Ван клиберн из под крыши октябрьского дворца украи

 ВАН КЛИБЕРН  « ИЗ ПОД  КРЫШИ ОКТЯБРЬСКОГО ДВОРЦА УКРАИНЫ»

   Участие Ванна Клиберна на Первом международном конкурсе имени  Петра Ильича Чайковского  в 1958 году превратилось в своеобразное явление.. Такими же явлениями были последующие концерты музыканта в Советском Союзе.
   Как воспринимались эти концерты в 1960 году? Не будучи музыкально образованным, я сошлюсь на  мнение авторитетного для меня Генриха Густавовича Нейгауза по поводу концерта в Москве:
     « Итак, наивность покоряет прежде всего сердца  миллионов слушателей  Ванна Клиберна..К ней надо прибавить всё то, что видно невооружённым взглядом, вернее слышно невооружённым слухом  в его игре: выразительность, сердечность, грандиозное пианистическое мастерство, предельная мощность, а также мягкость и задушевность звука, способность перевоплощаться, правда, ещё не достигшая  своего предела ( вероятно, по молодости лет), широкое дыхание, «крупный план.»…Его музицирование не позволяет ему никогда ( не в пример многим молодым пианистам) брать преувеличенно быстрые темпы, «загонять»  произведение. Ясность и пластичность  фразы, превосходная полифония, чувство целого -  не перечесть всего, что радует в игре Клиберна. Мне представляется – он самый  настоящий яркий последователь Рахманинова, испытавший с детских лет  всё очарование и поистине демоническое влияние игры великого русского пианиста…..» 
  Современники отмечали, что Нейгауз был во всём поэтически точен. Вспоминаю это  как из чувства преклонения перед великим музыкантом, но и  из-за обязанности описать правду художественного переживания, так как  воочию видел и слышал Клиберна в концерте в Киеве в мае  1960 года.
    В конце апреля 1960 года в Киев, после гастролей в Москве и Ленинграде приехала американская труппа с мюзиклом «Моя прекрасная леди».Ей необходимы были рабочие сцены для разгрузки фур с декорациями и оборудованием , монтированием и сопровождением представлений. Я, студент технологического института, подрабатывающий ранее рабочим сцены в Драматическом театре имени И.Франка, в то время занимался дипломной работой и «был свободен».Узнав о возможности целый месяц подработать,  тем более за хорошую плату (90 рублей при стипендии в 27 р.). я и ещё такой же студент, мой товарищ с подобным опытом подработки, пройдя «собеседования» с соответствующими «товарищами» о сложности работы с иностранцами, устроились на временную работу.
     Всё происходило в Октябрьском Дворце Профсоюзов Украины. Все подготовительные работы проделаны, начались спектакли. Зал всегда был полон, за исключением нескольких дней, когда был сбит Пауэрс и партийно-профсоюзные органы стимулировали возврат билетов по политическим причинам…Но потом из-за блистательных отзывов о мюзикле зал опять постоянно был полон.
   Нам необходимо было приходить точно к 18 часам, к «спецпроверке», спектакль начинался в 19-00. И вот в один из дней на сцене перед спектаклем, когда артисты «разминали, распевали» некоторые сцены, появился молодой стройный человек, с которым по-свойски обращались американские артисты. И мы узнали воочию, что это знаменитый Ван Клиберн. Того, которого мы видели только по телевизору, можно было даже «потрогать»… Оказывается, завтра он будет здесь в 15 часов давать концерт а билеты на этот концерт уже давно и по-блату распределены  раскуплены…Но мы же здесь работаем!...И так пройдём…Дулю  с маком….Предупредили, что до 18  часов дворец буде под спец охраной из-за «поломничества» поклонниц Вана Клиберна…. И действительно, в антракте спектакля, когда мы вышли во двор Дворца подышат свежим воздухом, к нам подходили девчонки и уговаривали как - нибудь провести их завтра на концерт,..соглашались даже просидеть ночь в какой -  нибудь коробке…..Такой ажиотаж подхлестнул интерес:  надо самому попасть…Но как??? Обычным рабочим путём исключено….Есть вариант…В левом крыле Дворца, где занималась разного рода самодеятельность. вход отдельный, есть комнаты для занятий…и есть комнаты-раздевалки на 4-ом этаже, куда мы иногда в дни с двумя спектаклями в эту длинную паузу между ними заходили отдохнуть и перекусить «ссобойкой»…К одной из таких комнат-раздевалок подходил ключ от нашей комнаты в студенческом общежитии…Своим планом я ни с кем не поделился, мало ли что, и утром следующего дня, дата выпала из памяти, прихватив с собой книгу для долгого чтения и «ссобойку» отправился во Дворец.
   Дежурная в левом крыле спросила: «Куда ??» Я что-то соврал, и так как было рано, она ,наверное, подумала о возможных утренних занятиях..Я спокойно поднялся на 4-ый этаж (он выше 3-его яруса) нашёл нужную комнату, открыл удачно, и закрыл изнутри…Теперь с 9 до 15-00 мне нужно здесь тихо отсидеться, а затем перед началом концерта в 15-00 спокойно выйти к 3-ему ярусу…Сначала  читал, потом на четырёх стульях немного поспал, потом уничтожил «ссобойку»….14-30…Пора выходить…У третьего яруса уже во-всю ходит народ…Когда рядом  никого нет пытаюсь выйти: вставляю ключ в замок….а он не поворачивается….Ещё попытка….Ещё попытка…Безрезультатно…В душе паника – что же делать? Стучать в дверь? Но там же совсем посторонние люди, пришедшие на концерт!? А я – безбилетник…..
     Уже 15-00, за дверью тишина…..раздались аплодисменты издали…А я в полной прострации…Так вляпаться…
    Вдруг ..сзади  откуда-то послушались совсем тихие звуки фортепьяно…Я отошёл назад…Музыка слышна была из тёмного  отсека, примыкающего к  раздевалке в этой гримёрке. Тихо вошёл в него, и почувствовал, что звук идёт от задней необработанной кирпичной стены со щелями….Я приник к ней и сквозь щель увидел далеко внизу сцену с роялем…Прислонив ухо к щели, я довольно хорошо слышал музыку…Меня это устраивало и  я смирился…хотя пришлось из-за расположения щели стоять на коленях….
     Сказать о том, что музыка меня, музыкально необразованного молодого человека  захватила – это не сказать ничего…Концерт прошёл на одном дыхании, как для исполнителя, так и для пришедших поклонников. До меня звуки музыки долетали с отражением от колосников и купола, и это завораживало фантастично. Я весь был поглащён услышанным… Сквозь щель я видел как зрители забрасывали его цветами, как он охотно исполнял на бис, как зрители «наваливались» на сцену….( Позже я узнал, что исполнялось в тот концерт: Брамс, Прокофьев, Рахманинов, а на бис Шопен и Лист…)
     Концерт закончился, зрители расходятся..Я смелее постучал в свою неоткрывшуюся  дверь..Кто-то подошёл и я попросил подошедшего передать дежурной на посту, что дверь в комнате №…на четвёртом этаже захлопнулась, а там человек…Вскоре она пришла, удивилась, выпустила меня, и я успел к «спецперекличке» на сцене перед рабочим спектаклем мюзикла.
   К чему я вспомнил эту историю?
2019год.А рассказ о концерте в 1960 году. И ,если ОН через 60 лет сохранился в моей душе, то можно утверждать о волшебстве настоящего искусства…
  А какой концерт 2019года вспомнится Вами через 60 лет???
   


Рецензии