Призрачное счастье. 37 глава

     Доехав до Берёзовой рощи, Мария и Дарья прошли вдоль улицы и подошли к калитке.
     - Как тебе невестка твоя? - спросила Дарья.
     - Какая невестка? - не поняла Мария.
     - Виктор тебе кто? Сын? Значит Сонечка твоя невестка. Очень красивая девушка, скромная такая, мне понравилась, - сказала Дарья.
     Мария открыла калитку и они вошли во двор.
     - Я как-то не подумала об этом. Да, Сонечка и мне понравилась. Хорошая девушка. Двор заброшен, вскопать бы надо, цветы посадить. Скажу Андрею, чтобы в воскресенье занялся двором. Сама не могу, живот мешает, - оглядывая двор, сказала Мария.
     - Ты права, это мужское дело. Рассаду купить надо, можно помидоры посадить, баклажаны, а что, свой огород, это же как хорошо, - сказала Дарья, когда Мария с удивлением посмотрела на неё.
     Разложив продукты на столе, они принялись за работу. Дарья ловко порезала овощи на салат, потом заправила растительным маслом, второй салат, залила сметаной.
     - Грибы со сметаной вкуснее, - сказала Дарья, пока Мария лепила котлеты.
     - Ну, салаты готовы, что ещё делать? - спросила Дарья.
     - Наверное здесь, на террасе стол накроем? Тут просторнее и светлее.      
     Возьми скатерть в ящике буфета, постели на стол, - попросила Мария.
     К пяти часам пришли Виктор и Сонечка. Мария открыла калитку и вместе с ними зашла на террасу. Стол был уже накрыт, поставлены приборы на всех, Андрея и Стаса всё не было.
     - Где же они так долго задержались? - выглядывая в окно, произнесла Мария.
     - Хороший дом, видать, с умом строили, добротный, - сказал Виктор, вместе с женой осмотрев все комнаты и вернувшись на террасу.
     - Отец Андрея ещё строил, давно. Скоро они возвращаются из Африки, - сказала Мария.
     - Что они там потеряли, в этой Африке? - удивился Виктор.
     - Работать уехали, по направлению, - ответила Мария.
     Наконец, на террасу зашли Андрей и Стас, держа в руках коробку с тортом и бутылку вина. Виктора Андрей увидеть никак не ожидал, они пожали друг другу руки.
     - Вернулся, значит? Надеюсь, навсегда, или опять романтика позовёт? - спросил Андрей.
     - Да нет, хватит, поработал. Познакомтесь, моя жена, Сонечка, - сказал Виктор, представляя жену Стасу и Андрею.
     - Очень приятно, Стас, - легонько пожав руку девушки, сказал Стас.
     - Андрей. Муж Марии, - так же пожимая руку Сонечке, сказал Андрей.
     За столом оживлённо беседовали, вспоминая Ольгу, ради которой здесь все и собрались.
     - Мам, ты от папы писем не получала? - вдруг спросил Виктор, возле которого сидела Мария.
     Она опешила от неожиданности.
     - Мы ведь с ним разошлись, мне он писать не будет, да и незачем, -  так же тихо ответила Мария.
     - Может тёте Насте написал? Надо адрес узнать и написать ему. Может посылку послать нужно или самому поехать и проведать его. Отец, всё-таки. Как он там? За что его посадили? - спросил Виктор.
     - Я не хотела тебе об этом говорить, но ты сам завёл этот разговор, сынок. Он жестоко избил меня и хотел задушить, восемь лет ему дали, два года прошло... - ответила Мария.
     - Как жаль... правда? Я что спросить хотел, тётя Настя сказала мне, что свой дом Ольге отписала, а она уехала. Может и не вернётся уже? Тётя Настя уже старая, я бы снёс забор, объединил её и свой дом, дверь из комнаты открыл бы, да ремонта дом требует. Я ведь с деньгами приехал, не с пустым карманом. Что скажешь? - спросил Виктор.
     - Настя ещё жива, Витя, ты не торопишься? - удивилась Мария.
     - Она постарела, мама, а после смерти сына и сестры и вовсе сдала. Не сегодня завтра умрёт, но я же не гоню её, пусть живёт, умрёт, сам похороню. Завтра поговорю с ней, начну ремонт, за лето его и закончу, - ответил Виктор.
     Мария не знала, что ответить пасынку, она растерялась.
     - Но ведь половина дома, где живёт Настя, теперь Ольге принадлежит. Закончит институт, вернётся, может замуж выйдет, всё крыша над головой будет. - сказала Мария.
     - Не думаю, что она вернётся. Новосибирск - большой город, не чета нашему городку. Может и вовсе там замуж выйдет, да и жена у мужа должна жить, как вот и ты, - сказал Виктор.
     - Тебе что, не хватает того, что ты имеешь? - глухим голосом спросила Мария.
     - Я о будущем думаю. Вот отец вернётся, дети у нас родятся, конечно, тесно будет, две комнаты, кухня и коридор, два в одном, ты же понимаешь, - ответил Виктор.
     - Можешь с Настей поговорить, она сама изъявила желание отписать свою половину дома Ольге, сказала, так справедливо будет и ты, и Ольга племенниками ей приходитесь. И у тебя, и у Ольги крыша над головой будет. Слава Богу, я ещё жива и не оставлю дочь на улице, - сказала Мария, начиная злиться.
     - Вот и хорошо. Да и дом у вас большой, больше, чем наши два дома вместе взятые, - сказал Виктор.
     - Скоро родители Андрея приедут, ребёнок у нас будет, но ты прав, дом большой, всем места хватит, - ответила Мария.
     - Не страшно, в твоём возрасте рожать? Как жаль... отец в тюрьме, Ольга уехала... - сказал Виктор и встал, чтобы выйти во двор покурить.
     Андрей и Стас вышли следом.
     Мария так и не поняла, что ему жаль, того, что отец в тюрьме сидит, что Ольга уехала, или то, что у неё ребёнок будет. Она никогда не вспоминала о Грише, словно закрыла страницу той жизни. Но Виктора Мария понимала, какой- никакой, Гриша его отец, Виктор был совестливым и добрым.
     - У Вас скоро ребёнок родится, поздравляю, - сказал Виктор, когда мужчины вышли во двор.
     - Я очень счастлив, спасибо, Виктор. Надеюсь и у вас дети будут, - ответил Андрей, делая глубокую затяжку.
     - Мы перед самым отъездом поженились, успеется. А я вот думаю... если бы Вы не появились в жизни матери, может мама с отцом были бы счастливы. А теперь, отец в тюрьме, а вы, вроде как, забыли о нём, - сказал Виктор.
     - В том, что отец твой в тюрьме, виноват только он сам. Ни Мария, ни тем более я, этого не хотели. Милицию Дарья вызвала, когда едва оттащила твоего отца от Марии. На ней живого места не было, избив её, он начал душить. За сделанное, твой отец сидит в тюрьме. Ведь можно было все решить мирным путем, просто разойтись. Ведь ни он, ни Мария не любили друг друга. А без любви, какая семья? Согласись, - ответил Андрей.
     - Они шестнадцать лет вместе прожили и дальше бы жили, если бы не Вы, - сказал Виктор.
     - Их брак и без меня был обречён, не стоит меня в этом винить. Я просто очень люблю Марию, она любит меня. И мы с ней счастливы, Виктор. Каждый заслуживает счастья, ты и сам женился, вижу, как смотришь на свою жену, однажды, ты поймёшь меня, я уверен, - ответил Андрей, бросив окурок на землю и возвращаясь в дом.
     Виктор возвращаться не спешил, Стас стоял рядом с ним.
     - Андрей хороший мужик, зря ты так, - сказал Стас.
     - Может и зря... - задумчиво ответил Виктор.
     Вернувшись в дом, он позвал Сонечку.
     - Мы пойдём, поздно уже, - сказал он.
     - Как же так? Вы толком и не поели. Давай, я тебе хоть котлеты положу, что ли, кусок торта отрежу, - захлопотала Мария.
     - Не нужно, мы поели. Пошли, дорогая, - сказал Виктор, так и не сев за стол.
     - И я, пожалуй, пойду, а то одной добираться страшновато, да и правда, поздно уже. Мои волнуются, наверное, не знают, что я к тебе ушла, - сказала Дарья, вставая из-за стола.
     Мария положила Дарье с собой котлеты и отрезала кусок торта, потом, вместе с Андреем, вышла их проводить.
     - Виктор, кажется, меня во всём винит, - закрыв калитку и возвращаясь в дом, сказал Андрей.
     - А ты то тут при чём? - удивилась Мария.
     - Ладно, не думай об этом. Успокоится парень. Его тоже можно понять, может просто ревнует тебя ко мне, - улыбнувшись, ответил Андрей.
     - Он за отца переживает, - сказала Мария.
     Стас уходить не торопился, Мария убрала лишнее со стола и помыла посуду.
     - Устала я, спать пошла. Стас? Ты оставайся, поздно уже, автобусы давно не ходят, - сказала Мария.
     - Хорошо, завтра утром вместе с Андреем пойдём в автомастерскую, если не поторопиться, будут полгода тянуть с ремонтом машины, - сказал Стас.
     - Ляжешь в комнате Ольги, я там чистое постельное бельё застелила, - сказала Мария, уходя в свою спальню.
     Проводив Дарью до дома, Виктор с женой пешком пошли до своего дома.
     - А ты чего без настроения, Витенька? Вечер такой хороший был и мама у тебя такая добрая, - спросила Сонечка.
     Она говорила на русском языке с красивым акцентом, что очень нравилось Виктору. Он обнял её за плечи.
     - Мария мне не родная, она вторая жена моего отца... была. Но она вырастила меня и я её по-своему люблю. Отца жаль, ещё шесть лет тюрьмы, это много. Нужно проведать его, - ответил Виктор.
     - Ты прав, твоему отцу сейчас нелегко. Обязательно нужно к нему поехать, - сказала Сонечка.
     Мария лежала на кровати и вспоминала слова Виктора. Впрочем, он всегда был честным, прямолинейным, ложь не любил, вот и высказал всё, что было у него на уме. Мария искала оправдание Виктору, думала, что он прав, говоря, что отец вернётся, у них дети пойдут. Марией вдруг овладело чувство вины перед Виктором. Андрей не приходил  но Мария слышала их голоса, хотя разобрать, о чём они говорили, было невозможно. Слова Виктора не выходили у неё из головы.
     - Наверное, он прав, вернётся Гриша и ему надо где-то жить, это его дом по праву. А Ольга... не думаю, что она вообще захочет сюда вернуться, а даже если и вернётся, навряд ли захочет жить в том доме. Пусть Виктор делает так, как хочет, я мешать не буду. Да он и слушать меня не будет, - думала Мария, засыпая.
     Стас, когда они поднялись из-за стола, вошёл в комнату Ольги. Он с трепетом осмотрелся по сторонам. На одной стене, над кроватью, висел небольшой ковёр, напротив - письменный стол и на стене - открытки с любимыми артистами кино,  Орловой, Ладыниной, Зельдина, Крючкова, Кадочникова, Серовой, Циликовской, Самойлова, Оленева... Стас лёг и обняв подушку, на которой спала Ольга, глубоко вдохнул, подумав, что ещё сохранился запах любимой.
     Утром, когда Мария проснулась позже обычного, Андрея и Стаса дома уже не было, умывшись, Мария зашла на кухню. На столе стояло всё, как она вчера вечером и оставила. Умывшись, она позавтракала и переодевшись, вышла из дома. Ей нужно было пойти в поликлинику. Каково же было её удивление, когда она узнала, что Надежду Анатольевну уволили с работы, а вместо неё в кабинете сидела пожилая еврейка, Виктория Францевна, медсестрой была Рита.
     - Я пришла сдавать анализы и на обследование, думала, Надежда Анатольевна... - начала говорить Мария, но акушерка сказала, что теперь она принимает в этом кабинете.
     - Если Вас это не устраивает, зайдите к главному врачу. Вам, кажется, три месяца до родов осталось... - сказала Виктория Францевна, просматривая карточку Марии.
     - Да, три месяца с небольшим, - ответила Мария, посмотрев на Риту.
     - Надежда Анатольевна сама написала заявление, когда ей предложили это сделать и предоставили аргументы, о которых Вы знаете, - сказала девушка.
     - Риточка, напишите направления на анализы, потом зайдите ко мне, - картавя букву "р", сказала Виктория Францевна, обращаясь и к Марие.
     - Надо же... каждый в ответе за свои поступки. Интересно, а Жанна что же? Она останется безнаказанной? - подумала Мария, выходя из кабинета.
     Сдав анализы, она вернулась обратно, её обследовала акушерка, измерив сантиметром живот, послушав сердцебиение ребёнка, она написала в анкете все данные и сказала Марие, чтобы та пришла через месяц. Марие понравилась Виктория Францевна, видно было, что женщина опытный врач и дотошная. Домой идти не хотелось, дойдя до остановки, она села в автобус и доехала до дома Насти. Женщина сидела на старой скамейке, возле своей калитки. Мария подошла к ней и поздоровалась.
     - Мария? Рада тебя видеть. Ты наверное к Виктору? А его нет дома, в магазин ушёл, его жена дома, - сказала Настя, отодвигаясь, давая место для Марии.
     - Я садиться не буду, Настя, скамейка низкая, неудобно мне. Я лучше зайду в дом, подожду Виктора, - сказала Мария.
     - А я посижу... дома сыро и темно... - пробормотала Настя.
     Дверь в дом была открыта, но Мария постучала и только потом вошла. Сонечка убиралась в доме и не слышала, как пришла Мария.
     - Соня? Ты дома? - позвала Мария.
     Из комнаты выбежала Сонечка, держа в руках половую тряпку.
     - Ой, здравствуйте. А я вот, полы мыла в комнатах. Проходите, садитесь. Виктор сейчас вернётся, он в магазин ушёл, - сказала Сонечка, пододвигая Марие стул.
     - Спасибо, дорогая, я ненадолго зашла, повидать вас хотела. Как вчера посидели? Хорошо доехали? - спросила Мария, не зная, о чём говорить с молодой девушкой.
     - Да, автобус пришёл быстро, мы сначала тётю Дарью проводили, поздно было, а потом сами пешком до дома дошли. А вот и Виктор, - радостно сказала Сонечка, увидев в дверях мужа.
     - Мама? Случилось что-то? Вроде, вчера виделись, - удивился Виктор, увидев Марию.
     Сонечка взяла из его рук сетку и поставила на стол. Потом помыла руки и стала выкладывать продукты на стол.
     - Ничего не случилось, сынок. Что может за ночь случиться? Просто зашла... поговорить хотела, - замешкавшись, ответила Мария.
     - Даже за минуту всё может случиться, мама. У нас на стройке парень с высоты упал, разбился на смерть. Утром домой хотел ехать. Так что, всё может случиться, - сказал Виктор.
     - Какие ужасы ты рассказываешь, сынок. Не приведи Господь! - испуганно произнесла Мария.
     - Так о чём ты хотела поговорить со мной? - спросил Виктор.
     Мария посмотрела на Сонечку, не зная, можно ли говорить при ней.
     - У меня от жены секретов нет, мама, говори, что хотела, - сказал Виктор, заметив растерянный взгляд Марии.


Рецензии