Cвятоша

I

Мы сидели в чайхане около памятника Джордже Энеску в восьмом микрорайоне. Нас было трое: Кянан, Фарид и я. Мы учились в одной группе в профтехучилище, находящемся рядом. Прошло четыре года как мы в последний раз встречались с ребятами. Не знаю, что они думали обо мне, но они изменились очень мало.
Я в шутку сказал:
«Дядя собрал своих племянников вместе». Еще в годы учебы все меня звали “дядей”.
Мы беседовали, попивая чай. Cидели за столом около лестниц парка. Изредка хвои ели сыпались на нас. Но мы не меняли свое место, шла оживленная беседа. Мы, смеясь, говорили о лицее, о тамошних ребятах, об интересных событиях, которые приключались с нами и запомнились нам. Мы были ребятами, которые во время учебы в лицее курили одну сигарету на пятерых, в чайхану ходили, когда у нас были деньги. Теперь у каждого из нас в кармане лежала дорогая пачка сигарет, по мере опустошения чайника, заказывали новый.

«Кянан», - сказал я,  - «Как твои дела?»
Когда Кянан начал говорить, я обратил внимание, что его манера разговора осталась прежней. И он сам тот же человек. Кянан был немного блатным парнем. Целый день слушал в телефоне мейхану, часто не посещал занятия, курил сигарету в коридоре, крутил четки, восторженно говорил о жизни блатных. Пару раз я даже видел, как он дрался. Он, хоть и не был набожным, но был связан с религией.

Кажется, мы учились на третьем курсе. Был урок физкультуры. Мальчики сидели во дворе под деревьями. Когда я, выйдя из дверей, направился к ним, Кянан наблюдал за муравейником. Он сказал:
«Дядя, будь осторожен, не наступи на муравьев. Это грех. Они ведь тоже существа, созданные Аллахом».
Теперь тот же Кянан опять говорил о религии и воровской жизни. Но немного в другой форме. У него был свой интернет-клуб. По его виду я почувствовал, что он начал курить анашу. Но не спросил у него самого.
Затем я посмотрел на Фарида. После армии он некоторое время проработал сварщиком, а теперь опять вернулся к профессии повара. С учебных лет у него была связь с Аминой. Она тоже училась с нами. Фарид не сказал, какие у них теперь были отношения. Я тоже, постеснявшись, не спросил.
Немного поговорили о Джавиде. Джавид был родом из соседней деревни. Он драчун, который быстро загорается и так же быстро раскаивается. Я один из двух или трех человек, с которым он не подрался. Мы хорошо ладили. Временами мы даже встречались. Я рассказал ребятам одно воспоминание, связанное с ним.   
Мы были на третьем курсе. После уроков мы, вместе с Джавидом, шли к остановке. Я заметил, что последние пять-шесть дней Джавид был не в себе. Улучив момент, спросил его о причине.
«С отцом спорим» - сказал он. «Пару раз попадалась работа, он не пустил меня пойти. В деревне есть одна девушка, хочу жениться на ней, а отец говорит, нет, нельзя».
Я не сдержал языка.
«Причем тут твой отец?»- сказал я. «Женись, на ком хочешь. Вы же не вместе женитесь на ней».
Джавид покраснел, сжав кулаки, схватил меня за шиворот.
«Не болтай глупости, дядя!»
Честно говоря, у меня часто так бывает. Говорю не подходящие слова в неподходящее время. Я, конечно, быстро раскаиваюсь, но бывает поздно. В этот раз тоже так случилось.
«Ладно, Джавид, прости. Клянусь, не знаю, как у меня вышло».
Джавид опустил кулаки. Но я уже готовился к драке…
Рассказав это, мы долго смеялись.
«Дядя, ты не исправим» - сказал Кянан.
«Ладно», - я поменял разговор, - «Еще кого из ребят вы видели?»
«Иногда Исмаил звонит» - cказал Кянан.
Исмаил пришел к нам во второй половине первого курса. Сначала учился в другом лицее, потом перешел к нам из-за дальней дороги. Он был немного странным. Он воспринимал людей не такими, какими они были, а такими как он хотел их видеть. В начале второго курса он, как следует, испортил дела. Оказывается, он признался в любви Таране и Амине по отдельности. Скоро дело раскрылось. Разговор раздулся, но в скором времени все уладилось.
«Знаешь», - впоследствии Исмаил рассказывал мне, - «Я хотел пережить любовный роман. Хотел, чтобы люди думали, что я влюблен в Амину, а на самом деле быть возлюбленным Тараны».
«Ты меньше сериалы смотри» сказал я.
Я был единственным парнем в группе, с кем он был близок. Часто водился со мной, не скрывал от меня ничего.
Как-то раз он вытащил из кармана киви.
«Почисть, поедим» - сказал я.
«Я не собираюсь его есть» - cказал он. «Я этим сыграю шутку с ребятами. Брошу это в их карман, а когда они посмотрят в свои карманы, увидят – ооооо, киви. Обалдеют».
Сказав это, он от души рассмеялся. Я тоже стал смеяться. Но только не над его шуткой, а над его глупостью. А киви он никому не подбросил, сам съел во время одной из перемен.
Посидев немного, мы встали. Счет оплатил Кянан. 



II

В следующий раз мы встретились через полмесяца, на том же месте. На этот раз пришла и Амина. Ее позвал Кянан. Потом я узнал, что их отношения с Фаридом уже изменились, превратились в формальную дружбу. Несмотря на то, что был сентябрь, погода еще не похолодела, и мы снова сидели на открытом воздухе. Мы с Кянаном сначала выпили пиво. Потом продолжили с чаем. У Кянана было хорошее настроение, кажется, перед тем, как прийти он что-то употребил. Хотя мы все это почувствовали, но никто не подавал виду. Основной темой нашего разговора опять была учебные годы. Время от времени, краем глаза, я смотрел на Амину с Фаридом. Оба старались вести себя нормально, иногда даже как будто бы не замечали друг друга. Немного спустя, зазвонил телефон Кянана. Кянан объяснил позвонившему где мы находимся. Вскоре на такси приехала девушка. Она поцеловала и поздоровалась с Кянан, нас поприветствовала, кивнув головой, и села. Это была худая, черноволосая, смуглая, красивая девушка. Несмотря на то, что она была беременна, ее живот все еще был маленьким. На ее руках были еле заметные полоски.      
«Это – Кенуль», - Кянан представил нам девушку. Снова хотел что-то сказать, но сдержался.
Мы снова беседовали. Кянан игрался с телефоном. Кенуль сидела сильно нахмурившись. Она не скрывала, что эта кампания тяготила ее.
Кянан, отложив телефон, начал гладить живот Кенуль. Кенуль, как скучающий человек, поохав, поерзала на месте.
«Кянан, ты опять выпил?»
«Да». Кянан полностью потерял себя, не знал что говорил.
Кянан с Кенуль говорили так, как будто нас не было. Увидев, что они перебарщивают, я подмигнул Фариду с Аминой.
«Я больше не хочу смотреть на эту комедию» сказал я.
Встав, мы попрощались. Кенуль с Кянан сели в такси и уехали. Фарид и Амина выглядели немного обеспокоенными. Сначала хотел предложить им немного прогуляться вместе. Но не предложил. Вполне вероятно, им было, что сказать друг другу. Лучше было оставить их наедине. И потому, попрощавшись, я расстался с ними. 


III

Не солгу, если скажу, что прошло около месяца с тех пор. На этот раз ко мне позвонила Амина.
«Дядя, привет. Мы хотим встретиться с ребятами завтра. У тебя будет время?»
«Да», сказал я. «А кто там будет?»
«Ты, я, Кянан, если придет Кянан, и еще у Кянана есть друг – Вюсал. Он».
«Всех я понял, но что там будет делать Вюсал? Мы же не знаем его».
«Откуда мне знать. Хочет прийти».
«Ладно. Приду».
«И еще, позвони Фариду ты.»
«Да, хорошо. Не беспокойся.»
Мы попрощались. Если честно, дело с Вюсалом оставалось для меня загадкой. Я поговорил с Фаридом. Он, неохотно, согласился.
Утро я направился в чайхану, где мы всегда встречались. Кянан, Вюсал и Амина уже были там. Вюсал был некто среднего роста, полный и смуглый. Откровенно говоря, он не произвел на меня благоприятного впечатления. Я, поздоровавшись, сел. Фарид еще не пришел. Мы пили чай. Вюсал с Аминой беседовали как давние знакомые. Они не были похожи на тех, кто встречались впервые. Ничего, сказал я, скоро все прояснится.
Через десять-пятнадцать минут Вюсал сказал:
«…в микрорайоне есть одно кафе. Может, туда пойдем?»
Никто из нас не возразил.
Поскольку до кафе было не так далеко, мы шли пешком. По дороге речь снова зашла о Кенуль. Кянан, задержав меня, тихо сказал:
«Дядя, ты знаешь, мы все трое переспали с Кенуль. Мы все трое друзья душа в душу. Мы не знаем от кого этот ребенок. Как можно это узнать?»
«Можно сделать анализ ДНК после рождения ребенка. Точно не знаю, кажется, теперь можно определить отцовство до рождения ребенка. Но лучше проверить после рождения ребенка.»
«Теперь ребенок будет похож на своего отца. Правда?»
«Нет, он может быть и не похож. Если подумать, среди народа есть сказание, что ребенок будет похож на того, на кого посмотрит мать, когда ребенок впервые пошевельнется в утробе матери. Если мать посмотрит в зеркало на себя, он будет похож на мать, если посмотрит на отца, то на отца. Они говорят что-то подобное. Хотя, я не знаю насколько это правда, с научной точки зрения.»
«Даа, тогда посмотрим на ребенка после рождения. Но мне кажется, он останется у меня на шее.»
Сказав это, он рассмеялся. Мы об этом больше не говорили.
Мы дошли до кафе. Только принесли чай, как Фарид, позвонив мне, спросил, где мы находимся. Объяснив ему наше место, я вышел к дверям, чтобы встретить его. Мы вошли внутрь и сели. Амина, как только увидела Фарида, стала еще любезнее с Вюсалом.
Мы посидели около часа. В течение этого часа Фарид не промолвил ни слова. Мысли его где-то витали. Он беспрерывно курил. Время от времени, чтобы развеять его мысли, я говорил что-то в шутку и смотрел на него. Он тоже, слегка улыбаясь, смотрел на меня. Однако я точно знал, что он не слышал, что я говорил.
В конце, Фарид тихо сказал мне:      
«Дядя, поднимемся?»
«Как хочешь.»
Мы, поднявшись, попрощались. Покинув кафе, пешком добрались до метростанции “Азадлыг”. Когда мы вышли из кафе, Фарид начал говорить. Казалось, он нашел возможность опустошить свое сердце. Он рассказал мне все, что накопилось за долгое время и, вероятно, причиняло ему боль. Конечно же, речь шла об Амине. На выходе метро тоже простояли более получаса, и за все это время говорил только Фарид.
«Дядя, ты знаешь, я люблю Амину. Правда, она на год старше меня, ну и что из этого, я люблю ее. Еще с лицея люблю. Излишне говорить об этом, все происходило на твоих глазах. Во время учебы в лицее у нас были такие чудные дни… Каждый день после занятий мы ходили гулять… Глупым я был. Клянусь. Тогда я не знал каким человеком была Амина. Еще не знал ее. Представь, из-за нее я смеялся на поминках своего отца! Отец недавно скончался. Она звонила, давай, пойдем, погуляем. Я забывал о всех своих заботах. Я смеялся около нее, чтоб ей не было неудобно из-за меня… Как-то раз мы поссорились. Я не отвечал на ее звонки. Она попросила свою маму позвонить мне. Я не стал перечить ее маме, помирился с ней. Если б я знал, что она будет меня так мучить, никогда б не помирился. Ты же знаешь дело с Вюсалом.» Нет, покачал я головой. «Она стала водиться с Вюсалом назло мне. Разве ты не заметил, как они сидели, как разговаривали? Не надо было мне приходить. Дядя, ты веришь, я пришел сюда только из-за тебя. Пусть катятся к чертям и Амина, и Кянан, и Вюсал…»
Да-а-а, я тихо-тихо начал понимать все происходящее. Амина нарочно хотела, чтоб Фарида позвал я. Она знала, что Фарид не откажет мне и придет…Но какой был толк от того, что я все понимал? Я уже сделал то, что сделал.
Фарид поговорил до устали. В конце сказал:
«Дядя, и тебя достал.»
Я не знал, что надо было говорить в таких случаях. Поэтому пробормотал что-то невнятное. Честно говоря, мне было стыдно, что я привел Фарида сюда, и пришел сам. Попрощавшись с Фаридом, разошлись.

IV

Позже, наши встречи стали редкими. Иногда мы разговаривали по телефону. Через месяц другой после этого события, когда я говорил с Кянаном, он сказал, что Амина и Вюсал переспали. Амина сказала, что «убьет себя, если забеременеет». Что произошло потом, я не знал.
После этого разговора с Кянаном прошло около полугода. Честно говоря, я больше не звонил ему. Иногда говорил с Фаридом.
Однажды вечером Фарид позвонил мне.
«Дядя, ты знаешь, Кянана арестовали.»
«Не-е-е-т. За что?»
«За кражу.»
«А-а-а.»
«Если у тебя есть время, приходи завтра, подробно расскажу.»
Мы встретились около метростанции “28 Мая”. Тогда мои предположения были верными, Кянан связался с наркотиками. Поскольку в последнее время он не заходил даже домой, его отец узнал об этом поздно. Срочно продав квартиру в микрорайоне, начал лечить Кянана. Кянан как будто вылечился. Но я не верю в то, что он завязал с наркотиками. Короче, немного спустя, он, сообща с тремя другими, зачинил кражу. На следующее же утро их арестовали.
«Суда еще не было» Фарид сказал. «Интересно, сколько лет ему дадут?»
«Не знаю», я пожал плечами.
Немного помолчали. Я думал о Кянане. Он был молодым парнем, своими руками разрушил свою жизнь. Вот тебе человек, который считал грехом давить муравьев! Посидев еще некоторое время, мы встали. Я почему-то чувствовал, что это была наша последняя встреча с Фаридом. Так и случилось. Однако, не смотря на то, что мы долго беседовали в тот день, мы ни разу ни упомянули об Амине. Ни он не сказал, ни я не спросил…
 

2013-15-ые годы


Рецензии