Перед обедом с пельмешками из свежей оленины

В этом музее-заповеднике под открытым небом я был уже несколько раз. Но всегда летом, а хотелось сделать зимние фотоснимки. Музей располагался на холмах в кедровом лесу и был посвящен быту коренных народов Севера. После вчерашнего снегопада небо было глубокого синего цвета, сияло солнце, а деревья стояли в величественных белых пушистых нарядах.
Я догнал небольшую группу женщин, осматривающих дома и лабазы, засыпанный снегом летний чум, нарты и лодки под навесом. Глянув на женщин, я щелкнул пару раз камерой телефона. Будет пополнение фотосерии «Туристы на Севере»…
Все дамы были хорошо одеты и «ухожены». Дорогие шубы, шапки, сапоги и сумочки из натуральной кожи. Едва уловимые признаки свидетельствовали, что это приезжие. Наверное, какая-то делегация прибыла на один из многочисленных форумов, съездов, семинаров, систематически приводящихся в нашем городе, - подумал я мимоходом.
Дамы, ахая и переговариваясь между собой, слушали экскурсовода, уже не молодую женщину, рассказывающую про быт северных народов, про как мужчины охотились, а женщины готовили еду на кострах и печках, как младенцы тысячелетиями обходились без памперсов, заменой которым была тонкая древесная стружка…
Все это я уже знал, поэтому постоянно отходил от группы, чтобы поискать более выигрышный вид зимнего леса или музейного экспоната, а иногда и вообще отставал или уходил в другую сторону. В очередной раз я присоединился к туристам неподалеку от резных деревянных идолов, вкопанных возле тропы. Они осматривали разные виды ловушек: силки, петли, капканы и прочие самоловы. Экскурсовод привычно рассказывала о механизме их действия: мелкие пушные звери, например, соболь, просовывали голову в ловушку давящего типа, пытаясь достать приманку, и подвижная часть падая, зажимала шею или туловище. Шкурка при этом не портилась...
Туристические дамы ахали и охали, сочувствуя «бедным зверкам», которые «так мучились»…
- А вот там дальше у нас ловушки на крупного зверя – росомаху и медведя, - продолжала экскурсовод,  направляясь вниз по тропе. Группа потянулась за ней и лишь три женщины еще оставались возле ловушки.
Подруги что ли, - подумал я, а потом невольно стал свидетелем их разговора.
- Варвары, - сказала немолодая блондинка, - дикари… Зверьков давить ловушками…
- Да уж, - в тон ей подхватила брюнетка помоложе, - жестокие дикари… Охота рыбалка, жизнь в этих чумах… И никакой цивилизации и понятия о гуманности…
- Поторопимся за остальными, - вдруг спохватилась третья, чей возраст я не смог бы определить даже под страхом смертной казни, - похоже всё заканчивается, а в этом шоу есть еще главная часть - обед под открытым небом. Экскурсовод мне в автобусе говорила, что будут пельмешки из свежей оленины…
Дамы с ускорением двинулись вслед за основной группой. А я стоял и смотрел на их спины… на дорогие шубы, шапки, сапоги и сумочки из натуральной кожи…


Рецензии