Ю. И. Циттель. О прошлом и настоящем

  6 ноября 2019 года  в Мокроусе появится новая мемориальная доска на здании железнодорожного вокзала. Она связана с именем Циттель Юрия Ивановича – начальника Приволжской железной дороги(1989  - 1994гг.).
     Ровно 25 лет назад  его не стало после покушения в арке дома, куда он шел после работы.
               
                1. Лихие девяностые.
   
     Так сложилось, что в период смены общественного строя и экономического уклада страны Ю.И.Циттель возглавил Приволжскую ж.д. Постановление о его назначении на данную должность подписал  Рыжков Николай Иванович – Глава Правительства Советского Союза.
    Как член коллегии министерства путей сообщения он стоял на защите государственных интересов  в то время, когда в стране происходил парад суверенитетов, безумное растаскивание  державы и её производственных активов.
    В высоких властных структурах прорабатывался вопрос о раздроблении единой железнодорожной сети на мелкие транспортные компании с независимым статусом  по аналогии с «Аэрофлотом».
      Подобные экономические воззрения привели бы к нарушениям технологических циклов, явному  падению эффективности и безопасности движения, представляли угрозу для обороноспособности.
       Разработки такого рода   нововведений уже дали негативные результаты  в дружественной Югославии. Там локомотивы, подвижной состав доходили до границы своих зон ответственности, а далее пассажиры переходили в другие вагоны, грузы перемещались на платформы смежных компаний. В условиях огромных  просторов России реализация таких концепций неминуемо привело бы к катастрофе. Ю.И.Цитель не являлся сторонником подобных подходов и всеми силами отстаивал общественные интересы.
      На уровне Приволжской железной дороги так же существовал «прессинг»  со стороны различных структур, в том числе и  криминальных. Магистраль работала, давала существенную прибыль, платила налоги, сохраняла рабочие места. Вокруг нее стали возникать конфликты интересов. Особенно лакомым  объектом оказался банк «Экспресс - Волга», принадлежавший железной дороге.
    Началось просто физическое уничтожение людей стоявших на защите государственных интересов. Недаром уже нарицательным стало выражение  »лихие девяностые».
     Приволжская железная дорога – это огромный и сложный транспортный механизм. Ее деятельность представлена не только в Саратовской области, но и в Волгоградской и Астраханской.  В те годы  в ее структуре работало около ста тысяч человек.
            
                2. Трагические дни.
       
    Вечером 3 ноября 1994 года Юрий Иванович заслушал доклады о работе подразделений за минувший день и стал собираться домой. Он жил совсем рядом от Управления дороги  - на улице Лермонтова-31, всего в каких - то 400 метров ходьбы пешком. По статусу  у руководителя такого ранга  имелся охранник. Но в этот вечер  Юрий Иванович его отпустил, решил пройтись один, собраться с мыслями. У порога к дому в спину прозвучали несколько выстрелов.
       Три дня за  жизнь пострадавшего боролись врачи реанимации Первой городской больницы. Утром 6 ноября сердце остановилось.
        Похороны прошли 9 ноября на Елшанском кладбище. В полдень   все локомотивы страны дали гудок и приостановили движение на пять минут. Юрию Ивановичу  было всего 55 лет.
      Наемного убийцу и заказчиков не нашли. Уголовное дело даже сейчас с завидной периодичностью возобновляется и закрывается по вновь открывшимся обстоятельствам или из - за информационных «вбросов» в СМИ.

                3. История рядом.

      Ю.И.Циттель родился в Мокроусе 19 сентября 1939 года.
 Сохранилось  и здание довоенного роддома (улица Юнева -20, сейчас  в нем находится зубопротезный  кабинет районной больницы).
      Дом, где жила семья Циттель  существует и сейчас. Это саманный барак, построенный в 1930 году, в год открытия МТС (машинно-тракторной станции)  и предназначавшийся для жилья рабочих предприятия (улица Сельхозтехника – 7, напротив службы Налоговой инспекции).
      История этого строения представляет и  другой краеведческий интерес. В 1941-1943гг. здесь расквартировали военнослужащих 35-ПАМ (передвижной авиационной мастерской), воинской части дислоцированной в Мокроусе и  занимающейся на производственных площадях МТС ремонтом самолетов и их двигателей. Основных же рабочих  в данный период из барака выселили в другие места -  уплотнили к другим семьям.
    В Мокроусе  есть и еще одно место, связанное с семьей Циттель. За железнодорожным мостом в сентябре 1941 года размещался депортационный лагерь, в котором шла концентрация немецкого населения не только Фёдоровского, но и частично Гнаденфлюрского(Первомайского) и Краснокутского кантонов  для отправки в Казахстан и Алтайский край. К этому времени семья с 1940 года жила в селе Кушум(1926-1980), где отец работал кузнецом в колхозе.
     8 сентября 1941г.   эшелоном № 797 (2273 человека)  их отправили на станцию Джемантуз Кокчетавской области.

                4. Германские корни.
   
   Всегда представлял научный  интерес – откуда появилась в Мокроусе семья Циттель, как попала в Поволжье.
     В краеведческом сообществе, занимающемся изучением истории территории Фёдоровского района Саратовской области, появилось следующее понимание происходивших событий. В 1766 году начало нелегкого пути переселения  из Германии в Россию.
   Место жительства в Европе  –  Дурлах.  Известно, что в прошлом - это независимый исторический город, с 1715  графская резиденция,  по фамилии которого и получил название.  Во времена Третьего Рейха принудительно включен в состав города Карлсруэ. В настоящее время — крупнейший район данного мегаполиса.
    Переселенцев 14 июля 1766года  определили в немецкую колонию Райнвальд (Старица) – сейчас  с.Старицкое  Энгельского района Саратовской области.
   Выяснено, что  с такой фамилией  было всего две семьи. Из архивов о них известно следующее:
- Циттель Карл Даниель, хлебопашец,  двадцати лет и его жена такого же возраста – София Фридерика на момент прибытия получили в саратовской канцелярии в качестве подъемных 150 рублей. И уже в 1768г. в хозяйстве имелось 3 лошади, 2 коровы, распахано 1 десятина, посеяно 4 четверика ржи.
  Другая семья: Циттель Якоб( 60 лет), цеховой, вместе с женой Кристиной(50 лет) имевшие троих детей – Якоб(17 лет), Георг Сигизмунд(12 лет) Катарина(10 лет) на обустройство в России получили от канцелярии в Петербурге 12 рублей и воеводской канцелярии в Саратове 150 рублей. На 1768г. в хозяйстве имелось 2 лошади, 5 коров, распахано 1,5 десятины, посеяна 1 четверть ржи.
      В 1857 году в Райнвальде было 7 больших хозяйств Циттель. Именно  оттуда часть членов семьи перебралась в с.Романовка(сейчас Фёдоровский район Саратовской области), а затем в 1936г. в с.Кушум и  на станцию Мокроус.

                5. Железнодорожная династия.

      После депортации мать Юрия Ивановича Надежда Андреевна трудилась  на железнодорожной станции Джемантуз до самой пенсии.
  Дети и внуки Ю.И.Циттель закончили высшие железнодорожные учебные заведения и в дальнейшем связали свою судьбу с транспортом.
   Дочь Ирина работает в том же Управлении дороги, что и отец.

                6. Портретная галерея.
   
    На втором этаже Управления Приволжской ж.д. еще  с начала 90-х гг. появилась картинная галерея с портретами руководителей дороги с момента ее основания. Почетное место здесь занимает  и портрет Ю.И.Циттель.
   Автор работ  - талантливый современный художник Альфия Пономаренко(родилась в г.Энгельс, живет в Москве). В ее творческом багаже  -  портреты крупнейших политических деятелей планеты, успешные выставки во многих мировых центрах искусства.

                7. Общественное движение.

   Тема судьбы Юрия Ивановича Циттель всегда была значимой в поисковой краеведческой работе, наполнялась фактами, встречами с людьми причастными к ней, интересными открытиями. Параллельно шло создание  интернет-проектов освещавших жизнь и деятельность знаменитого руководителя железнодорожной магистрали.
     Весной 2019г. в Мокроусе появилась общественная группа, ставящая своей целью увековечивание памяти Ю.И.Циттеля на его малой родине. Этот путь оказался совсем непростым. Идея заключалась в открытии мемориальной доски на здании железнодорожного вокзала и создании именного сквера на станции. Сотни людей поставили подписи под обращением в поддержку данного проекта.
     А.В.Наумов, Глава Фёдоровского района Саратовской области оказался самым активным сторонником данной инициативы, сумел выстроить отношения с руководством Приволжской железной дороги, финансово обеспечить решение многих задач.
     Предметом непростых дискуссий стал вопрос о месте размещения сквера и мемориальных досок (в планах еще мемориальная доска об открытии станции Мокроус).
     С.Н.Лиходаев,  заместитель начальника Приволжской ж.д., неоднократно вместе со своей командой  приезжал в  Мокроус для решения конкретных задач по воплощению проектов. И уже много сделано для этого: посажены сосны, поставлены лавочки и новый павильон для пассажиров на перроне, отремонтирован вокзал.
    Весомо и то, что подготовлена и сопроводительная архивная документация  для обоснования создаваемых объектов, фотовыставки по истории станции и жизненного пути Ю.И.Циттель. Многое пока еще  не воплощено в жизнь, но обязательно станет реальностью.
   Наверное, самое важное, что в данное патриотическое движение вовлечено большое количество жителей Мокроуса и района.  И у них появляется  гордость   не только от причастности к важному делу, но  и за то место, в котором живут.

На снимке: Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги. Ю.И.Циттель(крайний слева) - начальник отделения. Контроль ремонта пути. Фото 80-х гг. Архив А.Циттель.


Рецензии