Сортировка

Сортировка - прекрасное развивающее упражнение и любовь надолго! Прежде всего это сенсорный материал, но способствующий также развитию мелкой моторики, координации, точности движений, концентрации внимания, мышления, закрепляющий чувство порядка. Эти упражнения очень хорошо успокаивают, умиротворяют. Даже взрослый человек, разбирая, сортируя, упорядочивая что-то дома, в быту, тем самым наводит как бы внутренний порядок, в себе самом.

Самые простые сортировки доступны малышам уже с полутора лет, но их не нужно этому "учить". Например, когда ребёнок нанизывает на цветные штырьки разноцветные кольца, мы просто терпеливо показываем как это можно делать, нанизывая точно по цвету. Ребёнок поначалу осваивает движения, и только со временем замечает, что можно ещё подбирать по цвету кольца к штырькам. Он сам радостно совершает это открытие и затем нанизывает уже по цвету.

Как обычно, продвигаемся от простого к сложному, постепенно увеличивая количество вариантов выбора, сложность материалов. Используем чистые, экологичные, природные или "жизненные", интересные ребёнку, настоящие материалы, оформляем всё красиво и удобно. Если коробочек несколько, ставим их на один поднос, объединяя упражнение по смыслу и функционально.
Помним о безопасности и, если в упражнении есть мелкие детали, занимаемся только вместе или чтобы ребёнок был рядом под присмотром. Даже ребёнок трёх-трёх с половиной лет ещё может вдруг взять что-то из мелочей в рот.
Малыши могут сортировать руками, а дети постарше использовать при раскладывании ложки, поварёшки или щипцы, пинцеты разной формы.

Сортировки возможны по самым разным признакам - основаниям: по форме, по цвету, по весу, по размеру, по ощущениям руки, по звуку, по запаху, по вкусу, по смыслу...
Дети постарше могут с интересом заниматься сортировкой с повязкой на глазах, без использования зрения. Разумеется, когда они готовы к этому и не боятся, по собственному желанию. Это очень интересный опыт.
Если ребёнок постарше рассортировал не так, как вы предполагали, не спешите думать, что он сделал что-то неверно. Мы вообще не исправляем детей, не ставим "оценок", и даже если это ошибка - на ошибках просто учатся. Лучше всего подвести, сделать так, чтобы ребёнок сам заметил свою ошибку и исправил её. Мы можем задать наводящие вопросы, обратить мягко его внимание и этого достаточно.
Однако может быть, у ребёнка есть свой смысл - почему он рассортировал именно так. Важно спросить почему, по какому основанию это было сделано. Каждый человек сам "накладывает" свой смысл на происходящее, поэтому именно это для него может быть верным. Дети, особенно в период порядка, лет с полутора до четырёх-пяти, очень внимательны к мелким деталям. Может быть, вы видите, что листья зелёные и красные, а ребёнок отобрал листья с тёмными точечками или с коричневыми кончиками. А может быть, форма листьев ему что-то напоминает и он составил из них историю, сказку.

Если летом мы можем насобирать, например, на море разных ракушек и красивых разноцветных камешков, то осень - прекрасная пора для сбора желудей, шишек, каштанов, других плодов, которые можно вымыть и высушить, разноцветных листьев. Дети с удовольствием участвуют в поиске и сборе природных материалов. Листья можно вымыть, высушить, прогладить утюгом и затем сортировать по цвету, по размеру, а с детьми постарше и по названию деревьев - они могут даже делать подписи и составлять гербарий.

Пособия могут быть "долгоиграющими" или одноразовыми - когда рассортированные материалы используются следом в поделке, наклеиваются, нанизываются. Для этих занятий хорошо иметь запас на целый год. Но делается это исходя из потребностей и интересов ребёнка. Если мама, например, "фанат" каштанов и желудей, а ребёнку это совершенно не интересно, не стоит расстраиваться, а тем более заставлять ребёнка. Ведь даже взрослому не зазорно самому погрузить руки в корзину шуршащих каштанов или желудей, закрыть глаза и сидеть так, чувствуя себя, восстанавливая в себе связь с собой, ощущения детства, счастья. Доиграть в недоигранное очень полезно!
Надо пробовать, предлагать, но ребёнок может рядом заниматься какой-то своей сортировкой или другим занятием. Все мы разные и это замечательно!


Фото автора


Рецензии