Культура и политика

Что-то такое Мераб Мамардашвили придумал в 1989 году, во времена перестройки, что для того, чтобы нам, нациям и республикам, полюбить друг друга, нужно сначала отделиться, чтобы понять, как же нам хреново друг без друга и ничего не получается. В чём-то он был прав.

Но он немного обсирает русских и нахваливает грузинов, проскальзывает у него. Например, что грузины такие чистоплотные и стелят скатерть на стол, а русские могут запросто есть селёдку на газетке. Но он ошибался. Русские могут есть селёдку не только на газетке, но и на документе государственной важности)
А потом встряхнуть его, и он, как новенький.

Корень всех проблем - национальных и семейных, в том, что мы не умеем принять друг друга такими, как есть, а только говорим об этом, не вкладывая в значения слов ничего. За каждым словом, как за формой выражения понятия, у нас стоит ПУСТОТА. Формализм, символ, за которым ничего нет. Вот что хотел донести до нас Мераб Константинович.

Владимир Высоцкий соединял в себе два экономических класса. Он понимал, как жизнь пролетария, так и жизнь интеллигентов. А беда декабристов в том, что они видели проблемы рабочего из окна собственного особняка.

Так же рабочий не может понимать, почему они там, наверху, такие тупые.

Все проблемы нужно решать сообща, видя их с обоих концов и сторон, а у нас нет гражданского общества, в котором бы каждый человек имел бы свою гражданскую позицию. Каждый полагает, что кто-то другой придёт и вытащит его из того дерьма, в котором он сидит. А начнёт кто-то вытаскивать, а он будет сопротивляться и кричать: "Что ты наделал? Я же здесь живу".

И вот что ещё проскользнуло у Мераба Мамардашвили. Тот факт, что русские гордятся своей Родиной только потому, что "здесь лучше, потому что больше страдают". И разве можно ему возразить?

С другой стороны, я бы не сказала, что в России люди больше страдают.

Конечно, у нас было много войн, а у них - гораздо меньше. Но ведь человеческие страдания меряются не только войнами. Это люди с низким уровнем сознания могут считать, что "лишь бы не было войны", а остальные переживания - это просто блажь.
 
Человек, обладающий интеллектом и интуицией, понимает, что человеческие страдания имеют совсем другое происхождение. Можно быть совершенно благополучным в материальном и экономическом развитии, но при этом не чувствовать себя счастливым.

Абрахам Маслоу говорил, что причина в том, что человек не самореализуется в жизни. Все, заложенные в него с детства программы, являются чужими мечтами и иллюзиями, выполняя которые человек живёт чужой жизнью, так  и не найдя своего собственного "Я". И только достигая определённой зрелости, человек может познать себя, и только сделав этот шаг, может самореализоваться в том, что ему интересно, и для чего была предназначена его жизнь, без шаблонов общества.

Если причиной страданий  считать именно этот факт, то получается, что проблемы человека - это вненациональные проблемы, потому что в любом государстве существует большое количество людей потерянных и лишних, не нужных обществу и государству. И причиной этого является именно существование государства и человека в государстве.

Если бы человек мог жить вне государства и вне общества, то его судьба полностью зависела бы только от него. Но ещё Аристотель сказал, что "человек - существо политическое", и вся его жизнь протекает в рамках политики государства и мировой политики.

Чтобы избавить человека от страданий не достаточно его просто накормить и приодеть, дать ему хорошее образование. Чтобы избавить человека от страданий, необходимо заботиться о человеке, как о личности, как о носителе культуры своего общества и государства.

Общество, лишённое культуры, обречено на бОльшие страдания, чем общество, имеющее низкое экономическое развитие.

И внешняя и внутренняя политика государства должна идти в ногу. Это две ноги и две руки общества, в котором культура не должна полностью отметаться, а должна присутствовать в каждом законодательном акте и в каждом действии правительства, а затем уже переходить к самому народу и "окультуривать" массы.

Массы, которые разговаривают не на языке своей культуры, а на языке самых низших слоёв населения, которые населяют тюрьмы и места лишения свободы, не могут обладать самобытностью своей нации.

Вот вкратце, резюме на то, что пытался сказать читателю Мераб Мамардашвили в далёком 1988 году, во времена перестройки. Был ли он услышан, решать вам.

Конечно, Мамардашвили не был услышан современниками, как множество интеллигентных и культурных людей, или хотя бы тех, кто ими пытался быть в стране, где все разговаривают на языке зэков.

Если бы рабочий человек был "окультурен" государством хоть в меньшей степени, то он бы не рассуждал, как националист и как примат о том, что философия - мёртвая наука.

Мысль сама по себе не может быть мёртвой. Мёртвым может быть только сознание людей, пытающихся имитировать свою жизнь, чтобы внешне она была похожа на жизнь, но внутри человека, как личности, всё давно уже разложилось. Поэтому и кажется, что нет души, потому что нет ничего за душой, нет никаких ценностей, которых нельзя было бы пощупать руками.

Будет ли Горбачёв отвечать за жизнь того человека, для которого виноградник был смыслом его жизни, и лишившись этого смысла, он не мог больше оставаться на этой земле?
 
Почему в стране, где культура отсутствует или имеет подпольный характер, существует факультет культурологии? Профессия, которая есть на словах, но которой не существует в реальности. В нашей жизни множество значений слов, которые существуют только на бумаге, но отсутствуют в жизни. Поэтому реальность напоминает  театр абсурда, и пытаясь жить в этом абсурде логически и мыслить разумно, ты понимаешь, что это приводит сознание в тупик.


Рецензии