть в картинах «Русские братья», «Это мы, господи…», «Через Гоби и Хинган», «Право на выстрел». Последний фильм Ялтинской киностудии снимался в Невельске на Сахалине, мне об этом рассказал мой земляк Валерий Аксененко, который в тот период жил в этом городе.

Режиссеры очень часто звали Владимира Ивашова в свои проекты только из-за его внешних данных и раскрученного имени. Поэтому работы в кино у него было много, а вот реализовать свои способности и показать себя характерным артистом Ивашову так и не удалось. Такая же ситуация была и в театре. Он прослужил там долгие годы, но был задействован всего в нескольких постановках, в которых ему достались серьезные персонажи.

Последней большой работой Ивашова в кино стал фильм Александра Муратова «Рукопись», который вышел на экраны в 1992 году. Это была совместная советско-французская постановка по повести Л. Чуковской «Спуск под воду». Ивашов играл в нём главную роль. В те же годы он снялся в небольших ролях в исторической драме «Слеза князя тьмы», детективах «Убийство на "Ждановской"» .

Его последняя роль в кинематографе датируется 1993-м годом. Ивашов снялся в ленте «Сыскное бюро «Феликс», снятой режиссером Владимиром Лаптевым. Кроме Ивашова на площадке можно было увидеть Евгения Леонова, Наталью Крачковскую, Игоря Дмитриева, Александру Захарову. Эта лента стала последней и для актера Леонова. Наступили кризисные девяностые, и Ивашов начал отказываться от съемок, потому что, по его мнению, кино перестало нести добро и радость, и готово только поднимать с глубины человеческой души самые низменные порывы.
Больше в кино он не снимался. Зато ему пришлось, чтобы прокормить семью, сняться в двух рекламных роликах на телевидении. Это было насилие над собой, но актёр пошёл на это. В 1993 году более удачливые коллеги вспомнили о Владимире Ивашове и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника». Надев на себя обычный костюм, вопреки условиям Фестиваля, и самодельную бабочку, Владимир Сергеевич отправился в Дом кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку. Светлана Светличная, вспоминая этот эпизод, рассказывала в своих интервью, что на церемонии вручения призов «Ника» Владимир Ивашов благодаря своему внутреннему аристократизму даже в пиджаке смотрелся так, как будто он единственный на всей церемонии был в смокинге. На церемонии Владимир Ивашов произнёс фразу, которая по сути являлась его жизненным кредо: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни». И добавил «Честь имею!».

Кризис 90-х годов очень отрицательно сказался на жизни и здоровье многих артистов, которые остались без работы и, соответственно, без средств к существованию. В такой же ситуации оказались Владимир и Светлана, их уволили из театра, на съемки не звали. Чтобы содержать семью, Владимир устроился рабочим на стройку, которая и подорвала здоровье актера. У Ивашова обострилась язва, а 21 марта 1995-го ему стало совсем плохо. Актера госпитализировали, доктора делали все возможное, но чуда не произошло. 23 марта 1995 года он умер от внутреннего кровотечения, которое открылось в желудке. Местом его упокоения стало Ваганьковское кладбище столицы. Через десять лет рядом с ним появилась еще одна могила – сына Олега.

16 февраля 2005 года имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.


Рецензии
Александр, благодарность за ваш труд и терпение написать такую подробную статью об актере Владимире Ивашове

Нелёгкая судьба человека от признания до забвения в девяностых...

Первый мой фильм "Баллада о солдате" и первая моя трагедия, когда в конце Алёша погибает...

Потом ещё много ролей было интересных у Владимира Ивашова и много песен в его исполнении,

Но для меня соединились эти-юное лицо Алеши и песня на стихи Фета

http://youtu.be/I3TKPZSDH40

Элла Эмих   25.01.2023 03:56     Заявить о нарушении