Общая психопатология. Карл Ясперс

Я блуждал в игрушечной чаще ,
И нашёл лазоревый грот.
Неужели я настоящий
И действительно смерть придёт…?

О.Э. Мандельштам

Далее отрывки из книги « Общая психопатология ». Карл Ясперс.

Больная говорит: Я не живу. У меня нет ни разума, ни чувств.
Меня никогда не было – люди просто думали, что я существую.
Другая больная говорит: самое худшее заключается в том, что я не есмь…
Меня не существует настолько, что я не могу ни умываться, ни пить.
Речь идёт не о том, что она – ничто, а о том, что её просто-напросто нет.
Она только действует так, словно существует в действительности.
Говоря о том, что она делает, « не существуя », она употребляет слово
« вертеться ». Она не делает ничего такого, что исходило бы из ощущения
« я есмь ».

Здесь примечательно то, что человек, обладая бытием, больше не способен
чувствовать собственное бытие. Декартовское: « мыслю, следовательно, существую » ещё может поверхностно мыслиться, но уже не может полноценно переживаться.

Утрата ощущения собственного бытия
может быть понята также как утрата осознания того, что те или иные проявления психического принадлежат именно « мне », - между тем как в норме такое осознание сопровождает любое событие психической жизни.
В обычной жизни мы не замечаем, насколько существенную роль
играет «единство переживаемого», объемлющее все проявления психического.

Для нас само собой разумеется, что когда мы думаем – это думаем
именно мы, что мысль – это наша мысль, а внезапные идеи, которые кажутся нам странными, и, возможно, заставляют нас говорить « мне кажется », вместо « я думаю », - это также наши мысли, продуманные не кем иным, как нами.

Это общее осознание того, что различные проявления психического принадлежат « Я », может изменяться в различных направлениях и принимать формы, которые невозможно постичь или вообразить и
по отношению к которым не удаётся проявить эмпатию ( вчувствование ).
В отношении навязчивых явлений, когда больной оказывается
не в состоянии избавится от преследующих его мелодий,
представлений или фраз, мы всё ещё можем проявить известную степень понимания: ведь в подобных случаях та составляющая переживаний,
которая причиняет больному страдания, воспринимается им как часть его собственных мыслей.

Что же до того типа мышления, с которым мы сталкиваемся у шизофреников
- то он характеризуется принципиальным отличием: больные толкуют о « мыслях сделанных другими » и об « отнятии мыслей » ( пользуясь их собственными словами, которые психопатология волей-неволей вынуждена была взять на вооружение ). Больной мыслит о чём-то и одновременно ощущает, что его мысли – это мысли кого-то другого, кто каким-то образом навязал их ему.
В тот самый момент, когда возникает мысль, возникает и непосредственное осознание того, что мыслит не сам больной, а некто внешний по отношению к нему. Больной не знает, почему у него появилась данная мысль, - в его намерения вовсе не входило мыслить именно об этом.
Мало того, что он не чувствует себя хозяином собственных мыслей –
он ощущает, что находится под властью какой-то недоступной пониманию внешней силы.

« На меня оказывается какое-то искусственное воздействие -
Чувство подсказывает мне, что кто-то привязал себя к моему духу
и к моей душе – подобно тому как при игре в карты кто-то, подглядывающий из-за плеча игрока, может вмешиваться в ход игры »

(больной шизофренией).


Рецензии
Ясперс помог мне понять Ван Гога

Михаил Гольдентул   13.03.2021 20:52     Заявить о нарушении
кстати,
"Говорят, что где-то есть туман, в который нельзя войти,
в который нельзя проникнуть.
Он движется в сторону от твоего взгляда, вместе с поворотом головы …"

И этот туман становится все гуще

Михаил Гольдентул   13.03.2021 20:54   Заявить о нарушении