Шухов. Формула невежества
Архивные документы – вещь, безусловно, необходимая. Но лишь для тех, кто умеет их читать и имеет определенный кругозор. С теми, кто этими качествами не обладает, архивные материалы могут сыграть злую шутку.
Вот самый свежий пример.
В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка под названием "Шухов. Формула архитектуры". Целую стену одного из залов экспозиции занимают фотографии мостов Средне-Сибирской железной дороги. Под ними табличка, гласящая: "Мосты построены по проекту В.Г. Шухова. Руководитель строительства инженер-строитель Е.К. Кнорре".
При виде этого заявления каждый, кто хотя бы немного знаком с историей российской инженерной мысли, неминуемо встает в тупик. Ведь хорошо известно, что упомянутые мосты – детище выдающегося инженера-мостостроителя Лавра Дмитриевича Проскурякова; построенный в 1896 году мост через Енисей в свое время считался чудом техники и был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже, где его модель произвела фурор. А в Москве Л.Д. Проскуряков возвел два великолепных арочных моста на Окружной железной дороге; они живы до сих пор, хотя изрядно изуродованы при переделке в пешеходные.
Всего этого не знают, однако, кураторы выставки, Елена Власова и Марк Акопян. Поэтому, найдя в фонде В.Г. Шухова в Архиве РАН альбом с фотографиями упомянутых мостов, они не задумались о том, как он мог туда попасть, а попросту извлекли листы и разместили в экспозиции.
А история этого альбома на самом деле очень проста.
В 1880-х годах Евгений Карлович Кнорре был сотрудником "Строительной конторы А.В. Бари", вместе с В.Г. Шуховым и К.Э. Лембке разрабатывал "Проект московского водоснабжения". Когда началось строительство Великого сибирского пути, Кнорре, к тому времени уже покинувший фирму Бари, руководил возведением спроектированных Л.Д. Проскуряковым мостов, для которых использовал собственную конструкцию деревянных кессонов. При этом он продолжал поддерживать дружеские отношения с В.Г. Шуховым, которому и подарил выпущенный к парижской выставке альбом построенных под его руководством мостов Средне-Сибирской дороги. Когда в 1960-х годах Ксения Владимировна Шухова передавала в Архив Академии наук хранящиеся у нее отцовские материалы, в их число случайно попал и альбом Кнорре. Так он оказался в фонде В.Г. Шухова, хотя Владимир Григорьевич не имел никакого отношения к проектированию запечатленных в нем мостов.
Так что на выставке демонстрируется вопиющее невежество ее устроителей. Причем невежество агрессивное.
Увидев в экспозиции стенд с "шуховскими" мостами, я немедленно обратилась в администрацию ГНИМА и указала на ошибку. Реакции не последовало. Зато на сайте музея появилось объявление о "Детской программе к выставке «Шухов. Формула архитектуры»", посетив которую, дети от 7 до 12 лет смогут построить "мост из макарон" и узнать, "как связан с мостами инженер Владимир Григорьевич Шухов". А в качестве афиши данного мероприятия выступает фотография Енисейского моста! Т.е. детям на визуальном – лучше всего запоминающемся – уровне навязчиво внушается заведомо неверная информация.
В рамках той же выставочной программы желающие смогут прослушать и "чрезвычайно актуальную" в свете вышесказанного лекцию об атрибуции шуховских построек. Прочтет ее тот самый старший научный сотрудник, о котором я упоминала выше, – И.Е. Печенкин. Вопросу о том, насколько добросовестно он проводит свои исследования и насколько аргументировано делает выводы, я посвятила публикацию "Несколько замечаний об исторической правде". Один только маленький штрих в дополнение к ранее сказанному. "Нет ничего удивительного в том, – пишет И.Е. Печенкин на страницах "Архитектурного наследства", – что световые перекрытия Верхних торговых рядов не фигурируют в "Списке железных стропил и зданий, построенных по проектам В.Г. Шухова конторой инженера А.В. Бари с 1885 по 1920 гг." Далее следует ссылка: АРАН. Ф. 1508. Оп. 1. Д. 69. Вроде бы все верно, если бы не одна довольно существенная деталь: на самом деле название архивного документа, представляющего собой "Д. 69", выглядит так: "Список железных стропил и зданий, построенных конторою инженера А.В. Бари", и не содержит имени В.Г. Шухова, поскольку данная опись, составленная, кстати, отнюдь не рукою Владимира Григорьевича, включает в себя только объекты, возведенные фирмой Бари, ничего не говоря об авторстве. Перекрытия Верхних торговых рядов фирма Бари не возводила – это общеизвестный факт; следовательно, упомянутый список не может использоваться в тех целях, в каких использует его И.Е. Печенкин. Вот именно поэтому многоуважаемому исследователю пришлось несколько "подкорректировать" название документа.
Примечательно то, что с "новым" названием этот документ фигурирует и в выставочном каталоге – не беда, что рядом приведена его настоящая обложка. Кстати, и датировка у списка неверная – в действительности он заканчивается 1917 годом; после этой даты конторы А.В. Бари просто не существовало, да и по старой орфографии никто уже не писал...
***
Теперь несколько слов о самой выставке.
Она очень претенциозна, и по оформлению, начиная от испытывающей зрение нарочито расплывчатой афиши, и по заявленному значению – "крупнейший показ творчества В.Г. Шухова за последние 25 лет". На самом деле это набор – именно набор, большой, но отнюдь не полный и произвольный, по принципу "на что глаз упал" – архивных документов; все вперемешку: подлинники и плохие копии, автографы Шухова и его "записные книжки", совсем не являющиеся таковыми...
"Человек 3D, человек – искусственный интеллект, человек виртуальной реальности" – эти определения вызывают в сознании образ монстра из компьютерной игры. Но нет, "все эти современные понятия в полной мере можно отнести к В.Г. Шухову", сообщает нам первая же страница выставочного каталога.
Как заявляют кураторы экспозиции, оставив в стороне "традиционную демонстрацию личности Шухова как универсального человека", они "сконцентрировались на анализе самого творческого метода", на том, как из математической формулы рождается архитектура.
Такая позиция представляется в корне неверной. Гораздо больше для понимания Шухова да и любого другого крупного инженера его времени дает блестящий афоризм К.С. Мельникова: "В строительной конструкции таится душа. Суметь ее вызвать – значит создать архитектуру". Ведь известно, что сам Владимир Григорьевич не раз, обсуждая с сотрудниками ту или иную конструкцию, говорил о ее "душе", естественно, не в мистическом, а в своем особом, техническом смысле. Конструкция была для него не производной формул, не мертвым материалом, а живым организмом. Большое – гораздо большее, чем математике – значение придавал он интуиции и "личному художественному вкусу" конструктора. Формула, расчет были для него лишь вспомогательными инструментами.
Если же и существует некий "метод Шухова", то проистекает он именно из отвергаемой кураторами выставки его "универсальности". Правильнее же, на мой взгляд, в данном случае говорить не столько о методе Шухова, сколько об универсальных идеях, лежащих в основе его изобретений в самых разных областях. Одной из таких идей была идея гибких, работающих на растяжение металлических конструкций, и воплотилась она в висячих покрытиях, гибких затяжках арочных ферм, гибких днищах цилиндрических резервуаров и перегонных кубов. Но из представленной экспозиции никто ничего об этом не узнает.
Совершенно очевидно, что "изучение методов" бесплодно без понимания личности их творца. А личность Шухова полностью изгнана из экспозиции – вплоть до отсутствия какого бы то ни было портрета, притом что прекрасных, поистине художественных его портретов великое множество...
И последнее, о чем нельзя не сказать, – это ужасающее как с точки зрения собственно лингвистики, так и с точки зрения кругозора переводчиков качество перевода текстов в двуязычном каталоге выставки. Всего один пример: Шухов "посещал Армейское медицинское училище как аудитор" (с. 400). По-русски это должно означать, что Владимир Григорьевич как вольнослушатель посещал занятия в знаменитой, основанной еще Н.И. Пироговым Военно-медицинской академии!
Свидетельство о публикации №219103001449
Вам и Вашей семье удач и здоровья в Новом 2020 году и,разумеется, поздравления с наступающим Новым годом.
Об этом сборнике я проинформировл читателей портала.
Анатолий Хомяков 29.12.2019 18:44 Заявить о нарушении