Д. Мyнх. Pax Mongolica-10

Папка «Издания» вмещает произведения авторов, изданные мной специально для монгольской цивилизации

Д. Мyнх. Pax Mongolica
(Продолжение. Начало в предыдущих публикациях).

Часть II.  Монгольская теория государства
или философия «Тэнгрианства»

(Резюме по книге Ц. Эрдэмт - «Торийн тухайт монгол онол. Туух, философи, хуулийн эш»).

«Чистое государство» на примере структуры монгольского государства 13-го века выглядит следующим образом. [Ц. Эрдэмт, 2018, с.88]. См. рис 2 в начале: Рис. Их Монгол улсын торийн байгуулал (Устройство государства Их Монгол)

Кочевник хорошо понимал различие между законодательной властью и исполнительной, так как этому не мешала институализация представительной функции. Оседлый же человек верит в то, что представительство его воли (голоса) есть действительное его представительство. Поэтому он так стремится в законодательную власть. Для кочевника же только прямое  выполнение им самим исполнительной функции является  его действительным «представительство» в государстве. 
(Впрочем, это не относится к современным монголам, которые утратили данный архетип мышления).

Философия монгольской теории государства
(Отдельные схемы и рисунки на этом ресурсе разместить невозможно. Вся работа с рисунками и схемами будет размещена по адресу: http://azarovskiy.livejournal.com/ ).

Философия кочевого экологизма  выражается как забота о Небесном саде, дарованным  Вечным Небом.  М;нх Тэнгэр понимается как Природа в широком смысле – это синтез самосознания Природы (в лице человека) и её тела, Этугэн  Дэлхий.   

Экологизм природный таким образом является одновременно экологией социальных отношений.  Жить по Природе звучит как жить в соответствии с высшими нравственными законами.  А так как эти законы от Неба, то кочевник не «защитник экологии»,  а Воин Неба, Тэнгэрин Заят.

Здесь Тор-модель из пирамиды эволюционирует в юрту, как храм, открытый Земле и Небу.
Человек – в этой «ТОР-юрте» есть «Ось» (Мон-Гол), соединяющая два мира Природы.
1) М;НХ ТЭНГЭР, Оюн Чанар (хусэн) – интегральная сущность мира, Мировой Дух, Разум. Или говоря более рационально, это – всеобщий закон единства природы и человека, который обобщённо выражается как природность человека и человечность природы.

2) ТОР – высшая форма человеческого понимания М;НХ  ТЭНГЭР.  Представлена в различных артефактах кочевого мира, таких как Алтан Аялгу, Гэсэр, Нюуса Тобшо, Яса,  Билиг и др., а также в традициях, в кочевом быте, в самом этническом менталитете – во всем духовном наследии, психологии и сознании монголов. Это – «Big Data» цивилизации.
3) ТОР УЛС –  высшая форма общности, которая образуется в результате того, что народ строит свою жизнь по законам двух миров – Земли и Неба, и таким образом, народ существует не как «просто» народ, а как ТОР УЛС.
4) ТОР  ЗАСАГ – высшая форма политической организации ТОР УЛС, когда  народ строит по законам нравственности (ТОРу) не только свои общественные отношения, но также и отношения с природой. Его элементами являются – живая демократия и экологическое хозяйство. 
5) АЙЛ БYЛ  –  семья, как первичное звено государства  ТОР ЗАСАГ. Здесь имеется в виду ее функция передачи новым поколениям высших знаний, навыков государственного общения, опыта гражданской жизни. 
6) УТЭГЭН  ДЭЛХИЙ – как  жизненное пространство человека (народа) это – не имя, а категория. Выражает уровни существования человека: 
– место рождения народа, ПМЖ, данное ему природой.         
– этносоциум, как первичную социальную общность, которую образует языковая, культурная, духовная среда общения.
– экосистему, как неорганическое продолжение тела народа, связанного с ней множеством физических, химических, биохимических и др. процессов.
–  политическое пространство, или территорию государства. 
– материальное бытие М;НХ  ТЭНГЭР,  «небесный сад» на земле. Или этико-духовное измерение природы.
– «Чистое государство» как среду, в которой достигнуто единство политического и нравственного существования человека.
7) ХYН – человек, который идет по Небесному пути. Или это тот самый человек, который является полноценным соучастником Неба в его работе по возделыванию природы человеческой и материальной.   

Рассмотрим детальнее отдельные пункты. 

А) УТЭГЭН ДЭЛХИЙ, в смысле природы, даёт АЙЛ БYЛ (семье) энергию физического существования, жизненные ресурсы.  Но этого явно недостаточно для объяснения того, почему она становится звеном ТОР ЗАСАГ и почему народ становится ТОР УЛС?  Или – почему данные элементы образуют вертикаль  ТОР-государства? Требуется ввести еще один фактор взаимодействия природы и человека. Это – то, что называется пассионарной энергией. 
Народ становится носителем законов Мирового Разума, М;НХ ТЭНГЭР,  не по какому-то наитию, чуду или его особенности.  Более убедительно звучит то, что народ становится ТОР УЛС благодаря первичной помощи Матери-природы, или – заряду природной энергии, который передаётся по пищевой, биохимической  цепочке экосистемных процессов. Народ, который живет тихо, мирно, по природе, как один из представителей фауны данной экосистемы это – популяция людей.  Народ с маленькой буквы. И вот, в экосистеме начинается некий новый виток энергетического подъёма, все процессы в ней ускоряются, обмен веществ и энергии между всеми её элементами переходит на более высокий энергетический уровень.  Все это передаётся человеку в основном через еду, а также через другие каналы взаимодействия со средой, включая прямое излучение естественной радиации земли и солнца. Это влияет на работу его генетической системы и отсюда происходит перемена в его психофизиологическом состоянии.  В свою очередь, изменение  психофизиологического состояния изменяет ритм, тип, течение процесса мышления, сознания, восприятия окружающей действительности. А изменённое состояние сознания оказывает воздействие, в первую очередь, на отношения между людьми.  Эти отношения становятся «высокими», (до этого были «приземленные»).  Народ меняется. Всё в нём меняется, что это начинают замечать соседи. Таким образом, народ превращается в «этнос», согласно теории Л. Н. Гумилева.
Сам человек слаб, чтобы единолично творить историю и влиять на состояние ландшафта.  Ему необходима помощь Природы. Это, может быть, задевает высокое самомнение человека, который считает себя «царем природы». Но глупость и тупость его тоже – как раз следствие обделенности его природой в данном смысле. Народ, который живёт в соответствии с Природой, скорее всего будет мил ей.  Она подарит ему энергию исторической – человеческой жизни. 
Хотя сегодня человек по своим техническим возможностям приближается к силам природы. Но это значит, что он может теперь и сам помогать ей. Не вечно же ему быть иждивенцем.  В противном случае, надо так полагать, придёт конец и ему, и самой нашей планете.
Продолжим мысль. Получить энергию природы это – ещё не всё. Не всякий народ, к которому была благосклонна природа, оказывается благодарным. Бывает, что природный заряд не получает высшей, духовной реализации, а остаётся на уровне именно простой физиологической энергии. В таком случае, энергия расходуется не самым лучшим образом, в основном – в войнах.   

 Б) Человек между М;НХ ТЭНГЭР  и  УТЭГЭН ДЭЛХИЙ  воплощает в своёй собственной природе их внутреннее единство.  Более конкретно говоря, эти два мира символизируют единство человека и природы, как осознающей себя материи и «бессознательной» материи.   
В чём это единство заключается?  Во-первых, природа выступает предметом, который человек использует, употребляет, допытывается.  Но, ведь, он использует всякие разные предметы природы и всякими способами – в этом он не имеет пределов биологически, то есть, как вид живого существа на нашей планете. А именно это и есть, собственно способ развития. Как вид Homo Sapiens он универсален по своим свойствам.  Этим он отличается от остальных живых существ. Это его свойство делает вещество природы, всю природу в целом неким учебником, изучая который он развивается и становится человеком. Таким образом, природа выступает человеческой сущностью. В этом – «человечность природы». 
Во-вторых, природа для человека является неорганическим продолжением его тела,  человек – материальная часть природы. Но, как такая часть, он есть её самосознание.  И здесь – «природность человека». (В кавычки взяты определения Маркса).
Таким образом, человек есть подлинное единство природы и человека. Эта глубинная суть отображена в философии монгольской теории государства. 
В) Некоторые связи между ТОР и ТОР УЛС,  УЛС и УТЭГЭН ДЭЛХИЙ. ТОР – Идея Неба.  ТОР УЛС – носитель Идеи Неба (народ).  Улс – народ, который уже/ещё не является таким носителем. УТЭГЭН ДЭЛХИЙ выступает фактором, провоцирующим превращение УЛС  в  ТОР УЛС.
Приходит «Осень», народ-носитель отступает от своего первоначального Пути. Когда он умирает как «этнос», когда энергия природы в нём растрачивается полностью, в нём может оставаться память.
В таком случае, исчезает ТОР УЛС.  Однако ТОР остается, поскольку оно запечатлено во внешних материальных носителях, в том же «Алтан Аялгу», например.  Остаётся в культурных традициях, даже в предрассудках.    
Когда народ, Улс, получает заряд энергии от своей экосистемы, он обретает некоторый творческий потенциал, который требует своей реализации. Но природная энергия сама по себе ещё недостаточна. Народу нужно её использовать, чтобы получить шанс продолжения дальнейшего исторического развития.   А для этого уже требуется энергия иного рода. Не важно как её называть. М;НХ ТЭНГЭР,  ТОР, ТОР УЛС – это лишь возможные варианты.  Важно же то, чтобы энергия возрождения осознавала себя таковой, и осознавала не как-нибудь, а в высоких Социальных Идеях. 
Тогда, есть шанс родиться снова в лице нового «этноса».  Таким образом, явление этноса, описанное гумилевской теорией, выступает еще одним из измерений УТЭГЭН ДЭЛХИЙ.
Энергия этноса возникает естественно. Однако возможности человека приближаются к геологическим силам. Можно ли это понимать как фактор искусственного производства этноса?  Если оставаться в рамках пассионарной концепции, то человек может повлиять на свою этническую судьбу при условии, что прежний этнический процесс вполне закончился. Требуется достаточно «потрепанное» состояние народа, чтобы его субэтнические элементы сошли с пути трайбализма и сепаратизма и устремились к интеграции.  Если такое условие выполняется, то следующим сильным и вполне искусственным фактором может стать изменение традиционного хозяйственного уклада народа, как  перехода на новый уровень взаимодействия со своей экосистемой. Дополнительным моментом является то, что  экосистема, в которой народ находится на данный момент, является ему родной, то есть, что он, как прежний этнос, был рожден ею. 

Г) АЙЛ БYЛ.  Семья, как  структурная единица государства ТОР ЗАСАГ, выполняет свою функцию различными способами. Прежде всего она несет функцию передачи памяти поколений, тот самый этноментал, который является одним из многих воплощений Идеи ТОР. С другой стороны, воспроизводство популяции также есть передача памяти на генетическом уровне. Хозяйственное воспроизводство, воспроизводство первичной социальной, психической, эмоциональной, интеллектуальной среды существования также есть формы сохранения и продолжения идейной традиции народа.  Наконец, семья воплощает в себе единство небесного – мужского и женского – земного начал мироздания. Поэтому жилье, дом выступает  храмом, местом, где семья символизирует гармонию мира.

) Урх, отверстие купола юрты, служащее дымоходом.  Символизирует Тоонто, некую метафорическую линзу, проецирующую в дом изображение М;НХ ТЭНГЭР, и освящающую её как храм. 
2) Тооно, обод, закрепляющий в единое кольцо жерди потолка (Уня), как символ ТОР ЗАСАГ. 
3)  Уня, потолок юрты, состоящий из множества  жердин, как символ Б;;, то есть, людей, обладающих Знанием, и духовно соединяющих народ с властью. Б;; – человек - простой арат, воин, командир, шаман - любой, кто  обладает знанием о сакральной стороне жизни и осуществляет его передачу.
4) Хана, стена юрты. Символизирует народ. 
5) Гал, очаг дома.  Символ Души (hунэhэн, сунс) дома и человека.
6) Газар, земля. Символ  жизненного пространства, УТЭГЭН ДЭЛХИЙ.
7) Эзэн, хозяин дома. Он же – Б;;, настоятель Храма,  человек, несущий Дух Неба, или одним словом, ХYН (ЧЕЛОВЕК).

Элементы постиндустриального общества образуют единую политэкономическую, техникотехнологическую и экохозяйственную систему, в которой участие человека в непосредственном процессе создания конечного продукта отсутствует.  Средства производства  «экпроприированы» у человека машинами и роботами. Текущее управление экономикой – в «руках» АСУ производством в масштабе всего общественного производства. Стратегическое управление экономикой осуществляется системой НИИ планирования общественного хозяйства. 
Роботы отнимут у человека работу – но лишь для того, чтобы «работа» стала для него самореализацией,  непосредственно не связанной с обеспечением его средствами физического  существования.  Вернее говоря, дело, как всегда, не в вещах, а в самих людях – роботы дадут человеку лишь шанс для того, чтобы он построил такое  общество. Использует ли он его?

Монгольскому экологизму отвечает экологизм, заложенный в самих технологиях постиндустриальной системы хозяйства. Глубокая переработка сырья, системная организация производства в масшабе всего народного хозяйства, изменение экономических целей общества – вот одни из основных предпосылок Нового будущего. До сих пор будущее у человека было «старым».
 Монгольский коллективизм, выраженный афоризмом – хун хуний хучинд (человеку нужен человек) возник, конечно, на ограниченной базе кочевого хозяйства, не умевшего разделять людей по экономическим интересам. Но в постиндустриальном обществе заложено дальнейшее продолжение политэкономии кочевого мира – путем высвобождения экономики из сферы материального производства. 
В политическом же отношении, он пока что остается ориентиром будущего общества.

1000  экополисов равномерно покрывают всю территорию страны и образуют единую инфраструктурную сеть. Каждый экополис это – звено в производственно-территориальном разделении страны и система производств, включенная в общую автоматизированную систему национального производства в целом. Отсутствует такое явление как отходы производства и коммунально-бытовые отходы.
Тип расселения и жилья здесь уже не определяется традиционной экономической ролью человека в качестве рабочей силы. Он будет соответствовать новой форме экономической ценности человека, которую несет с собой Новая промышленная революция. 
Очевидно, это будет сочетание сельского типа расселения с высокотехнологичными условиями жизни.

Продолжение следует.


Рецензии