Обские... синеглазки!

... Наступало прохладное и дождливое августовское утро. Мы с товарищем только что проверили донные удочки, на которые попались небольшие плотвичка и ершик. Из-за непогоды утренний клев явно срывался. Однако ночью Владимир Павлович поймал двух крупных стерлядок, а вчера вечером, перед закатом солнца, активно клевали хорошенькие подъязки. И на уху у нас в общем-то рыба была!...
Насадку мы на всякий случай поменяли, и я выбрал из старой жестяной банки самого жирного дождевого червя, который на крючке беспрестанно извивался, словно беззвучно вопил от боли и предстоящего его съедения какой-то крупной рыбой. Однако, поплевав на червя для рыбацкого счастья, сильно размахиваюсь свинцовым грузилом — и прозрачная леска со свистом и с живой насадкой летит в обскую воду.
В пасмурную погоду Обь неприветлива, поверхность реки свинцово-серая. Северный ветер нагоняет на песок шумливые волны, которые оставляют на широкой прибрежной полосе хлопья грязно-желтой пены и разный речной мусор.
Я уже привык к этому: отстоявшаяся в котелке обская вода все же пригодна для приготовления ухи и рыбацкого чая, заваренного обязательно с речной мятой, шиповником и листьями черной смородины. Для дополнительного аромата кладу в посудину спелые ягоды черемухи, иван-чай и какие-то... синие цветочки, растущие неподалеку от нашего костра. Названия их я не знаю, но уверен: такая чистота и красота не может быть ядовитой! Тем более, что кладу синеглазки уже не в первый раз, и всегда наш растительный чай получался очень приятным, хоть слегка и горьковатым!...
... Только спустя много лет, купив уже персональный компьютер и постоянно работая в Интернете, я узнал, что растение это с крупными ярко-синими колокольчиками (у молодых растений они просто торчат вверх, наподобие... цветочных стаканчиков) называется горечавкой легочной, или синим зверобоем.
Моего знакомца после этого я встречал не только на берегу протоки Тангинской, но и возле самой Оби, в районе острова Пим. Горечавка — растение многолетнее, прекрасно чувствующее себя среди других северных трав, в том числе и жесткой осоки. К концу августа она, как принцесса, возвышается над ними, начинающими желтеть, жухнуть. Высокие стебли с несколькими синими-синими цветками-рюмочками (иногда до пяти и более на одном стебле!) даже чуть наклоняются от веса своей изящной ноши. Особенно красиво смотрятся небольшие кустики горечавок, представляющие собой нечто вроде естественных декоративных клумбочек.
И каждый раз при встрече с таким чудом природы я останавливаюсь и с трепетом любуюсь чистейшими красками темно-синих цветков, увенчивающих то короткие одиночные стебли, то взбирающиеся вверх сразу по нескольким упругим стеблям, растущим из одного шнуровидного корневища.
Цветет горечавка легочная долго — весь июль и август, захватывая иногда и теплый сентябрь.
Близость синего зверобоя (название явно народное, указывающее на высокую целебность растения) к воде не раз наводила меня на мысль, что семена растений (как и родиолы розовой — знаменитого золотого корня) приносятся течением Оби с юга Западной Сибири, с Алтая. Ведь в глубине пойменных островов нашего Приобья я ни разу не видел этой голубоглазой прелести!...
Конечно, она довольно редка в сургутско-нефтеюганских краях, горечавка легочная, и рвать ее как-то не поднимается рука. Хотя теперь я уже досконально знаю о мощных целебных свойствах синего зверобоя.
Небольшое отступление.
В мире произрастает много разных горечавок — алтайская, бородатая, желтая, холодная, крупнолистная и другие (всего свыше 30 видов). И все эти растения имеют свою особую целительную силу! Например, сухой экстракт горечавки бородатой в эксперименте на животных показал благоприятное действие на излечение гепатита. А горечавка холодная, по данным тибетской медицины, полезна при болезнях легких и горла, при интоксикации и как жаропонижающее. По сведениям же индо-тибетской медицины, она хорошо помогает при лечении даже... черной оспы!...
Ну, и наконец, в горечавке крупнолистной найдены сапонаретин и гомоориентин — ценнейшие С-гликозиды!
Не удивительно, что в разных частях земного шара еще тысячелетия назад знахари врачевали всякие хвори такой ценной травой, применяя ее корни, корневища и листья (Я сейчас рву и употребляю только одни листья, не желая, чтобы горечавка легочная исчезла навсегда с обских берегов! — В.Н.).
Продолжая медицинскую тему, обнародую для читателей-северян еще и такие данные, почерпнутые мною из Интернета. Сегодня ученые обнаружили во всех частях синего зверобоя алкалоид генциантин, гликозид гентиопикрин, ксантоны и много... витамина С. Но тысячелетия назад народное чутье уже подсказывало: горечавкой можно лечить лихорадки, подагры, золотухи, обильные женские менструации, а также выводить злостных глистов. Постепенно горечавку легочную стали применять и для лечения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний; в опытах доказано противовоспалительное действие этого растения.
Среди знаменитых лекарственных растений, например, соседнего Кузбасса, есть еще горечавки луговая и перекрестнолистная (растение слабо ядовито). И первую употребляют от малярии (отвар травы) и как жаропонижающее средство. Вторую используют наряду с горечавкой желтой: препараты из корней и корневищ рекомендуют для улучшения аппетита, при нарушениях пищеварения, запорах и как желчегонное.
Древние и нынешние монголы горечавку легочную в смеси с другими травами используют при болезнях печени, отравлениях и эпидемических заболеваниях. Цветущей травой они иногда пользуют и свиней, предохраняя тех от... чумы.
(Все это и еще многое другое можно узнать и из книги В.Г.Минаевой «Лекарственные растения Сибири»).
Но мне хочется продолжить рассказ о жизни на планете этого удивительного цветка.
К сожалению, и на Украине, и в средней полосе европейской части России горечавка легочная уже находится под угрозой полного уничтожения! А горечавка желтая, растущая в горах Закарпатской Украины, почти исчезла — и ее теперь люди культивируют в ряде питомников. И это наиболее рациональный выход из сложившейся тревожной ситуации, потому что спрос на синий зверобой повсеместно растет; уже и научная медицина стала успешно применять это растение при лечении ряда легочных и желудочно-кишечных заболеваний.
Но пока еще в дикой природе горечавку алтайскую и крупноцветковую можно найти в субальпийском поясе в Кузнецком Алатау, в Горной Шории, на таскылах по Абаканскому хребту. Растет она на высокогорных лугах, в мохово-лишайниковых тундрах, около многолетних снежников, на каменистых склонах и моренах.
Собственно, сама горечавка легочная (синий зверобой) распространена в южной части лесной (северо-таежном районе) и в районах лесостепных зон Сибири. Растет она по опушкам березовых и сосновых лесов, на суходольных и пойменных лугах.
... Долго я колебался, прежде чем написать про нашу обскую горечавку легочную. Выдерут ведь подчистую мой любимый синий зверобой (как уже не стало на нашем рыбацком месте на берегу протоки Тангинская золотого корня!). Пусть те, кто хочет применять отвар или настойку горечавки во время ее цветения, пощадят хотя бы корни и корневища!... (А лучше пусть выращивают его на собственном дачном участке).
И охотнику, и рыбаку, и просто любителю-травнику я тоже советую при заболеваниях нервной системы, упадке сил, обмороках, болях в желудке рвать для походного фиточая только надземные части целебного растения, которое в нашем Нефтеюганском районе тоже нуждается в строгой охране.

Вл.Назаров
2000 год.


Рецензии