Сквозь толщу лет

Сенсация, событие, случай… Никак не подберу нужное определение тому, что произошло в Красном Логу. Всполошённые сельчане только о том и толкуют.
      
Однако, обо всём по порядку. Как известно, местный храм Успения Пресвятой Богородицы переживает второе рождение. Во время его наружной реставрации, у стен алтаря, лапка тяжеловесного подъёмного крана вдруг провалилась в пустоту. Под метровой насыпью земли оказался кирпичный, овальной формы склеп с захоронением многолетней давности.

Судя по почётному местонахождению могилы и хорошо сохранившемуся, с отличительной меткой церковному одеянию, скрывавшему останки, можно с уверенностью заявить – усопший имел высокий духовный сан протоиерея. Что поразительно, его левая рука с вложенным в неё Евангелием осталась нетленной.

С благословения духовенства останки были помещены в новую домовину и перенесены в храм, где через пару дней намечалось потревоженного вновь придать земле с последующим погребением.
    
Краснологцев мучил вопрос: какое он носил имя и какие ещё возможные тайны хранит священная земля вокруг храма? 

Ключом к началу разгадки можно считать пророческое сновидение местной жительницы В.Н. Забалуевой. Громкий глас невидимого увещевал Валентину Николаевну поминать и молиться за Петра. Женщина никак не могла растолковать свой сон, обсудила его с соседками, и пошла новость по селу. Скоро она долетела до 73 летней Прасковьи Ильиничны Роднищевой, которая прояснила ситуацию, правда, не до конца.
      
Её отец ещё до антисоветских времён пел в церковном хоре. Перед смертью он передал Прасковье книжицу – поминание и строго наказал не нарушать очерёдности списка, перво-наперво поминать протоиереев Иоанна и Петра. Возникал вопрос, почему из них двоих именно Пётр – возможный священнослужитель краснологской церкви, безвестно покоившийся долгие годы.
      
Все точки над «и» расставила Зинаида Николаевна Тюнина. Более восьми десятков лет ступает по родной краснологской землице баба Зина, но даже она три года назад перед сегодняшней загадкой лишь развела бы руками.
      
Осенью 2005 года на пороге дома Тюниной появился таинственный, далеко не молодой незнакомец, представившийся московским журналистом Анатолием Дмитриевичем Егоровым. Столичного репортёра интересовали история храма и судьба его настоятелей. Баба Зина охотно поделилась с ним детскими воспоминаниями.

В памяти маленькой Зины запечатлелись несколько каменных надгробий, которые располагались в церковной ограде. На них были высечены буквы и цифры. Но Зина тогда грамоты не знала. Её мама пояснила дочке, что там захоронены церковнослужители и местная знать. Сельское же кладбище размещалось за вратами ограждения. Те холмики с деревянными крестами Зинаида Николаевна тоже не забыла. Помнит она и красоту грандиозного храма с уходящей в небо колокольней. Этот архитектурный ансамбль простирался чуть ли не до реки. До наших дней от него уцелела лишь треть и то в полуразрушенном виде. В отношении же духовных наставников бабушка Зина затруднилась что-либо сказать случайному гостю. 
    
Москвич уехал. А спустя какое-то время Зинаида Николаевна получила от него заказное письмо. В первых строках Егоров благодарил хозяйку дома за тёплый приём. Объяснил цель своего визита в Красный Лог и рассеял все неясности. Оказывается, его родной дед по материнской линии Иван Ульянович Болдинов, он же протоиерей Иоанн, более четверти века был Священнослужителем Успенской церкви. Именно на его долю выпало гонение на религию и духовенство.
      
Иван Ульянович был уроженцем Красного Лога, и на глазах односельчан он трижды подвергался унижениям и репрессиям. В последний раз он из заключения не вернулся.

В 1937 году Болдинова приговорили к высшей мере наказания. О его расстреле родным тогда не сообщили. Они оставались в неведении более полувека.

И.У. Болдинов был реабилитирован в 1989 году. Копии архивных документов по делу Ивана Ульяновича его внук так же переслал Зинаиде Николаевне. А ещё – семейные фотографии деда и его близких. Родовое гнездо Болдиновых находилось на месте подворья бабы Зины. Но о том уже другая история.
      
По официальным данным, Успенская церковь после двадцатилетних упорных трудов распахнула свои врата в 1871 году. Так что, вероятнее всего, в склепе покоился её первосвященник, протоиерей Пётр.
      
В день его вторичных похорон ему пришли поклониться и стар, и мал. Благочинный Новоусманского и Каширского церковных округов протоиерей Михаил Мансуров и настоятель Кондрашкинского, а теперь и Краснологского храмов, отец Владислав отслужили по нём панихиду.
      
Прах богоугодного предка перезахоронили со всеми почестями на прежнем месте, которое тут же было обнесено металлической оградой. На установленную гробницу возложили цветы и венки.
Октябрь 2008 год, с. Красный Лог.

На снимке - отреставрированный краснологский храм. Наши дни.
Фото автора.


Рецензии
Вечная память протоиерею Петру. Достойный был человек, подлинный пастырь Божий.
А Вам, дорогая Ниночка, поклон за интересную, познавательную миниатюру.
Милость Божия да пребудет с Вами.

Александра Немтина   04.10.2021 12:11     Заявить о нарушении
Милая Сашенька, сердечно благодарю за тёплое внимание!
Безгранично рада Вам всегда!

Нина Пигарева   04.10.2021 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.