Советские асы в Корее

14 ноября 1950 г – годовщина участия советских летчиков в корейской войне. Именно в этот день был сформирован 64-й советский отдельный истребительный авиакорпус для  выполнения задач ПВО Корейской Народно – демократической республики (Северной Кореи).

Справка о Корейской войне.
Корея: площадь – 221 тыс. кв. км., протяженность (север – юг) около 1000 км., ширина от 160 до 300 км. Преимущественно горная страна, около 3500 островов. Население свыше 30 млн. До 1945 года Корея была единым государством и находилась под оккупацией Японии. После победы над Японией по соглашению СССР и США страна была поделена на две части, граница проходила в районе 38 параллели. Северная Корея (КНДР) следовала коммунистической идеологии. Южная – находилась под патронажем США.
Война началась в июне 1950 г. (продолжалась до июля 1953 г.), когда войска Северной Кореи под предлогом предотвращения агрессии перешли границу и заняли столицу Южной Кореи Сеул. В события вмешались США, вместе с ними приняли участие 16 государств (по резолюции ООН). Объединенные силы  быстро вытеснили северокорейцев с завоеванных позиций и в конце октября 1950 г. вышли к границе с КНДР, затем захватили Пхеньян – столицу Северной Кореи. На помощь Северной Корее пришли китайские «добровольцы», которые освободили Пхеньян и 24 декабря вышли к 38-й параллели.
В войне, принявшей характер интернационального конфликта, значительную роль играла авиация обеих сторон. Главной ударной силой «вооруженных сил ООН» была авиация США, в составе которой насчитывалось более тысячи боевых самолетов. В ходе войны силы наращивались и к ее  концу действовало уже до 2400  боевых самолетов.
С ноября 1950 года основной целью американской авиации стали мосты и дороги через пограничную с Китаем реку Ялу (Ялуцзян), через которую и шло снабжение северокорейской армии.
В середине октября 1950 года, по договоренности правительств Советского Союза, Китая и КНДР, командование ВВС Советской Армии приняло решение направить в Китай соединения истребительной авиации, на базе которых 14 ноября 1950 г был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус. Корпус, в основном,  выполнял задачи ПВО.


Осенью 1950 года первые советские экипажи прибыли на дальневосточный аэродром Воздвиженка. Шли проливные дожди. Грязь. До марта-месяца 1951 года готовили самолеты, облетывали. Одновременно шла учебно-боевая подготовка. Изредка вылеты на перехват. В конце мая несколько советских авиационных  частей перебазировались на китайский аэродром (вблизи границы с Кореей). Боевым частям была поставлена задача: уничтожать авиацию противника в зонах севернее 38 параллели. Боевые действия авиаполков 64-го корпуса были жестко ограничены территориально: над морем летать запрещалось; южнее Пхеньяна – не заходить (Пхеньян расположен вблизи 38 параллели); на свободную охоту не ходить.
Ограничения были связаны с попытками скрыть участие советских летчиков в боевых действиях. Впрочем, для американцев никаких секретов не было.


Быть сбитым над территорией Северной Кореи было не менее опасно, чем южнее 38 параллели. Для бойцов армии КНДР что американцы, что наши – все были на одно лицо. К тому же летное обмундирование отличалось незначительно. Они всех подряд пытались брать в плен, иногда расстреливали в воздухе, считая, что любой, спускающийся на парашюте – американец. Так было потеряно несколько советских летчиков, катапультирующихся из поврежденных самолетов.

В небе Кореи советские летчики впервые сошлись в бою с американскими пилотами. Символами той войны стали советский МиГ-15 и американский F-86 «Сейбр» — лучшие истребители своего времени, примерно равные по своим боевым возможностям, так что исход боя в большой степени решался за счет мастерства пилотов.
Согласно официальным данным советские летчики сбили в Корее 1097 самолетов противника, еще 212 уничтожено зенитным огнем. 54 летчика стали асами, одержав по 5 и более побед.

Первым в списке советских асов значится летчик Николай Сутягин, на счету которого 22 сбитых реактивных самолетов противника, в том числе 15 Сейбров.  Звание Героя Советского Союза Николай получил за 7 сбитых самолетов, а в январе 1952 года представлен к званию Дважды Герой Советского Союза(список его побед увеличился еще на 10 самолетов противника). Вторым в списке наших асов (19 побед) значится подполковник Евгений Пепеляев. Лучший американский ас Джозэф Макконнел по американским данным, сбил 16 самолетов, но эта цифра вызывает сомнения, как и вся американская статистика (американцы заявляли о более чем 2000 победах, в то время как реальные потери советского 64-го ИАК в Корее составили 345 самолетов).

Сейбры были оборудованы радиолокационными прицелами, которые позволяли фиксировать попадание самолета противника на линию прогнозируемого огня. Попадание на эту линию американцы засчитывали как поражение цели. На самом деле, такая фиксация далеко не соответствует сбитию самолета противника (у нас принято: самолет противника сбит тогда, когда имеется обоснованное подтверждение о падении самолета,как правило, наземными частями).   
 


Рецензии
Триста сорок пять МИГов превратили в две тысячи.... Они, похоже и на Луну так же летали...
С уважением,

Владимир Пономарев 3   10.12.2023 19:25     Заявить о нарушении