О том, как появился на свет уфимский журнальчик Су

О том, как появился на свет уфимский журнальчик "Сутолока"


В марте 1996 года, после многолетнего перерыва, я вновь начала писать. Пошла проза, которая мне не давалась в детстве и в юности. Я написала свой первый рассказ «Вербное воскресение» и затем ещё несколько коротких рассказов и прозаических миниатюр.

А осенью, в октябре, ко мне вернулись стихи.

Рассказ «Вербное воскресение» и некоторые стихи я посылала в «Вечёрку», Но они не были опубликованы.

Мои первые стихи «Сутолока» и «Вы не забудете меня. .» опубликовал Владимир Денисов в «Истоках». Рассказ «Вербное воскресение» тоже был опубликован в «Истоках», а через несколько лет в альманахе «Петрополь», №10, 2006г. С.-Петербург.( председатель редсовета Андрей Битов, издатель Николай Якимчук).

Позже, когда я уже была в числе авторов «Литальманаха» газеты «Вечерняя Уфа», Касымов сказал, что рассказ был «слишком горячо написан» и поэтому они не решились его публиковать. Из моей прозы в «Литальманахе » был опубликован всего один рассказ «Обычная история». Я считалась поэтом, и поэтому газета регулярно публиковала мои стихи.

Имя «Александр Касымов» я впервые прочитала в стенгазете «Тропинка», которая издавалась одноимённым литобъединением в БГУ, и почему-то запомнила. Позднее оно мне часто встречалось на страницах разных газетах.

Мне казалось, что это человек со сложным характером. Я его представляла невысоким, плотным. А он оказался худым и долговязым, очень ранимым. Александр Гайсович, как ёжик, прятал свою чуткую ранимую душу в иголки.

Из повести «Квадратик кварца»

«В Университете имелось литературное объединение «Тропинка», но я не решалась туда обратиться, хотя в 10-м классе, когда я посылала свои стихи в местную молодёжную газету «Ленинец», поэт Мадриль Гафуров меня приглашал в литературное объединение «Метафора», которое работало при «Ленинце». А «Метафора» по уровню была, конечно же, выше студенческой «Тропинки».

«Тропинка» выпускала стенгазету с одноимённым названием и вывешивала на видном месте. Как только поднимешься по лестнице на свой факультет, так и упираешься взглядом в газету.

В этой стенгазете я прочитала и почему-то запомнила имя автора одного стихотворения, Александра Касымова. Стих был про то, как он ходил с девушкой в кино и они смотрели детектив.

Я остро позавидовала ему: печатают! И с горечью подумала о том, что меня никто никогда наверное не напечатает. . .

Я не могла заглянуть в будущее и не знала, что именно Александр Касымов через много лет будет вести Литобъединение при газете «Вечерняя Уфа» и будет меня регулярно печатать в «Литальманахе» и в своём журнальчике «Сутолока».»

Через много лет, после своей первой публикации в «Истоках», я решила отнести стихи в «Вечернюю Уфу».

Из Дневника

4 февраля 1997г.

Вчера было тепло, температура спала, и я поехала в редакцию «Вечерней Уфы».

Чувствовала, что надо туда съездить и не ошиблась.

Зашла к Докучаевой, она внимательно на меня посмотрела и сказала, что авторами занимается Касымов. Но его сегодня нет, он будет завтра.

На следующий день, когда я поднялась по лестнице на третий этаж, где располагалась «Вечёрка», дверь в комнату, расположенную прямо напротив лестницы была широко распахнута. Ко мне спиной за печатной машинкой сидел худощавый мужчина в сером разношенном свитере. Он обернулся и холодно спросил: «Вы ко мне?».

Предложил сесть. Я вынула из сумки свои тетрадки. В то время я стихи писала от руки на листках в косую линеечку. Компьютеров ещё ни у кого не было.

Он раскрыл тетрадь и как закричит радостно : «Смирнова!. . .». Мне было очень лестно, что он узнал меня по почерку. Он помнил всё: моё имя, домашний адрес.

Александр Гайсович попросил меня принести все написанные мной стихи. Стихов было немного – одна общая тетрадь в красной обложке.

И вот, в конце марта в «Вечерней Уфе» было опубликовано три моих стихотворения.

До обеда я чувствовала себя именинницей. Вышел «Литальманах» «Вечерней Уфы», а там мои стихи!

А потом настроение пропало. Ведь Касымов напечатал не

то, что я хотела, а то, что хотел он. После обеда я была в редакции.

Он так и сказал: «Напечатал, что хотел». В общем, напечатал три мои небольшие, цветочные, как я их называю, стихотворения.

Меня поздравил с публикацией, сказал: «Вот, и состоялся ваш дебют. Работу с вами продолжим – все рукописи остаются у меня».

В общем-то, я счастлива, конечно.

Ещё он добавил: «Вы мне нравитесь больше всех». И при этом у него был очень серьёзный вид. Но я ему не поверила.

***

В 90-е годы прошлого века в Уфе не было русскоязычного литературного журнала. Печататься русским авторам было негде. Издавалась газета «Истоки» мизерным тиражом, которая изредка публиковала художественную прозу и стихи. И в «Вечерней Уфе» раз в месяц выходил «Литальманах».

Опубликоваться в «Вечерней Уфе» было престижно. Газету выписывала почти каждая уфимская семья, она была популярна. Если опубликуешься в «Вечёрке», значит, тебя прочитает весь город! Тираж газеты в то время составлял 56 000 экз.

Идея создания литературного журнала витала в воздухе, но пока этого журнала не было.

Как-то, летним днём 1997 года, мне позвонил Касымов и сообщил, что составил первый номер литературного журнальчика, который решил издавать. Назвал он его «Сутолока». Пригласил меня в редакцию, посмотреть. Первые три номера издавались без обложки, на скрепке, обёрнутые калькой. А последующие - тоненькой книжкой, при технической поддержке газеты «Вечерняя Уфа». В сентябре 1997года прошла Презентация журнала. Вот, как я её описываю в своём дневнике:

Из Дневника

19 сентября 1997г.

Были художники, журналисты, авторы нашего «Литальманаха», Александр .Филиппов с Денисовым из газеты «Истоки», Роберт Паль – председатель русскоязычной секции Баш.СП. Приходила Докучаева, первый заместитель главного редактора газеты «Вечерняя Уфа».

Денисов со мной поздоровался, я сухо ему ответила. Он встал рядом с моим стулом и так и простоял весь вечер. Мест свободных не было.

Р.Паль сказал, что журнал – хорошее дело, но его возмущает название. Почему «Сутолока»? Это помойка! Её никто не знает, как и ваш журнал.

Денисов в этом месте злорадно хмыкнул. Но после Роберта Паля выступил Александр Филиппов: « Газета наша бедная, как и мы сами. Но всё-таки,

небольшую сумму денег на издание вашего журнала мы с Денисовым собрали ». И передал деньги Касымову. Мне это было очень приятно!

После выступления Денисов подошёл к Касымову, что-то говорил. И они даже обнялись.

По поводу названия, Касымов сказал: «Сутолока не всегда была такая. Я жил неподалёку. Мы в детстве катались с её склонов. Склоны реки были в зарослях орешника».

Я всегда думала, что Касымов тоже жил неподалёку от Сутолоки. Но спросить его об этом не решалась, не было подходящего момента. А Денисов и Паль наверное подумали, что название журнала связано с моим первым стихотворением, опубликованным в «Истоках».

Филиппов принёс новый номер своей газеты и раздал всем присутствующим.

Много говорили о поэте Банникове, о прозе Игоря Максимова.

Роберт Васильевич Паль сказал, что хотели издать книгу Игоря Максимова, но в «Китапе» - долгая история. А других денег не нашли. Придётся ждать, когда Белорецкий металлургический комбинат встанет на ноги и сможет выделить деньги на издание этой книги.

А Максимову уже 77 лет!

В «Новой галерее» проходит выставка акварели Ильдуса Валитова. Мне очень понравились его работы. Среди них есть и мечеть. Жаль, что я не прочитала свой стих о мечети. Я слишком волновалась и решила много не читать.

Кстати, Паль ему сказал, чтобы он не слишком давил на своих авторов, считался с их индивидуальностью.

***

Последний номер «Сутолоки» вышел в 1999году.

И в том же году начал издаваться толстый литературный журнал на русском языке «Бельские просторы».


май,2019г.


Рецензии
мои первые публикации тоже появились в "Ленинце" и в "Вечерней Уфе"...) творческого полета вам!)

Диана Свердловская   03.08.2020 18:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Диана!)

Светлана Смирнова   03.08.2020 19:19   Заявить о нарушении