Шипы и розы 08

- Маркиз — французский шпион! Он стрелял в капитана и хотел меня убить, - закричал Рейнгард. Этого оказалось достаточно, чтобы лорд Дакр отбросил все сомнения. Он мчался на маркиза, а тот хладнокровно ожидал его, сжимая в руке пистолет.

- Придётся подстрелить лошадь, - с ноткой сожаления произнёс маркиз, поднимая пистолет.

- Сэр Джордж, я приказываю остановиться! - крикнул Ричард, вставая. Голова у него закружилась и, сделав несколько шагов, был вынужден вновь опуститься на землю.

Слова Ричарда дошли до разгорячённого милорда. Он нехотя подчинился. К тому же понимал, что пистолет против его сабли делает шансы не равными. Уповать на то, что оружие не заряжено, или маркиз промахнётся, стреляя по превосходной мишени, которую представлял из себя лорд Дакр, не стоило.

Тем времени Рейнгард попытался незаметно скрыться, но Ричард подобрал лежащий поблизости пистолет французского шпиона и указал тому не двигаться.

- Лейтенант Фоксбери — французский шпион капитан Жером Рейнгард. Не позволь ему уйти, - это были последние его слова. В глазах всё потемнело и Ричард лишился чувств.

- Он потерял слишком много крови! Его надо срочно перевязать. Господа, ваши платки, - приказала Лаура брату и лорду Дакру. Они подчинились.

Ричард очнулся в полковом лазарете. Все уже знали, что он поймал французского шпиона, которого под конвоем отправили в Лондон. Рана оказалась сквозная, пулю не пришлось извлекать. Ричард быстро пошёл на поправку. Скучать не приходилось — его навещали офицеры полка, а однажды пришла Лаура.

- Добрый день, Ричард! Я справлялась о вашем здоровье. И рада видеть вас в добром здравии. Зашла, чтобы попрощаться.

- Рейнгард тогда заявил, что вы работаете на Талейрана. Это правда, или он солгал из мести?!

- Талейран — хитрый, ловкий, беспринципный политик. Он сделал ставку на узурпатора. Подготовил переворот и тем самым привёл к власти Бонапарта. Стал министром иностранных дел при Наполеоне. Однако узурпатор не доверяет никому. Талейран был оскорблён, что ему противопоставили министра полиции Фуше. И даже то, что Талейран подставил герцога Энгиенского, который после революции жил в эмиграции на содержании у англичан и не участвовал в заговорах против Наполеона, ему особо не помогло. Бедный принц! Я совсем юной танцевала с ним в Версале. Герцог был так галантен. Его обманом выманили из убежища и заманили в ловушку. Он был схвачен и казнён. И вы думаете, что я могла служить такому мерзавцу, для которого империя Наполеона — поле личного обогащения?! У него сохранились барские замашки, деньги Талейран легко спускает на женщин и кутежи. Но ему всё мало. Алчность этого человека безгранична. У меня колченогий дьявол вызывает отвращение не меньше, чем Фуше, у которого повсюду шпионы. Однако сребролюбие Талейрана можно и нужно использовать. Моя крёстная, мадам де Сталь — автор известных романов «Дельфина», «Коринна» познакомила нас с ним. Её всегда привлекали умные мужчины, пусть и негодяи. Поэтому оказалось нетрудно организовать канал для его подкупа в обмен на информацию. Наша миссия здесь завершена.

- Куда вы направляетесь?

- Баронессу де Сталь — Наполеон отправил в изгнание. Странствуя по Германии, Италии, она решила посетить Россию и приглашает меня с братом присоединиться к ней. Я люблю путешествовать, а Англия, увы, не стала для нас вторым домом. Мы — изгнанники кочуем по странам в надежде когда-нибудь вернуться на Родину. В России я ещё не была, хочу взглянуть на эту огромную страну, где по улицам ходят медведи, а русские пьют водку, чтобы не замёрзнуть.

Лаура весело рассмеялась, сама не веря в подобные байки.

Ричард не пытался отговорить её от поездки. Он собирался вернуться в Испанию, к Веллингтону. Что мог предложить ей? Стать женой армейского капитана, чья жизнь на войне зависела от обстоятельств. К тому же, он всего лишь второй сын. Старший брат Роберт — наследник титула и поместья лишь купил ему патент лейтенанта и закрыл перед ним двери их фамильного дома. До капитана Ричард дослужился сам. Возможно, получит майора за поимку шпиона, но всё равно он лишь бедняк, а бедность не для неё.

- А что лорд Дакр, он знает о ваших намерениях? - спросила, испытывая невольную ревность к милорду — тот хоть и не богач, но имеет титул и доход с поместья, которые может положить к ногам виконтессы.

- Милорд просил моей руки, - тихо сказала Лаура.

- Что вы ему ответили? - голос Ричард сел от волнения.

- Я ему отказала.

Прощайте, Ричард. Возможно, мы ещё встретимся.

Она ушла, а Ричард так и не решился ей признаться в чувствах. Ему показалось, что Лаура ожидала от него этого. Или ему только показалось... Виконтесса отказала барону, уж не для того, чтобы принять предложение бедного офицера.

И всё же их дороги вновь пересеклись после поражения Наполеона, который получил удар в спину.

Пока французский император громил пруссаков и австрийцев, сражался с англичанами и русскими, Талейран написал Александру I, советуя ему идти прямо на столицу. Говорят посредником в этом деле выступила некая дама. Хотя, возможно, это лишь слухи, и у Талейрана был другой канал. Так или иначе, русский император прислушался к совету человека, которому столь щедро платил. Тридцать первого марта 1814 года союзные войска вошли в Париж. Император Александр остановился в доме у Талейрана. Бывший наполеоновский министр, затаивший обиду на оскорбление Наполеона, назвавшего его грязью в шёлковых чулках, убедил царя посадить на французский престол Людовика XVIII. Александру кандидат на престол не нравился. Слишком слабый, чтобы противостоять ультрароялистам — этим глупцам, которые так ничему и не научились, только он ближайший наследник - брат покойного короля. Талейран выторговал себе портфель премьера-министра при новой власти, сжёг документы, уличающие его и сумел убедить принца Конде в своей непричастности к убийству герцога Энгиенского.

В Париже Ричард был занят тем, что сортировал документы для отправки в Англию. Тонны бумаг не представляли особого интереса, всё важное было уже уничтожено Фуше и Талейраном. Хотя попадались весьма любопытные документы, как например этот:

В 1803 году французы обнаружили, что потеряли пленными гораздо больше солдат и офицеров, чем англичане. Чтобы их вернуть, был использован новый прием: Наполеон подписал приказ об интернировании всех англичан, задержанных на территории Франции и других оккупированных стран, в специальные лагеря. Хватали всех англичан: путешественников – аристократов, торговцев, буржуа, людей без определенных занятий, художников, шпионов.

Наполеон составил ценник: за лордов и членов парламента ему должны вернуть французских генералов и адмиралов, за аристократов – полковников и морских капитанов, за джентльменов без титулов – офицеров. В результате обмена французы пополнили армию, а англичане получили назад не только своих ни в чем не повинных граждан, но и шпионов... Правда, только тех, кого Фуше успел с помощью денег или шантажа переквалифицировать в двойных агентов.

К сожалению, имена этих агентов отсутствовали.

Зато повеселил следующий документ, который оказался копией письма, отправленного в 1797 г. из Швейцарии британским секретным агентом лорду У. Гренвилю с припиской, что Гренвиль читал не совсем то, что ему писал агент, поскольку секретарь лорда не справлялся с шифром. В итоге вместо фразы о том, что сосланные депутаты «пользуются прекрасной репутацией среди своих коллег», вышло, что «пользующиеся хорошей репутацией стонут от немецких колледжей».

- Любопытно, кто же информировал об этом Фуше? - Ричард мог только предполагать, что информатор находился среди государственных служащих при кабинете английского министра.

Ричард был в курсе, что часть переписки – как между дипломатами, так и между роялистами – была зашифрована, так как процветала перлюстрация. О перлюстрации все знали. Ричард слышал рассказ бывшего английского посла в Петербурге, который "изумлялся", что после вскрытия его послания даже не трудятся запечатывать оригинальной печатью.

При шифровании депеш обычно пользовались специальными таблицами. Иногда цифрами, группами цифр заменялась каждая буква, или определённые числа использовались для обозначения наиболее часто употребляемых слов и понятий. Существовали шифры, в которых с аналогичной целью употреблялись буквы, сочетания букв и цифр, реже – пиктограммы, нотные знаки. Имена могли заменяться прозвищами, причём, зачастую устанавливалось сразу несколько соответствий.

Тут и припомнился ему французский шпион — Рейнгард и «Роман о лисе». Ведь Ренар (Renart) — французский вариант германского имени Рейнгард (Reinhard)

Само имя в целом может означать как - закалённый дождём, жёсткий, выносливый, или непобедимый. Позже во французском языке имя Ренар начинают употреблять сперва в переносном значении — быть мастером обмана, а затем — в качестве прилагательного - хитрый. Начиная с семнадцатого века имя Ренар является единственным обозначением лисы.

А у англичан лиса — фокс. Фоксберри — лисья ягода. Наверное, когда выбрали эту английскую фамилию, французам было весело. Зато теперь им не смешно.

На балу в честь празднования победы Наполеона, Ричард увидел Лауру. Она танцевала с высоким, очень красивым русским офицером, похожим на Адониса, чью статую Ричард созерцал в Лувре. После танца, тот не покинул её, а остался стоять, склонив над виконтессой  гибкий стан.

Пока Ричард раздумывал — подойти или нет, Лаура увидела его, и её глаза засияли от радости. Ноги сами понесли Ричарда к ней.

- Я рада вас видеть капитан… взгляд её скользнул по эполету Ричарда, - майор Бойл.

- Я тоже, виконтесса, - слова давались с трудом, голос охрип, он заметил, что красивый русский офицер слишком нежно глядит на Лауру.

- Познакомьтесь, - Лаура представила ему князя Горчакова.

«Он ещё и князь — этот русский вельможа», - с внезапной горечью подумал Ричард, - но даже без титула, его  правильные черты лица и прямой нос предпочтительнее смотрятся в глазах дам, чем мои слишком резкие черты, квадратная челюсть и ястребиный нос. Князь Горчаков, безусловно, ей нравится.

- Простите, не буду вам мешать, - Ричард поспешил отойти, чтобы его ревность не вырвалась наружу, и заглушить желание убить соперника. Уход, похожий на бегство. Недоумённо поднятые брови князя и боль в глазах Лауры он уже не увидел.

- Ричард, что с вами? - Лаура догнала его и положила ему руку на плечо.

- Не хочу препятствовать вашему счастью, виконтесса. Возвращайтесь к  избраннику, он, наверное, ждёт вас.

- Князь не мой избранник, хотя и ухаживает за мной с первых дней моего пребывания в Петербурге.

- А кто ваш избранник? - слова Лауры возродили у Ричарда надежду.

- Ты не догадываешься?

- Но я не богат, у меня нет титула, нет ничего.

- У тебя есть я, если ты возьмёшь меня в жёны.

- Почту за великое  счастье! Ты согласна выйти за меня?

- Да!


Рецензии
Классное историко-приключенческое произведение с хорошо переданной атмосферой, захватывающим и непредсказуемым развитием сюжета, выпукло прорисованными характерами героев и лаконичным стилем, без всякого размазывания и затягивания. Последнее особенно ценно для меня, хотя сам я так не умею. Любовная линия грамотно вплетена в сюжет и не вызывает чувства переизбытка "ванили". Кроме того, положительные герои действительно вызывают симпатию, что дается далеко не всегда и только талантливым авторам.

Все понравилось, читательское спасибо.

С уважением,

Максимилиан Чужак   19.08.2024 00:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.